» »

Основоположником теории риторической науки. II.Кого считают основоположником теории риторической науки? Частная риторика делится на

15.04.2024

Многое в жизни определяется умением общаться. Успехи в учебе, карьере, в личных отношениях, построены на способностях к коммуникации. Читаете ли вы доклад в аудитории, поздравление на празднике или проходите собеседование на работу, лаконичная, структурированная речь, донесет информацию до слушателей в выгодном свете. Наукой, изучающей тонкости ораторского искусства, является риторика. Она помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

С зарождения в античности до наших дней, риторика как наука, понималась по-разному. Софисты-основатели определяли её как дисциплину, учащую манипулировать, доказывать точку зрения оратора, доминировать в дискуссиях.

Сегодня на первом месте гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли. В современном понимании, риторика – это дисциплина, изучающая способы создания целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Предмет риторики – мыслеречевое действие.

Объединяя в себе философию, социологию, психолингвистику и филологию, современная риторика позволяет достигать эффективного речевого взаимодействия с любым обществом.

Предмет и задачи риторики

Предметом в риторике являются способы формирования целесообразного слова:

  • устного;
  • печатного;
  • электронного;
  • процесс преобразования мысли в речь.

Задачи риторики сводятся к её направлению. Первым направлением является логическое: убедительность, эффективность речи выступают преимущественными параметрами. Вторым представлено литературное направление: главенствующими аспектами являются пышность и красота слов. Учитывая объединение логического и литературного направления в современной риторике, в её задачи входит правильность, убедительность и целесообразность речи.

Риторика и культура речи

Культура речи – это дисциплина, изучающая нормы литературного и национального языков, а также правила целесообразного употребления языковых средств выразительности. Риторика и культура речи взаимосвязанные понятия, обеспечивающие продуктивное общение.

Частная и общая риторика

Риторика подразделяется на две категории: общая и частная. Общая риторика изучает ораторское мастерство в целом и пригодится любому человеку.

Частная риторика, опираясь на каноны и правила, изучает искусство красноречия в разных профессиональных сферах.

Общая риторика имеет разделы:

  • риторический канон;
  • ораторику – искусство публичного речевого выступления;
  • спор – искусство аподиктической дискуссии (ведение спора ради достижения истины);
  • беседу – раздел, обучающий вести частный, светский или деловой разговор;
  • риторику повседневного общения, обучающую распознавать эмоциональные и речевые сигналы, посылаемые собеседником, подстраиваться под них;
  • этнориторику, изучающую особенности речевого поведения разных национальностей.

Риторический канон античности состоял из пяти частей:

  • Изобретение (инвенция).Формирование идеи для выступления. Поиск ответа на вопрос: Что сказать?
  • Расположение (диспозиция). Составление плана текста, для достижения передачи основной мысли.
  • Выражение (элокуция). Оформление речи изобразительными средствами языка, редактирование текста.
  • Запоминание (меморио). Выбор оратором способа передачи информации. Заучивание, составление заметок.
  • Произнесение (акцио). Выступление оратора перед аудиторией.

На пятом этапе происходит кульминация ораторской деятельности и заканчивается античный риторический канон. Ради совершенствования ораторских навыков, в современном каноне добавлен еще один пункт:

  • Рефлексия. Подразумевает рассуждения автора над своим выступлением, поиск слабых формулировок и выделение удачных речевых приемов.

В риторическом каноне можно выделить три этапа:

  • докоммуникативный, включающий работу над речью (изобретение, расположение, выражение, запоминание);
  • коммуникативный, представляющий взаимодействие оратора с аудиторией (произнесение);
  • посткоммуникативный этап, являющийся анализом выступления (рефлексия).

В основе ораторской деятельной лежит три понятия – этос, логос, пафос.

  • Этос подразумевает обоснованность речи обстоятельствами, влияющими на тему выступления (место, время, продолжительность речи);
  • Логос отвечает за логическую составляющую;
  • Пафос включает эмоциональный и мимический окрас выступления.

Виды красноречия

Существует пять основных видов красноречия:

  • Социально-политический вид – дипломатические, социально-политические, политико-экономические, парламентские, митинговые и агитаторские речи.
  • Академический вид – научные лекции, сообщения, рефераты, семинары и доклады.
  • Судебный вид – речи действующих лиц судебных процессов: адвокатов, обвинителей, судей.
  • Богословское красноречие или духовный вид – напутствия, проповеди, торжественные речи церковной направленности.
  • Социально-бытовые виды красноречия – застольные, юбилейные, праздничные или поминальные речи.

