» »

Как выглядит поверхность вашего края. Поверхность нашего края

29.04.2024

Класс: 4

Цели:

  1. Формировать у учащихся представление о поверхности родного края.
  2. Учить работать с картой.
  3. Развививать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Оборудование: физическая карта области, фотографии оврагов, карьеров, свалок.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

Почему в целом свете нет родней страны? (Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить )

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю. Мы пройдем территорию нашего края с востока на запад и с севера на юг.

2. Работа над новой темой

У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать.

Узнайте его!

Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце)

Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.

Начинаем наше путешествие.

(Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной).

Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту?

(Мы остановились на Восточно – Европейской равнине. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета).

Попытаемся открыть тайну желтых пятен (просмотр слайдов).

Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности)

Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности).

Да. Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина».

А сейчас держим путь к столице нашей Родины. (Солнышко закрепляется над Москвой).

В европейской части России, в междуречье Оки и Волги, мы видим яркий кружок – так обозначена столица России – Москва. Вокруг Москвы расположена Московская область. Ее границы показаны желтым цветом.

Расположена Московская область очень удобно - в центре сухопутных и речных дорог, которые идут с севера на юг и с запада на восток. Москва является не только столицей России, но и главным городом, областным центром Московской области.

Московская область занимает площадь 4700 квадратных километров. Это больше, чем территория таких европейских государств, как Бельгия, Дания или Голландия. Граничит Московская область с семью областями.

Ребята, посмотрите на карту Московской области, покажите и назовите эти семь областей. (Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская, Тверская области).

Ребята, рассмотрите карту и определите, какие формы поверхности есть в крае, как они называются.

(Солнышко закрепляется на северо-западной части Московской области).

Дети:

Поверхность Московской области в основном равнинная и является частью Восточно-Европейской холмистой равнины. Наиболее высокая, холмистая часть Московской области – северо-западная и западная. Здесь находится Смоленско-Московс кая холмистая равнина, возвышенность. На этой возвышенности холмы как бы образуют цепь, гряду. На территории Московской области эта гряда называется Клинско - Дмитровской.

Ребята, я хочу дополнить.

Действительно Московская область расположена в центре Восточно-Европейской равнины. Север области занимает заболоченная Верхневолжская низменность. К югу от нее находится холмистая Смоленско-Московская возвышенность. Здесь, около г. Уваровки расположена высшая точка области (310 м над уровнем моря) . Северо-западный край этой возвышенности известен под названием Клинско-Дмитровской гряды. Реки, берущие начало к северу от нее, впадают в Волгу, а те, что начинаются южнее - в Оку (за исключением Яхромы).

Ребята, где расположилось наше солнышко? (Наше солнышко расположилось на юге нашей области ).

Пользуясь шкалой высот определите, какие формы поверхности находятся к югу. Как они называются?

Дети:

Юго-западную и южную части области занимает слабовсхолмленная Москворецко - Окская равнина, на которой выделяется небольшая возвышенность - Теплостанская.

Вы сказали, что юго – западную часть Подмосковья занимает Москворецко - Окская равнина. К ней относится Теплостанская возвышенность, на которой расположена самая высокая точка Москвы – 253 м.

Ребята, Наше солнышко расположилось?(на северо- востоке). Какая же поверхность на этом участке области?

Дети:

Север и восток области занимают плоские равнины. На востоке эта равнина сильно заболочена и является частью Мещёрской низменности, Мещёры.



Река Клязьма во Владимирской Мещёре у г. Петушки

Молодцы, ребята! Все верно вы сказали. Мне хочется добавить только то, что Мещёрская низменность, Мещёра – представляет собой обширную равнину, расположенную в Центральном федеральном округе, занимающую восточную часть Московской области, южную – Владимирской и северную – Рязанской областей. По этому различают: Подмосковную Мещёру, Владимирскую Мещёру и Рязанскую Мещёру. На севере низменности высота над уровнем моря составляет 120 – 130 метров, понижаясь до 80 – 100 метров в южной части низменности. По центру низменности от города Егорьевска до города Касимова тянется небольшая возвышенность, сложенная песками и суглинками - Мещёрский хребет, его средняя высота около 140 м и максимальная – 171,8 м (г. Арюшина у села Савинское Орехово - Зуевского района).

3. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревце все выше, выше.

4. Продолжение новой темы

Поверхность Московской области сложена в основном песками и глиной. Эти вещества легко размываются водой. Поэтому всюду на территории нашей области немало оврагов. А как образуются овраги? (Ответы детей).

Овраги разрушают плодородные земли. Этим они наносят большой вред хозяйству, поэтому люди ведут борьбу с оврагами.

Назовите несколько методов борьбы с оврагами.


Парамоновский овраг

Оврагов очень много в нашей области. Один овраг расположен в нашем районе, возле реки Клязмы на территории г. Королев.

А какая поверхность г. Москвы? Посмотрите на карту Москвы (по большей части поверхность плоская).

Правильно. Большая часть плоская, сильно заболоченная равнина. Обширные и особо топкие болота занимали всю восточную часть Москвы. На месте современных площадей Театральной и Революции находилось болото «Поганый брод». Сильно заболоченной была территория современного ВВЦ. Лишь южная часть Москвы представляет собой холмистую Теплостанскую равнину, которая ближе к центру переходит в Воробьевы горы. Но это не настоящие горы, а одно из самых высоких мест Москвы. Распространенное мнение, что Москва стоит на семи холмах, не совсем точно. Это всего лишь возвышенные, крутые берега рек. Например, Боровицкий и Ваганьковский (на нём расположено здание Российской Государственной публичной библиотеки - дом Пашкова) холмы находятся над рекой Москвой, Таганский – над Яузой, Трехгорный – над рекой Пресней.

5. Закрепление

  1. Что такое равнина?
  2. Какая равнина изображена на этой схеме?
  3. Назовите причины появления оврага.
  4. Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (предлагаю рассмотреть фотографии пустырей, заброшенных карьеров).

6. Подведение итогов

  1. О чем мы узнали сегодня на уроке?
  2. Что мы называем родным краем?
  3. Где находится наша область?
  4. Какова поверхность нашей области?
  5. Какой вред приносит овраг людям?

7. Домашнее задание:

учебник, с. 100-105 (пересказ); тетрадь, с. 31, №№ 67,69.

Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нем. Много ли в вашей местности оврагов. Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

Ответ. В нашем крае достаточно много оврагов. Овраг - форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных ложбин, образованных временными водотоками. Овраги возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами, а также на склонах балок. Длина оврагов от нескольких метров до нескольких километров. Выделяют молодые (интенсивно развивающиеся) и зрелые овраги. Овраги наиболее в пределах лесостепной и степной зон. Овраги наносят большой вред сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Для борьбы с оврагами применяют запруды, подпорные стенки и др., а также производят посадку растительности, которая задерживает размывание почвы. Также в нашем крае встречается много балок. Балка – долина с пологими заросшими склонами. Во время снеготаяния и обильных ливней по дну балки может перемещаться временный водоток. Особенно многих в зоне степей.

Подумай, где легче строить города, села, прокладывать дороги, обрабатывать землю – на равнине или в горах. Как люди используют поверхность в вашем крае?

Ответ. В горах мало пригодной для земледелия земли, значит в горах будут преобладать добыча полезных ископаемых, охота и скотоводство. На просторах равнин при наличии хороших почв и достаточной влажности - земледелие, при засушливом климате - скотоводство.

На расселение людей, их образ жизни большое влияние оказывает рельеф местности, богатство недр полезными ископаемыми. Большая часть человечества живет на равнинах, где легче строить города, прокладывать дороги, вести хозяйство. В горах существует опасность землетрясений и других стихийных явлений, не встречающихся на равнинах.

Однако в горах природные условия разнообразнее и ресурсная база богаче, чем на равнинах.

В нашем крае большая часть населения живет на равнине, где строятся города, промышленные предприятия, шахты. В деревнях люди занимаются земледелием и скотоводством. В горах – это небольшие промышленные города, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. Сельского хозяйства в них нет. Зато хорошо развит туризм.

