» »

Ворота Иштар в Вавилоне – что известно истории о старейшем сооружении. Вавилонская богиня Иштар - богиня плодородия и любви

15.04.2024

Названные в честь аккадской богини ворота Иштар были построены в Древнем Вавилоне в 575 году до нашей эры. Но как о чуде света и памятнике архитектуры о них заговорили лишь спустя много веков. С воротами богини Иштар тесно связано имя вавилонского царя Навуходоносора, аккадская мифология и важный период в развитии Вавилонии.

Ворота Иштар - переплетение истории и мифологии

При царе Навуходоносоре Вавилон достиг своего расцвета, как культурного, так и экономического. Период его правления ознаменовался успешными военными походами, привлечением рабов - бесплатной рабочей силы, увеличением материального благосостояния.

Пожелав увековечить свое имя, Навуходоносор не скупился на различные архитектурные проекты - сады Семирамиды, царский дворец. Попала в этот список и городская стена с восемью воротами . Наибольшую известность из них приобрели ворота богини Иштар.

Иштар - богиня любви, плодородия, распри и войны. Считалось, что она была женой покровителя Вавилона - бога Мардука. От ворот Иштар к храму Эсагила, посвященному ее супругу, вела Дорога процессий. Горожане верили, что главное божество Вавилона раз в год проходит этот путь. Сами же они в Новый год несли его статуи по Дороге процессий и продолжающей ее улице Айбур-Шаба.

Внешний вид ворот богини Иштар

Самые известные ворота городской стены Вавилона были двойными. При этом внутренняя их часть почти в два раза превышала по размерам внешнюю. Высота строения составляла 26 м, а ширина - около 30 м. Вход представлял собой полукруглую арку.

Для строительства использовали глазурованный кирпич . Основной цвет сооружения - ярко-синий. Это придавало воротам особое величие, сразу выделяя их на фоне желтого песка и серых домов. Также считалось, что синий цвет символизирует богиню Иштар.

Крыша и створки были изготовлены из кедра и окантованы бронзой. На фоне ярко-синего кирпича выделялись 575 рельефных изображений священных животных - сиррушей и быков. В угрожающих позах они также украшали стены вдоль Дороги процессий, так как должны были «сопровождать» богов во время праздничного шествия.

Ширина Дороги равнялась 23 м, стены вдоль нее на высоту 7 м были отделаны синим глазурованным кирпичом.

Тайны ворот Иштар

Одна из главных загадок ворот Иштар в Вавилоне - компоненты, использовавшиеся для создания декоративного покрытия. До сих пор бытует мнение, что они не могли существовать в древние времена и представляли собой частички космической пыли.

Еще несколько вопросов, остающихся без ответа, касаются технологии изготовления эмали. Как мастерам удавалось поддерживать одинаковую и высокую температуру обжига кирпичей? Как с высокой точностью было выверено количество красителя для них?

Для получения кирпичей с прочным декоративным покрытием потребовалось бы не менее 12 часов обжига при температуре 1000 °C. Сегодня с этими задачами справляются квалифицированные специалисты и “умное” оборудование. Трудно поверить, что аналогичных результатов добились люди за 570 лет до нашей эры .

Раскопки и реконструкция достопримечательности

В конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей смог добиться финансирования раскопок на территории Древнего Вавилона.

Интересный факт: раскопки длились около 17 лет и были прерваны лишь вступлением британских войск в Багдад.

Среди руин некогда великого города археологи нашли обрушившуюся часть ворот Иштар. Ученые собрали и вывезли в Германию около 100 000 хорошо сохранившихся кирпичей. Из них в Пергамском музее Берлина возвели копию вавилонских ворот , полностью сохранив пропорции, но уменьшив размер. Высота реконструкции составляет 14 м, а длина - 10 м. Также посетители музея могут увидеть восстановленную часть Дороги процессий.

В музеях Парижа, Детройта, Нью-Йорка, Бостона, Стамбула и других крупных городах мира хранятся отдельные обломки от вавилонских ворот.

В музее Ирака есть свои ворота Иштар, однако их возвели из современного строительного материала, стилизованного под знаменитый синий кирпич.