Зарождение риторики как научной дисциплины, происходит в древней Греции еще в пятом веке до нашей эры. В силу становления рабовладельческой демократии, искусство убедительного слова приобрело большой спрос в обществе. Любой представитель полиса (города) мог обучиться ораторскому мастерству у преподавателей риторики – софистов (мудрецов).

Обладая всеми навыками красноречия, софисты обучали подопечных посредством практических занятий. На жарких дискуссиях и последующих анализах выступлений, мастера слова готовили учеников к профессиям судебных защитников, обвинителей, риторов. Софисты преподавали искусство украшения слова, создание убедительных речей. Они утверждали, что искусство речи не в поиске истины, а в доказательстве правоты оратора.

Риторика понималась софистами как наука убеждения, цель которой победа над противником. Это послужило последующим негативным окрасом значения слова «софизм». Если вначале оно понималось как «умение, мастерство, мудрость», теперь же «уловка, выдумка».

Известные философы-софисты:

  • Протагор (485–410 гг. до н. э.)

Считается основателем искусства дискуссии. Автор тезиса: «Человек – это мера всех вещей».

  • Горгий (483–375 гг. до н. э.)

Ораторского дела мастер, первый преподаватель риторики в Афинах. Основоположник применения в риторике троп и фигур речи. Наследие: «Похвала Елене», «Защита Паламеда».

  • Лисий (445–380 гг. до н. э.)

Отец искусства судебного слова. Его речи выделялись ясностью и краткостью, до наших дней их сохранилось 34, среди которых: «Речь против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати» и «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена». Эратосфен был одним из тридцати тиранов, виновных в гибели брата Лисия после захвата Афин Спартой.

  • Исократ (436–338 гг. до н. э.)

Один из учеников Горгия, основатель литературной риторики. Речи его выделялись простотой, понятностью слога для всех афинян. Самыми известными изречениями являются: «Панегирик» и «Панафинейская» речь. Понимание Исократа зачем нужна риторика отражается в высказывании: «Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесёт великие блага». Ему также принадлежит выражение: «Ученость - это сладкий плод горького корня».

Софисты превозносили искусство слова над истиной. Диалектика понималась как состязание ради победы. Поиск правды представлялся бессмысленным, потому что таковой, по мнению софистов, не существовало.

Учение Сократа заставляет взглянуть на риторику по-новому. Поиск истины и обретение добродетели становятся главными задачами. Своими диалогами, названными «сократовской иронией», философ подводил собеседника к познанию самого себя. Он учил глубокомыслию, нравственности. Трудов Сократ не писал, но работы его учеников, таких как Платон и Ксенофонт, передают изречения мыслителя. Например: «Никто не желает зла», «Добродетель – это знание».

Платон в 380-х гг. до н. э. основал Академию, в которой преподавались астрономия, философия, математика, геометрия, а также техники развивающие духовные качества человека. Его учение призывало отказаться от страстей, ради очищения разума для знаний. Наукам обучались диалектическим методом, развивался индивидуализм.

Риторический идеал Платона отражен в высказывании: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо». Подразумевалась четкая структура речи, соотношение общего с частным. Особенно ценилась философом ясность речи и истинность.

Аристотель – древнегреческий мыслитель, ученик Платона. В Академии он провел 20 лет, позднее основал Ликей (по названию храма Аполлона Ликейского), в котором преподавал лично философию и риторику. Своим трактатом «Риторика» Аристотель выделил искусство слова среди прочих наук, определил принципы построения речи и способы доказательства. Именно Аристотель считается основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме свой вклад в развитие риторики внес политик, философ и великий оратор Марк Туллий Цицерон. В труде «Брут или о знаменитых ораторах» Цицерон передал историю риторики в именах известных ораторов. Трактат «Об ораторе» формирует образ достойного ритора, объединяющего познания в истории, философии и праве. Произведение «Оратор» посвящено стилям и ритму красноречия. Марк Туллий выделял риторику среди прочих наук, называя её самой сложной. В его понимании предмет риторики таков – оратор должен владеть глубокими познаниями во всех сферах, чтобы суметь поддержать любой диалог.