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края ты знаешь? Можно ли возместить урон, нанесенный природе в этих случаях? Как это сделать?

Ответ. В нашем крае существует проблема с заброшенными шахтами. Например, в городе Копейске Челябинской области в центре города находится самая опасная в Челябинской области шахта. В нее каждый час прибывает 250 кубометров воды, которые в любой момент могут выйти на поверхность земли. Когда вода наполнит заброшенный разрез до краев, в карьер сползет часть машиностроительного завода и сотни жилых домов. Проблема очень серьезная, так как таких шахт вокруг города не одна. Проблему решить можно, проведя рекультивацию шахт, хотя это стоит огромных денег.

Проверь себя

1. Расскажи о поверхности своего края.

Ответ. Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.

По территории области проходит горный участок условной границы "Европа-Азия": по Урал-тау и Уральскому хребту. Самый длинный хребет в Челябинской области - Уреньга, протяженность его около 65 км. Хребет украшают десять вершин высотой более 1000 м.

2. Как используют поверхность в вашем крае?

Ответ. В нашем крае большая часть населения живет на равнине, где строятся города, промышленные предприятия, шахты. В деревнях люди занимаются земледелием и скотоводством. В горах – это небольшие промышленные города, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. Сельского хозяйства в них нет. Зато хорошо развит туризм.

3. Что значит охранять поверхность?

Ответ. Это значит надо свести к минимуму вред, который наносит окружающей среде добычи полезных ископаемых, необходимо полнее изымать все полезное из уже добытого сырья. Это обеспечит получение большего количества нужных веществ и уменьшит отвалы ненужных.

Для восстановления земель, нарушенных карьерами и отвалами пустой породы, проводят специальные работы - рекультивацию. Для этого отвалы выравнивают, сверху насыпают грунт и насаждают деревья и кусты. Карьеры превращают в ставки, на берегах которых создают зоны отдыха.

Чтобы уменьшить негативное влияние земледелия на поверхность, нужно бережно вести ее возделывание. Рост оврагов останавливают насаждением растений на их склонах.

4. Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

Ответ. Охранять поверхность – это означает вести борьбу с оврагами, засаживать их склоны растительностью, сообщать администрации поселения об обнаруженных заброшенных карьерах, свалках. Принимать участие в экологических субботниках.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: овраг, балка.

Овраг - форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных ложбин, образованных временными водотоками.

Балка – углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

2. Нарисуй как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь ее участка (холма, оврага, горного хребта).

3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

Ответ. У нас есть несколько оврагов. Они существуют давно. Овраги наносят большой вред главным образом сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Для предупреждения роста оврагов делают препятствия, которые задерживают сток воды в овраг, на склонах высевают многолетние растения, при необходимости некоторые склоны засыпают землей. В нашем крае за оврагами ведется постоянное наблюдение. Благодаря этому рост оврагов почти не происходит.

Вспомни, какие моря, озера, реки есть в России. Что ты знаешь о водных богатствах своего края?

В России очень много морей, озер и рек. Моря: Чёрное, Белое, Балтийское, Охотское, Лаптевых, Азовское и другие. Озера: Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Енисей, Лена, Ока, Иртыш, Амур.

Наш край обладает значительными запасами водных ресурсов, большую долю которых составляют озера и пруды. Также у нас есть реки. И водохранилища.

Большая часть названий озер происходят из татарского и башкирского языка. В наименованиях водоемов часто встречается слово «куль», что означает «озеро». Таковы, к примеру, названия озер Абаткуль, Большой Кременкуль, Табанкуль, Большой Теренкуль, Зюраткуль. Крупнейшие озера края: Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Иткуль, Иртяш.

Озеро Увильды – самое большое озеро, расположенное у подножья Уральских гор. Вода в нем слабо минерализованная, очень чистая и прозрачная. За необычный оттенок воды озеро называют голубой жемчужиной Урала.