На Вавилон много раз нападали завоеватели соседних стран, и разоряли город — но он несколько раз отстраивался заново. Здания возводились из обожженного кирпича, который не боялся ни воды, ни солнца. Главные ворота Иштар были облицованы цветным глазурованным кирпичом, на фоне которого были изображены фигуры животных.

Культ богов в Вавилоне был связан с почитанием Солнца, Луны, Марса, Юпитера и других планет. Вавилоняне представляли землю диском, а небо — куполом. Из наблюдений за движением Солнца родилось представление об окружности, круге, которое способствовало изобретению колеса.

Ворота богини Иштар.

Знаменитый памятник Вавилона — ворота богини Иштар представляют собой восьмые по счету ворота внутреннего города. Этот шедевр был построен в 575 году до нашей эры в северной части города по приказу царя Навуходоносора.

Ворота Иштар имеют вид арки полукруглой формы огромных размеров. С обеих сторон арка окружана громадными стенами, которые тянутся вдоль ритуальной Дороги Процессий. Арочные ворота, возведенные в честь богини Иштар были построены из , который сверху был покрыт ярко — голубой глазурью и расписан рисунками с использованием белой, желтой и черной глазури.

На стенах, ведущих к воротам Иштар можно было видеть великолепные барельефные изображения животных в наиболее близких к естественным позах. Так, было изображено около 120 барельефов львов. Есть также объемные изображения быков и сиррушей — мифических существ, похожих одновременно на драконов и грифонов, тело которых покрыто чешуей, а на змеиной голове красуются рога.

В общей сложности, на воротах богини Иштар насчитывалось 575 барельефных изображений животных. Сами ворота закрывались дверями, изготовленными из древесины кедра. Крыша ворот также была сделана из дерева чрезвычайно крепкой породы — ливанского кедра.

Ворота Иштар имели чрезвычайно важное ритуально — культовое значение — через них в день празднования наступления Нового года торжественно проносили статуи богов. Шествие проходило по Дороге Процессий.

В настоящий момент различные фрагменты знаменитых ворот Иштар хранятся в музеях всего мира: в Стамбуле, в Лувре, в Нью — Йорке, в Детройте и Чикаго. Максимально точную копию ворот Иштар построили в Ираке у входа в исторический музей.

Падение Вавилона.

В 539 году до нашей эры Вавилон пал. Вавилонское государство существовало 88 лет, и стало частью Персидской державы. Персы переняли у вавилонян клинопись, астрономические познания и искусство счета.

В 331 году до нашей эры распалась под ударом армии Александра Македонского. В 323 году до нашей эры, когда Александр умер Двуречье стало частью государства Селевкидов. В этот период Вавилон становится центром астрономических, астрологических и математических знаний.

В конце II века до нашей эры Вавилон оказался под властью Нарфянских царей, которые в 126 году до нашей эры разрушили и опустошили город. Этот период стал окончательным падением Вавилона.

Исследования Вавилона.

В 1876 году английский археолог Джордж Смит обнаружил три тысячи клинописных табличек. Их расшифровка показала, что они входили в состав вавилонской библиотеки. Эта находка стала очень ценным для науки открытием.

В 1908 году правительство Германии ведет археологические раскопки под руководством Роберта Кольдевея. Была найдена дорога процессий, которая привела ученых к воротам Иштар. После смерти Кольдевея появилось множество исследований, посвященных письменности, мифологии, хозяйственному устройству и социальному строю Вавилона.

В северной части города.

Внешний вид

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Размеры восстановленных ворот Иштар - 14 метров в высоту и 10 метров в длину.

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ворота Иштар" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иштар (значения). Царица ночи, Британский музей … Википедия

    ВОРОТА - архитектурный символ перехода из одного качества и состояния в другое. Еще до возникновения храмов сакральный аспект придавался воротам посредством двух столбов с соединяющей их перекладиной. К такого рода сооружениям относились финикийские… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон Ворота Иштар восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города. Внешний вид Ворота Иштар представляют собой… … Википедия

    Феодосийские ворота в Стамбуле Городские ворота фортификационный элемент, получивший наибольшее распространение в период Средних веков. Традиционно городские ворота строили … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вавилон (значения). Древний город Вавилон аккад. Bāb ili(m), Babilla; шум. KÁ.DINGIR.RAKI … Википедия

    Координаты: 32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. … Википедия

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне . Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Внешний вид

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий , вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Уменьшенная копия ворот, построенная Саддамом Хуссейном, была разрушена в ходе военных действий.

