» »

Биография гоголя мистика. Научно-исследовательский проект по литературе: «Мистика в жизни и творчестве Николая Васильевича Гоголя»

27.01.2024

Среди гениев русской литературы встречаются такие, чьи имена у всех читателей ассоциируются с чем-то потусторонним и необъяснимым, приводящим в трепет обычного человека. К таким писателям, бесспорно, относится Н. В. Гоголь, история жизни которого, несомненно, интригует. Это уникальная личность; в наследие от него человечеством получен бесценный дар произведений, где он предстает то тонким сатириком, вскрывающим язвы современности, то мистиком, заставляющим бегать по коже мурашки. Гоголь - это загадка русской литературы, так до конца никем и не разгаданная. Мистика Гоголя продолжает интриговать своих читателей и в настоящее время.

Много загадочного связано как с творчеством, так и с жизнью великого писателя. Нашим современникам, филологам и историкам, пытающимся дать ответы на многочисленные вопросы, связанные с его судьбой, остается лишь догадываться о том, как все было на самом деле, и строить многочисленные теории.

Гоголь: история жизни

Появлению семьи Николая Васильевича предшествовала довольно интересная история. Известно, что его отец, будучи мальчиком, увидел сон, в котором Матерь Божья показала ему его нареченную. Спустя некоторое время он узнал в соседской дочке черты предназначенной ему невесты. Девочке на тот момент было всего семь месяцев. Через тринадцать лет Василий Афанасьевич сделал девушке предложение, и состоялась свадьба.

Много недоразумений и слухов связано с датой рождения Гоголя. Точная дата стала известна широкой публике лишь после похорон писателя.

Отец его был нерешительным и довольно мнительным, но несомненно одаренным человеком. Он пробовал свои силы в написании стихотворений, комедий, принимал участие в постановке домашних спектаклей.

Матушка Николая Васильевича, Мария Ивановна, была глубоко религиозным человеком, но при этом интересовалась различными предсказаниями и приметами. Она сумела привить своему сыну богобоязненность и веру в предчувствия. Это повлияло на ребенка, и он рос, с детства испытывая интерес ко всему таинственному и необъяснимому. Эти увлечения в полной мере нашли свое воплощение в его творчестве. Возможно, поэтому у многих суеверных исследователей жизни писателя возникали сомнения, не была ли мать Гоголя ведьмой.

Таким образом, впитав в себя черты обоих своих родителей, Гоголь был тихим и задумчивым ребенком с неуемной страстью ко всему потустороннему и богатым воображением, которое подчас играло с ним злые шутки.

История с черной кошкой

Так, известен случай с черной кошкой, который потряс его до глубины души. Родители оставили его дома одного, мальчик занимался своими делами и вдруг заметил черную кошку, которая подкрадывалась к нему. На него напал необъяснимый ужас, но он переборол свой страх, схватил ее и бросил в пруд. После этого его не покидало ощущение, что кошка эта была обратившимся человеком. Эта история нашла свое воплощение в повести «Майская ночь, или Утопленница», где ведьма обладала даром перевоплощаться в черную кошку и творить в таком обличии зло.

Сожжение «Ганса Кюхельгартена»

Во время обучения в гимназии Гоголь просто бредил Петербургом, он мечтал жить в этом городе и заниматься великими делами на благо человечества. Но переезд в Петербург не оправдал его ожиданий. Город был сер, уныл и жесток к чиновничьему классу. Николай Васильевич создает поэму «Ганс Кюхельгартен», но выпускает ее в печать под псевдонимом. Поэма разгромлена критиками, и писатель, не выдержав этого разочарования, выкупает весь тираж книги и предает ее огню.

Мистические «Вечера на хуторе близ Диканьки»

После первой неудачи Гоголь обращается к близкой ему теме. Он решает создать цикл повестей о родной Украине. Петербург давит на него, его психическое состояние усугубляется нищетой, которой, кажется, нет конца. Николай пишет письма матери, в которых просит ее подробно рассказать о поверьях, обычаях украинцев, некоторые строки этих посланий размыты его слезами. Он приступает к работе, получив сведения от матушки. Итогом длительной работы стал цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это произведение просто дышит мистикой Гоголя, в большинстве повестей этого цикла люди сталкиваются с нечистой силой. Удивляет, насколько красочным и живым получилось у автора описание различной нечисти, мистика и потусторонние силы правят здесь свой бал. Все вплоть до мелочей заставляет читателя почувствовать себя причастным к происходящему на страницах. Этот сборник приносит популярность Гоголю, мистика в произведениях притягивает к себе читателей.