Еще одно красивейшее озеро Южного Урала расположено вблизи поселка Тургояк, что севернее станции города Миасса. Этот крупное и глубокое озеро Тургояк, окруженный горами и хвойными лесами, имеет площадь, равную 25 квадратным километрам. Озеро Большой Кисегач находится в 8 километрах к северо-востоку от города Касли, и имеет тектоническое происхождение. Истоком озера считается река Чартонышка.

Многие озера – места отдыха, используются как место рыбалки.

Поверхность Пермского края неоднородна.

На западе и в центральной части находится холмистая Русская равнина: местами она изрезана оврагами, пересечена долинами рек. На северо-востоке и востоке проходят древние Уральские горы .

Самая высокая гора - Тулымский камень , высота которой 1469 м над уровнем моря.

Камнями на Урале называют скалы, резко возвышающиеся над остальной местностью.

Горы Среднего Урала достаточно разрушены. Вершины их округлые, куполообразные, высота незначительна.

Между Русской равниной и Уральскими горами находится низменная равнина. Она сложена в основном из гипса и известняка. Эти породы легко размываются и растворяются подземными и речными водами. В результате их разрушительного совместного действия здесь образовались пещеры, подземные реки, озера, провалы, подземные пустоты. Так, к юго-востоку от Перми находится немало пещер.

Самая крупная из них - Кунгурская ледяная пещера , известная не только в нашем крае, но и далеко за его пределами. Протяженность Кунгурской ледяной пещеры более пяти километров.

Это - подземный дворец! Сюда не проникает солнечные лучи, поэтому даже летом держится минусовая температура. Капли воды, просачиваясь сквозь трещинки, образуют сосульки, которые растут сверху вниз (их называют сталактиты) и снизу вверх (их называют сталагмиты). В лучах цветных фонарей все это искрится, создавая удивительную яркую картину.

Пещера состоит из множества гротов и переходов. Пещерные гроты имеют разные названия: "Полярный" (здесь царство льда). "Метеорный", "Коралловый", "Эфирный".

Самый красивый из них - "Бриллиантовый грот ", ледяные кристаллы, которого блестят и искрятся и при свете зажженных огней.

Встречаются в пещере и мрачные места, такие как грот "Данте " - в его глубине как будто притаилось каменное чудище.


А в гроте "Дружба народов " есть большое подземное озеро, оно находится на глубине около 1300 м и три метра в глубину, которую возможно рассмотреть, так как вода кристально чистая, и имеет природный зеленоватый оттенок, но очень холодное.


Ежегодно сюда съезжаются любознательные туристы посмотреть этот удивительный подземный дворец, даже встретить Новый год с живой елочкой. Удивительный факт - в гроте "Великан " новогодняя елочка может стоять, не осыпаясь без воды, круглый год и более лет.


Вот такая удивительная пещера есть в Пермском крае. Надолго остается в памяти ее сказочная красота.

В 100 км к югу-востоку от города Перми находится Ординская пещера .

В чем же ее особенность?

Это длиннейшая подводная пещера России, вторая по длине в Евразии и самая длинная в мире подводная пещера в гипсах.



Ординская пещера - это уникальный подводный город. Здесь огромное количество подземных галерей, которые можно рассмотреть благодаря прозрачной воде.

Исследователи, геологи, географы, биологи, изучая карстовые явления Урала, проводят постоянные наблюдения в пещерах и их окрестностях.

По подсчетам ученых, четыре пятых территории нашего края составляют холмистые равнины и одну пятую - горы .

Равнинная поверхность более удобна для сельского и лесного хозяйства, строительства промышленных предприятий, дорог и жилых комплексов. Трудности в хозяйственной деятельности человека создают горы, овраги, карстовые образования. Они мешают строительству дорог и промышленных объектов, сельскому хозяйству и добыче полезных ископаемых. Однако многие из них представляют собой удивительно красивые и величественные объекты, как, например, Чувальский камень .

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Тема: Поверхность нашего края.

(учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

Цели урока:

    Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.

    Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка. Рассказать о причинах появления и мерах борьбы с ними.

    Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

    Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир»;

    Презентация «Поверхность нашего края»;

    Раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, ребята. Закройте все свои глазки и послушайте меня:

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все вокруг,

Прекрасно все во мне!