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

Развитие риторики в России

Русская риторика развивалась преимущественно на базе римской. Потребность в риторике возрастала и падала со сменой политико-общественных режимов.
Как развивалась русская риторика в веках:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). До XVII века на Руси не существовало термина «риторика», а также учебных пособий по ней. Однако существовали правила. Этика речи, обозначающаяся терминами: «красноречие», «благоречие» или «риторикия». Обучались искусству слова, руководствуясь богослужебными текстами, сочинениями проповедников. Например, сборником «Пчела» (XIII век).
  • Первая половина XVII века. «Сказание о семи свободных мудростях»; открытие Московских школ повышенного типа; Киевская духовная Академия; 1620 год – первый учебник по риторике на русском языке; Книги «Об изобретении дел», «Об украшении».
  • Конец XVII – начало и середина XVIII вв. «Риторика» Михаила Усачева; Риторики Андрея Белобоцкого; «Старообрядческая риторика»; трактаты «Поэтика», «Риторика», «Этика, или Наука об обычаях», а также ряд лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. Риторика как наука в России сформировалась трудами Михаила Васильевича Ломоносова: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748). «Риторика» Ломоносова является хрестоматией, фундаментальным трудом в развитии этой науки.
  • Начало и середина XIX в. До середины девятнадцатого века, в России происходил риторический «бум». Учения слову издавались одно за другим. Выделяются работы И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского. Во второй половине столетия риторика вытесняется словесностью. В советское время преподается стилистика, лингвистика, культура слова, риторика же критикуется.

Предмет и задачи риторики в XXI веке или зачем нужна риторика сегодня

Наше время характеризуется высокими технологиями, разносторонней, доступной, неустанно развивающейся системой образования. Это век информации и сообщения. Коммуникативные способности личности, её стремление к развитию, определяют успехи во всех сферах жизни.

В первую очередь ораторское мастерство пригодится людям непроизводственных сфер деятельности – работникам СМИ, адвокатам, психологам, преподавателям, дизайнерам, продавцам и пр.

Но зачем нужна риторика слесарям, врачам, водителям? Ответ в следующем вопросе каждый найдется для себя отдельно: Какому человеку не нужно уметь мыслить и владеть своим словом?

Изучение основ ораторского мастерства, психологии, языка телодвижений будут полезны каждому, кто стремится к полной, комфортной жизни в обществе.

1. Вставьте пропущенное слово.

Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение … к слову.

2. К основным законам риторики не относится закон

а) гармонизирующего диалога

б) удовольствия

в) эмоциональности речи

г) краткости

3. Риторика относится к … наукам

а) философским

б) гуманитарным

в) лингвистическим

г) филологическим

4. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики

а) наука о речи, об ораторском искусстве

б) наука об искусной, витиеватой, украшенной речи

в) филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову

г) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи

5. Общая риторика отличается от частной тем, что

а) общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные

б) законы и принципы общей риторики распространяются на все страны и народности, а частная изучает речевые особенности только конкретной нации

в) общая риторика изучает универсальные законы любой речи, а частная - конкретные разновидности речи

г) законы общей риторики универсальны, всеобщи, не имеют временных и пространственных границ, законы частной риторики – ограничены в пространстве и во времени

6. Частная риторика делится на:

а) педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую

б) политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную

в) социально-политическую, педагогическую, торговую, судебную

г) педагогическую, юридическую, церковно-богословскую, торжественную

7. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве

а) Египет

б) Греция

8. Основоположником теории риторической науки считается

а) Аристотель

б) Квинтилиан

в) Сократ

г) Горгий

9. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит

а) Платону

б) Аристотелю

в) Демосфену

г) Цицерону

10. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат

б) Цицерону

в) Аристотелю

г) Сократу

Вариант 2

1. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…»

а) Сократ

б) Платон

в) Цицерон

г) Горгий

2. Установите соответствие между утверждениями и их авторами

Тест для проверки знаний по Риторике 1. Вставьте пропущенное слово. Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение … к слову. 2. К основным законам риторики не относится закон а) гармонизирующего диалога б) удовольствия в) эмоциональности речи г) краткости 3. Риторика относится к … наукам а) философским б) гуманитарным в) лингвистическим г) филологическим 4. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики а) наука о речи, об ораторском искусстве б) наука об искусной, витиеватой, украшенной речи в) филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову г) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи 5. Общая риторика отличается от частной тем, что а) общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные б) законы и принципы общей риторики распространяются на все страны и народности, а частная изучает речевые особенности только конкретной нации в) общая риторика изучает универсальные законы любой речи, а частная ­ конкретные разновидности речи г) законы общей риторики универсальны, всеобщи, не имеют временных и пространственных границ, законы частной риторики – ограничены в пространстве и во времени 6. Частная риторика делится на: а) педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую б) политическую, академическую, судебную, социально­бытовую, духовную в) социально­политическую, педагогическую, торговую, судебную г) педагогическую, юридическую, церковно­богословскую, торжественную 7. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве а) Египет б) Греция в) Китай г) Рим 8. Основоположником теории риторической науки считается а) Аристотель б) Квинтилиан в) Сократ г) Горгий 9. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит а) Платону б) Аристотелю в) Демосфену г) Цицерону

10. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат а) Лисию б) Цицерону в) Аристотелю г) Сократу 11. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…» а) Сократ б) Платон в) Цицерон г) Горгий 12. Установите соответствие между утверждениями и их авторами 1. Квинтилиан 2. Н.Ф. Кошанский 3. Аристотель 4. М.В. Ломоносов 1. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению 2. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и тем самым сообщать образ своих понятий 3. Риторика – искусство говорить хорошо 4. Риторика есть искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета 13. Автором афоризма Истина всегда торжествует! является а) Сенека б) Цицерон в) Квинтилиан г) Сократ 14. Автором первого русского учебника по риторике был а) И. С. Рижский б) М. В. Ломоносов в) А. Ф. Мерзляков г) М. М. Сперанский 15. Труд «Красное руководство к красноречию» принадлежит перу а) Н.Ф. Кошанского б) А.И. Галича в) М.М. Сперанского г) М.В. Ломоносова 16. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел а) во второй половине 18 в. б) в первой половине 19 в. в) в первой половине 20 в. г) во второй половине 20 в. 17. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается а) светская направленность его книг по красноречию б) систематизированность и широта обобщения риторики в) популяризация в риторике научного знания и просвещения г) опора на традиции и черты античного красноречия

4 в,г 14 б 5 а 15 г 6 б 16 г 7 б 17 а,в 8 а 9 а 10 б Ключи ответов: 1 мысли 11 г 2 г 12 1­3, 2­2, 3­4, 4­1 3 г 13 б Критерии оценок: 16 – 17 баллов – «5»; 12 – 16 баллов – «4»; 8­12 баллов – «3»; Менее 8 баллов ­ «2»;

I. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?

VIII. Определите стиль и тип речи.

Пассажиры обязаны: при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

1. Официально-деловой; повествование.

2. Художественный; рассуждение.

3. Публицистический; рассуждение.

4. Научный; описание.

IX. Укажите, что характерно для публицистического стиля:

1. сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях.

2. отсутствие экспрессивной окрашенности и художественной выразительности.

3. немотивированное использование терминов.

4. тесная связь с невербальными средствами общения, неполнота выражения (эллиптичность).

X. В официально-деловых текстах обычно употребляются слова:

1. амплитуда, локальный, следовать.

2. доложить, ответчик, взыскание.

3. климат, хроника, журнал.

4. эскалация, форум, почин.

Дидактическая единица 2. Риторика

Проверочный тест № 2. «Риторика как наука»

1. Египет.

2. Ассирия.

3. Греция.

4. Вавилон.

1. Аристотель.

2. Квинтилиан.

3. Сократ.

4. Платон.

III. Становление риторики как особой науки произошло уже в…

1. V в. до н.э.

2. VI в. до н.э.

3. IV в. до н.э.

4. I в. до н.э.

IV. * Риторика – это…

1. абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи.

2. коммуникативный процесс, направленный на обоснование точки зрения выступающего.

3. искусство говорить красиво и убедительно.

4. теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи.

V. К этапам риторического канона относятся:

1. инвенция, диспозиция, композиция, акцио, мемория.

2. диспозиция, демонстрация, элокуция, акцио, мемория.

3. инвенция, демонстрация, композиция, акцио, мемория.

4. инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, мемория.

VI. К законам общей риторики относятся:

1. закон гармонизирующего диалога, закон исключенного тертьего, закон достаточного основания, закон логики.

2. закон гармонизирующего диалога, закон продвижения и ориентации адресата, закон эмоциональности речи, закон удовольствия.

3. закон непротиворечия, закон гармонизирующего диалога, закон продвижения и ориентации адресата, закон тождества.



4. закон логики, закон достаточного основания, закон эмоциональности речи, закон удовольствия.

1. логос, пафос, силлогизм.

2. пафос, этос, софизм.

3. логос, этос, софизм.

4. логос, пафос, этос.

VIII. Понятие логоса предполагает…

1. средства убеждения, которые апеллируют к разуму.

2. средства убеждения, которые апеллирую к настроению человека.

3. средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека.

4. средства убеждения, которые апеллируют к чувствам.

IX. Понятие пафоса предполагает…

1. средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека.

2. средства убеждения, которые апеллируют к разуму.

3. средства убеждения, которые апеллирую к чувствам.

4. средства убеждения, которые апеллируют к настроению человека.

X. Понятие этоса предполагает…

1. средства убеждения, которые апеллирую к чувствам.

2. средства убеждения, которые апеллируют к эмоциям.

3. средства убеждения, которые апеллируют к разуму.

4. средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человек.

Проверочный тест № 3. «Виды красноречия»