«Вий»

Одним из самых известных произведений Гоголя является повесть «Вий», которая вошла в состав сборника «Миргород», изданного Гоголем в 1835 году. Произведения, вошедшие в него, были восторженно приняты критикой. В качестве основы для повести «Вий» Гоголь берет старинные народные предания об ужасающем и могущественном предводителе нечисти. Удивляет то, что исследователям его творчества до сих пор не удалось обнаружить ни одного предания, схожего с сюжетом «Вия» Гоголя. Сюжет повести прост. Трое бурсаков отправляются на подработку репетиторством, но, заплутав, просятся на постой к старухе. Та нехотя пускает их. Ночью она прокрадывается к одному из парней, Хоме Бруту, и, оседлав его, начинает подниматься с ним в воздух. Хома начинает молиться, и это помогает. Ведьма слабеет, и герой начинает бить ее поленом, но вдруг замечает, что перед ним лежит уже не старуха, а молодая и прекрасная девушка. Он, охваченный, невыразимым ужасом, убегает в Киев. Но руки ведьмы дотягиваются и туда. За Хомой приезжают, чтобы отвезти его на отпевание погибшей дочери сотника. Оказывается, что это и есть та ведьма, которую он убил. И теперь бурсак должен провести в храме перед ее гробом три ночи, читая отходную.

Первая ночь заставила Брута поседеть, так как панночка встала и пыталась поймать его, но он очертил себя кругом, и ей это не удалось. Ведьма летала вокруг него в своем гробу. На вторую ночь парень пытался сбежать, но его поймали и снова привели в храм. Эта ночь стала роковой. Панночка призвала на помощь всю нечисть и потребовала привести Вия. Когда философ увидел повелителя гномов, он вздрогнул от ужаса. А после того как Вию подняли веки его прислужники, он увидел Хому и указал на него упырям и вурдалакам, несчастный Хома Брут умер на месте от страха.

В этой повести Гоголь изобразил столкновение религии и нечисти, но, в отличие от «Вечеров», здесь победу одержали демонические силы.

По мотивам этой повести снят одноименный фильм. Его негласно относят к списку так называемых «проклятых» кинолент. Мистика Гоголя и его произведения унесли с собой многих людей, которые принимали участие в создании этого кинофильма.

Одиночество Гоголя

Несмотря на свою большую популярность, Николай Васильевич не был счастлив в сердечных делах. Он так и не нашел спутницу жизни. Случались периодические влюбленности, которые редко перерастали во что-то серьезное. Ходили слухи, что однажды он просил руки графини Вильегорской. Но ему было отказано по причине социального неравенства.

Гоголь решил, что вся его жизнь будет посвящена литературе, а романтические увлечения со временем и вовсе сошли на нет.

Гений или сумасшедший?

1839 год Гоголь проводит в путешествиях. Во время посещения Рима с ним случилась беда, он подхватил тяжелую болезнь, которая носила название «болотная лихорадка». Недуг протекал очень тяжело и грозил писателю смертью. Он сумел выжить, но болезнь затронула его мозг. Следствием этого стало душевное и физическое расстройство. Частые обмороки, голоса и видения, посещавшие воспаленное энцефалитом сознание Николая Васильевича, терзали его. Он стремился где-нибудь найти успокоение своей мятущейся душе. Гоголю хотелось получить истинное благословение. В 1841 году его мечта сбылась, произошла встреча с проповедником Иннокентием, о которой он давно мечтал. Проповедник подарил Гоголю образок Спасителя и благословил его на путешествие в Иерусалим. Но поездка не принесла ему желанного успокоения. Ухудшение здоровья прогрессирует, творческое вдохновение исчерпывает себя. Работа дается писателю все сложнее. Все чаще он говорит о том, что нечистая сила влияет на него. Мистика в жизни Гоголя всегда занимала свое место.

Смерть близкой подруги, Е. М. Хомяковой, подкосила писателя окончательно. Он видит в этом страшное предзнаменование для себя. Гоголю все чаще кажется, что его смерть близка, и он очень ее боится. Усугубляет его состояние священник Матвей Константиновский, который пугает Николая Васильевича страшными загробными муками. Он ставит ему в вину его творчество и образ жизни, доводя и без того расшатанную психику до срыва.