Открыли глазки, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

Почему в целом свете нет родней страны? (Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить )

2. Актуализация знаний

Предлагаю вам сегодня отправиться в экспедицию. Вы не против такого предложения? Что необходимо взять с собой в экспедицию? (Ответы детей.)

Теперь вы готовы. Цель нашей экспедиции вы попробуете определить сами. А для начала вспомните то, что вы уже знаете, чтобы применить эти знания во время экспедиции. Подумайте, что должны внимательно изучить участники экспедиции, прежде чем отправиться в путь? (Свой маршрут.)

Слайд 2

Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы здесь видите? (На территории России есть горы и равнины. Среди равнин встречаются низменности, возвышенности, или холмы, и плоскогорья.)

Как все это можно определить по карте? (По условным обозначениям – по цвету.)

Каким цветом эти объекты обозначены на карте? (Равнины – зеленым, холмы – желтым, плоскогорья – светло-коричневым.)

Участники нашей экспедиции сейчас разделятся на три группы, чтобы исследовать равнины России. Каждый из вас берет карточку, на которой указан исследуемый географический объект, и присоединяется к своей группе.

(На карточках указаны названия равнин: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье .)

Обсудите в группах, где находится ваш объект, что вы можете о нем сообщить, пользуясь физической картой.

А теперь представитель от каждой группы показывает свой объект на карте, называет его и сообщает подготовленную информацию.

(На карте появляются названия равнин, проверяется правильность ответов.)

Где расположена территория нашего края? (Территория Московской области расположена на Восточно-Европейской равнине.)

Слайд 3

- Участники экспедиции молодцы, сообщили нам точные сведения. Значит, каждый из вас сможет помочь одному незадачливому иностранному туристу, который, путешествуя по России, сделал много интересных фотографий, а теперь никак не может в них разобраться. Как вы думаете, какие фотографии мог сделать турист на территории нашего края?

(1, 3, 5.)

Почему вы так решили? (На этих фотографиях изображена холмистая равнина. Это рельеф нашей местности.)

Слайд 4

Продолжим наше исследование. Обсудите в группах ответ на вопрос слайда: «В чём сходство и различие этих географических объектов?» Подготовьтесь сделать сообщение. (У холмов и гор есть подошва, склон, вершина. Гора и холм различаются высотой.)

Слайд 5

Если говорить точнее, высота низменностей до 200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м, высота гор – свыше 800 м.

Слайд 6

Какое условное обозначение поможет найти на карте горы? (Горы обозначаются на карте коричневым цветом. Чем выше горы, тем темнее цвет.)

Вспомните и обсудите в группах, какие горы находятся на территории России.

Экспедиционные группы отправляются по своему маршруту и готовят сообщения о своих объектах: 1 группа отправляется в экспедицию на Кавказские горы, 2 группа – на Уральские горы, 3 группа – на горы Саяны и Алтай.

Обсудите в группах, где находится ваш объект, что вы о нем можете сообщить, пользуясь физической картой.

(На карте по щелчку появляются названия гор, проверяется правильность ответов.)

Слайд 7

Что вы почувствовали, рассматривая эти фотографии? (Как красива наша страна.)

3. Целеполагание

Слайд 8

Обсудите в группах ответ на вопрос слайда: как используется людьми территория нашего края?

Кто готов высказаться? (На территории нашего края строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)

Слайд 9

Рассмотрите внимательно эти фотографии. Что вы на них видите? (Заброшенный карьер, свалка мусора, овраг, какие-то уродливые горы).

Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть, возмущение тем, что натворили люди на земле.)

Ребята, такие места на Земле - это боль планеты, это ее раны. Мы с вами часто говорим о важности охраны редких растений и животных, воды и воздуха. Нужно ли охранять поверхность земли?

А почему это так важно для нас? (Ответы детей)

Какова же будет главная цель нашей экспедиции?

А что вас заинтересовало, когда вы изучали фотографии на этом слайде? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Как на поверхности земли появляются такие раны? Можно ли все это исправить?)