Реконструкция

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем . Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов , драконов и быков . В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша . Барельефы львов есть в Лувре , музее Метрополитен в Нью-Йорке , Восточном Институте в Чикаго , Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне .

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.

Напишите отзыв о статье "Ворота Иштар"

Ссылки

Координаты : 32°32′36″ с. ш. 44°25′20″ в. д.  /  32.54333° с. ш. 44.42222° в. д.  / 32.54333; 44.42222 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Ворота Иштар

– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…

Давным-давно, во времена правления царя Навуходоносора, великий Вавилон имел семь ворот, носящих имена богов. Необыкновенной красоты были ворота богини Иштар, откуда начиналась знаменитая Дорога процессий, направляющаяся к Эсагиле, храму покровителя Вавилона Мардука. Развалины ворот Иштар и сейчас остаются одним из самых значимых свидетельств былой славы Вавилона, и именно о них мне бы хотелось рассказать вам сегодня.

Ворота Иштар находятся в Музее Античного Ближнего Востока, который, в свою очередь, является павильоном музея Пергамон, созданным в 1899 г. В нем собраны находки германских археологов конца XIX – начала ХХ в. на территории Месопотамии.

Вавилонская коллекция является результатом работы экспедиции под руководством Р. Кольдевея, проводившей раскопки в 90 км к югу от Багдада. Почти 20 лет археологи работали над этим открытием, и в результате перед нами предстал Вавилон – город сказочных богатств, Вавилонской башни, висячих садов, населенный несметным количеством жителей. Его размеры, здания, мощь крепостных стен - все это когда-то поражало чужестранцев. Именно таким он предстает перед нами в сочинениях Геродота и Ветхом завете. Позднее Вавилон пришел в запустение, и люди забыли не только о его существовании, но и точном местоположении. Но археология вновь открыла его крепостные стены с башнями, царский дворец, дорогу Процессий, остатки храма Мардука и так далее.

Внутри городских стен, на разных концах города, находились два господствующих строения: с одной стороны царский дворец, с противоположной – пирамидальный храм Эсагила. Он представлял собой огромную конструкцию, каждая сторона которой в длину равнялась 400 метрам. Южнее его располагался величественный 91-метровый зиккурат Этеменанки («храм краеугольного камня небес и земли»), ставший основой для библейского мифа о Вавилонской башне. На вершине башни располагалось святилище главного бога Вавилонии Мардука, облицованное глазурованным кирпичом, а стены и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

Дорога процессий была, пожалуй, самой лучшей дорогой Древнего мира, ведь по ней предназначалось передвигаться не людям и повозкам, а великому богу и покровителю Вавилона Мардуку, который раз в год проделывал путь по ней до Эсагилы. И свое начало она брала именно у врат Иштар.


Отвечая на вопрос “почему именно богине Иштар были посвящены эти ворота?”, напомню о том, что среди огромного пантеона богов Междуречья Иштар была одновременно и центральным женским божеством, и божеством-покровителем и божеством, воплотившем в своем образе черты многих месопотамских и внемесопотамских божеств сходного типа. И потому в ее образе объединились локальные и универсальные элементы сакрального.

Иштар высоко почитали как богиню красоты и любви, сравнивали с Венерой. Культ Иштар зародился в городе Уруке, покровительницей которого она и являлась. Среди городов Вавилонии выделялось семь крупнейших, в число которых и входил Урук. Каждое божество-покровитель одного из этих городов и нашло отражение в воротах Вавилона, что должно было символизировать единство страны. А так как Иштар признавали супругой Мардука, то главные парадные ворота были посвящены именно ей.

Сами вавилонские ворота великой Иштар были сделаны двойными. Внутренние были в два раза больше чем наружные. Выполненная глазурованным кирпичом облицовка сверкала на солнце, а фон украшали 575 – я полагаю в соответствии с датой постройки, так как Ворота были сооружены по приказу царя Навуходоносора в 575 году – золотых рельефных изображений почитаемых животных: львов, сиррушей и быков.