Фобии писателя невероятно обостряются. Известно, что более всего на свете он боялся впасть в летаргический сон и быть похороненным заживо. Чтобы избежать этого, в своем завещании он попросил похоронить его лишь после того, как очевидными станут все признаки смерти и начнется разложение. Он настолько боялся этого, что спал исключительно сидя в креслах. Страх таинственной смерти постоянно преследовал его.

Смерть как сон

В ночь с 11 на произошло событие, которое до сих пор тревожит умы многих биографов Гоголя. Находясь в гостях у графа А. Толстого, в эту ночь Николай Васильевич чувствовал себя крайне обеспокоенно. Он не находил себе места. И вот, словно решившись на что-то, достал из портфеля пачку листов и бросил ее в огонь. По некоторым версиям, это был второй том «Мертвых душ», но также есть мнение, что рукопись уцелела, а сожжены были другие бумаги. С этого момента недуг Гоголя прогрессировал с неумолимой быстротой. Все чаще его преследовали видения и голоса, он отказался от еды. Врачи, призванные его друзьями, пытались лечить его, но все было напрасно.

Гоголь оставил этот мир 21 февраля 1852 года. Врач Тарасенков констатировал смерть Николая Васильевича. Ему было всего 43 года. То, во сколько лет умер Гоголь, стало большим потрясением для его родных и близких. Русская культура потеряла великого человека. Была какая-то мистика в смерти Гоголя, в ее внезапности и стремительности.

Похороны писателя прошли при огромном скоплении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, было воздвигнуто массивное надгробие из цельного куска черного гранита. Хотелось бы думать, что он обрел там вечный покой, но судьба распорядилась совершенно иначе.

Посмертная «жизнь» и мистика Гоголя

Свято-Даниловское кладбище не стало последним местом упокоения Н. В. Гоголя. Спустя 79 лет после его захоронения было принято решение о ликвидации монастыря и размещении на его территории приемника для беспризорных детей. На пути у стремительно развивающейся советской Москвы встала могила великого писателя. Было решено произвести перезахоронение Гоголя на Новодевичьем кладбище. Но все произошло совершенно в духе мистики Гоголя.

Для проведения эксгумации была приглашена целая комиссия, которой был составлен соответствующий акт. Странно, что в нем не было указано практически никаких деталей, только информация о том, что тело писателя было извлечено из могилы 31 мая 1931 года. Отсутствовала информация о положении тела и заключение медицинской экспертизы.

Но на этом странности не заканчиваются. Когда стали копать, то выяснилось, что могила гораздо глубже, чем принято, а гроб помещен в кирпичный склеп. Останки писателя извлекли, когда наступили сумерки. И тут дух Гоголя сыграл своеобразную шутку над участниками этого мероприятия. На эксгумации присутствовало около 30 человек, включая именитых писателей того времени. Как выяснилось позже, воспоминания большинства из них очень сильно противоречили друг другу.

Некоторые утверждали, что в могиле не было останков, она оказалась пуста. Другие уверяли, что писатель лежал на боку с вытянутыми руками, что свидетельствовало в пользу версии о летаргическом сне. Но большинство присутствующих утверждали, что тело лежало в обычной позе, но отсутствовала голова.

Такие разные показания и сама фигура Гоголя, располагающая к фантастическим вымыслам, породили множество слухов о таинственной смерти Гоголя, расцарапанной крышке гроба.

То, что происходило дальше, трудно назвать эксгумацией. Это больше напоминало кощунственное разграбление могилы великого писателя. Присутствующие решили взять себе на память «сувениры от Гоголя». Кто-то взял ребро, кто-то кусочек фольги из гроба, а директор кладбища Аракчеев стянул с покойного сапоги. Это кощунство не осталось безнаказанным. Все участники жестоко поплатились за свои поступки. Практически каждый из них в течение недолгого времени присоединился к писателю, покинув мир живых людей. Аракчеева же преследовали в которых являлся к нему Гоголь и требовал отдать сапоги. Находясь на грани сумасшествия, несчастный директор кладбища послушал совета старой бабки-вещуньи и закопал сапоги возле новой После этого видения прекратились, но ясное сознание так и не вернулось к нему.

Загадка пропавшего черепа

Интересные мистические факты про Гоголя включают в себя неразгаданную до сих пор тайну его пропавшей головы. Существует версия, что ее выкрали для известного коллекционера редкостей и уникальных вещей, А. Бахрушина. Произошло это при реставрации могилы, приуроченной к вековому юбилею писателя.