4. Открытие нового знания

Слайд 10

Следующее исследование мы проведем на холмистой равнине. Здесь кроме холмов мы можем встретить овраг и балку . Предлагаю исследовать эти объекты с помощью слайда и сравнить их.

( Овраг и балка схожи тем, что имеют склоны. Но склоны оврага - крутые, осыпающиеся. А склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками . )

Попробуйте объяснить, каким образом они появляются на поверхности земли.

(Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.)

Предлагаю проверить правильность ваших версий.

Слайд 11

В музее-заповеднике Коломенское есть Голосов овраг. Посмотрите фотографию.

Слайд 12

Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей.)

- Нaзвaниe «Гoлocoв» – пpoизвoднoe oт Boлocoв. To ecть, нaзвaнный пo имeни Boлoca (Beлeca) – язычecкoгo cлaвянcкoгo бoгa пoдзeмнoгo цapcтвa и пoтycтopoннeгo миpa. Kaмни в Koлoмeнcкoм, лeжaщиe нa днe, cлyжили местом жepтвоприношения этoмy бoжecтвy.

Слайд 13

Посмотрите на эти иллюстрации и попробуйте определить, что еще является одной из причин образования оврага?

Какая группа готова рассказать нам об этом?

Кто желает дополнить ответ своих товарищей или высказать другую точку зрения?

( Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель.)

Подумайте, почему неправильная распашка может привести к появлению оврага? (По бороздам с вершины холма стекает дождевая и талая вода и размывает почву.)

Что вы могли бы посоветовать трактористу, который пашет землю на холмистой равнине?

( Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, в этом случае борозды будут задерживать воду, и вода не размоет почву. )

Слайд 14

Обсудите в группах, что такое карьер и как он образуется?

Какая группа готова рассказать нам об этом?

Кто желает дополнить ответ своих товарищей или высказать другую точку зрения?

(Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.)

Слайд 15

Обсудите в группах, что такое свалка и как она образуется?

Какая группа готова рассказать нам об этом?

Кто желает высказать другую точку зрения или дополнить ответ своих товарищей?

(Свалка – места земли, занятые строительным мусором: битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др. Свалки возникают возле строек. Строители сваливают туда остатки строительных материалов.)

Вы исследовали объекты, которые становятся ранами земли. Кто напомнит нам главную цель нашей экспедиции? (Внимательно изучить проблемы, возникшие на поверхности нашего края, и обсудить меры по ее охране.)

Обсудить меры по охране поверхности нашего края я предлагаю в группах. Задания для групп вы увидите на слайде.

Слайд 16

(После обсуждения учащиеся высказываются и сверяются с информацией со слайдов 17, 18, 19 .)

Слайд 20

Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называются терриконы . Как вы думаете, как они образовались?

(Ответы детей.)

В каком доступном вам источнике можно проверить правильность ваших предположений? (В учебнике.)

Воспользуйтесь этим источником для проверки.

(Ответы детей.)

Образовались терриконы действительно из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых. К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее. К тому же они наносят вред окружающей среде. Подумайте, каким образом?

(Учитель задает наводящие вопросы: что произойдет, если подует сильный ветер, если террикон загорится, если пойдет сильный дождь?)

Как вы думаете, можно ли бороться с этим? Что вы могли бы предложить для решения этой проблемы?

Слайд 21

5. Первичное закрепление

Слайд 22

Игра «Узнай меня» (по группам). Каждый правильный ответ – один балл.

    Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора)

    У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)

    Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)

    Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

    Я нахожусь на краю поля, а образовался я от неправильного распахивания земли. (Овраг)

6. Рефлексия

Какие важные вопросы мы с вами сегодня обсуждали?

Удалось ли вам получить ответы на них?

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу.

Слайд 23

У вас на парте лежат смайлики. Покажите, пожалуйста, зелёные смайлики те, у кого всё получилось на уроке, желтые – были ошибки, но я всё исправил, красные – у меня плохо получилось.

Ребята, я уверена, что когда вы вырастите, вы постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Также я предлагаю вам выполнить творческое задание : написать обращение к жителям о том, как они должны использовать поверхность нашего края, чтобы сохранить его для будущих поколений.