Кстати, свое имя ворота получили от храма Иштар, который располагался поблизости. Символом богини Иштар считался - лев, и потому его изображения украшают стены Дороги Процессий за пределами ворот. На самих же воротах – рельефные фигуры быков (животное бога погоды Адада) и драконы-сирруши (животное – символ Мардука).

Вспомним, что именно здесь, у ворот Иштар брала начало уже упомянутая Дорога процессий, продолжением которой в городе являлась улица Айбур-Шаба. Именно по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.

Сама улица была составлена в основном из плит розового камня, с инкрустаций красного камня по краям. Ее ширина составляла 23 метра, и на всей протяженности ее сопровождали стены из глазурованного синего кирпича высотой семь метров. Через каждые два метра стены украшали рельефные изображения львов в устрашающих позах.


Впечатляет так же и надпись, которую Навуходоносор II приказал поместить на воротах Иштар, гласящая:

“Я - Навуходоносор, царь Вавилона, благочестивый князь, поставленный волей Мардука, высший жрец, возлюбленный Набу, рассудительный, который научился избирать мудрое, который постиг божественную сущность Мардука и Набу и почтил их величие… первородный сын Набополасара, царь Вавилона…

Я снес эти ворота и обложил их фундамент на уровне грунтовых вод асфальтом и кирпичами. Я приказал построить их из кирпичей с синими изразцами, на которых изобразил чудесных быков и драконов-сирруш. Я покрыл их крыши, положив величественные кедры, я поставил двери из кедра, обитые бронзой, во всех проемах. Я сделал диких быков и ужасных драконов на воротах. Я украсил их таким роскошным великолепием, чтобы народы смотрели на них и удивлялись.”


Но все рано или поздно приходит в упадок, поэтому всю красоту врат богини Иштар оценили только после того, как немецкие ученые провели здесь исследование. Всего было найдено около 100 тысяч обломков кирпича, составляющего прежде ворота.

К сожалению, в 1902 г., во время раскопок произошло обрушение верхней части Ворот Иштар. В Берлин были доставлены около тысячи обломков, из которых специалистам удалось восстановить наиболее близкий к первоначальному облик, хотя, разумеется, представленные в музее Пергамон ворота Иштар являются не совсем точной копией оригинала, но это логично – ведь иначе они не смогли бы поместиться в здании музея. Здесь же можно увидеть и восстановленную часть Дороги процессий.

Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира – стамбульский Археологический музей, Детройтский музей, Лувр и т.д. Ворота Иштар в Ираке и в настоящее время являются предметом восхищения и местом паломничества туристов, ведь возвышающаяся на 12 метров конструкция и в наше время завораживает тайнами древних времен.

В последние два года министр туризма и древностей Ирака, Лива Сумайсим, периодически жалуется на расхищение фрагментов древних Ворот Иштар и Дороги Процессий.


Ворота богини Иштар Провинция Бабиль, Ирак.

В конце XIX – начале XX века из-под пятнадцатиметрового слоя песка были извлечены синие глазурованные остатки кирпичных изразцов и фрагменты древней Дороги Процессий Вавилона. Тогда, после согласования с иракским правительством, они были переправлены в Берлин. И в течение 30 лет кропотливо и по-немецки аккуратно шла реконструкция Ворот Иштар и Дороги Процессий, которые стали жемчужиной Музея Передней Азии. А в Ираке реконструкцию ворот проводили с использованием современных аналогов кирпичей при Саддаме Хусейне.

Оставшиеся в Ираке древние фрагменты ворот хранились в музее Навуходоносора на месте древнего Вавилона. Перед американским вторжением 2003 года хранилища музея опечатали, отправив часть экспонатов в Национальный музей Багдада. Предполагается, что пропавшие кирпичи похищены из музея Навуходоносора.

В ходе иракской кампании США и их союзников, которая продлилась с 2003 по 2011 год, руины древнего Вавилона подверглись дальнейшему разрушению, а многие культурные ценности, в том числе наследие древних государств шумеров и вавилонян, оказались разграблены. Тем не менее, очень хочется надеяться, что памятник древности удастся сохранить и для новых поколений.

Диана Августа Штауэр