Этот человек собирал самую необычную и жуткую коллекцию. Существует теория, что он возил украденный череп с собой в чемоданчике с медицинскими инструментами. Позже правительство Советского Союза в лице Ленина В. И. предложило Бахрушину открыть свой музей. Это место существует до сих пор и насчитывает тысячи самых необычных экспонатов. Среди них также есть три черепа. Но доподлинно неизвестно, кому они принадлежали.

Обстоятельства смерти Гоголя, расцарапанная крышка гроба, похищенный череп - все это дало огромный толчок человеческому воображению и фантазии. Так, появилась невероятная версия про череп Николая Васильевича и таинственный экспресс. В ней высказывается предположение, что после Бахрушина череп попал в руки к внучатому племяннику Гоголя, который решил передать его русскому консулу в Италии, для того чтобы часть Гоголя покоилась в земле его второй Родины. Но череп попал в руки молодого человека, сына капитана дальнего плавания. Тот решил попугать и повеселить своих друзей и взял череп с собой в путешествие на поезде. После того как экспресс, на котором ехали молодые люди, въехал в тоннель, он исчез, никто не мог объяснить, куда пропал огромный состав с пассажирами. И до сих пор ходят слухи о том, что иногда разные люди в разных частях света видят этот поезд-призрак, который возит череп Гоголя через границы миров. Версия фантастическая, но имеющая право на существование.

Николай Васильевич был гениальным человеком. Как писатель он полностью состоялся, но как человек своего счастья не обрел. Даже небольшой круг близких друзей не смог разгадать его душу и проникнуть в мысли. Так вышло, что история жизни Гоголя сложилась не слишком радостно, она наполнена одиночеством и страхами.

Он оставил свой след, один из самых ярких, в истории мировой литературы. Подобные таланты появляются очень редко. Мистика в жизни Гоголя была своеобразной сестрой его таланта. Но, к сожалению, великий писатель оставил нам, своим потомкам, больше вопросов, чем ответов. Читая самые известные произведения Гоголя, каждый находит что-то важное для себя. Он, как хороший учитель, продолжает преподавать нам свои уроки сквозь века.

Сегодня - день рождения нашего великого земляка Николая Васильевича Гоголя

«Жизнь его представляет такую великую, грозную поэму, смысл которой останется долго неразгаданным ». И. Аксаков

Гоголь - почтовая
открытка начала XX века

В большинстве случаев наши современники, равно как и современники самого писателя, Николая Гоголя представляют и представляли как тип писателя - сатирика, обличителя общественных пороков и великолепного юмориста. Его совершенно не знают как мистика, как религиозного мыслителя и публициста и даже (!) автора молитв. Из всей духовной прозы читателя знают (и то - единицы) разве что «Выбранные места из переписки с друзьями». О духовности Гоголя впервые мощно заявил Д. Мережковский, опубликовав книгу «Гоголь и чорт. Исследование» (хотя книга выходила и под другими названиями). В прошлом веке к теме духовности Гоголя обращались К. Мочульский, В. Золотусский и протопресвитер Василий Зеньковецкий. И, наконец, уже в наши дни, эту тему осветил В. Воропаев.

Гоголь действительно был человеком загадочным. Слишком много вокруг его имени непонятных и необъяснимых поступков, связанных, прежде всего, с его смертью и сожжением второго тома «Мертвых душ».

Часто в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо допускается мнение, что призвание его было исключительно литературное, что, «ударившись в мистику», он загубил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением. Но сам Гоголь в письме матери указывал: «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», так как он был не только великим художником, он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.

Начало

Гоголь происходил из старинного малороссийского рода, в котором напряженная религиозность (прадед был священником, дед окончил Киевскую духовную академию, отец - Полтавскую семинарию) сочеталась с наследственным мистицизмом. Мать Гоголя, Марья Ивановна, была женщина набожная и даже суеверная. Ее счастливая семейная жизнь началась с мистического видения. «Выдали меня четырнадцати лет, за моего доброго мужа, в семи верстах живущего от моих родителей. Ему указала меня Царица Небесная, во сне являясь ему». До смерти по возможности своей пешком она посещала святые места в Ахтырке, Лубнах, Киеве. Да и своего «Никошу» после смерти двух младенцев-первенцев она вымолила у образа Николая Диканьского.

Всю свою жизнь она прожила в необъяснимых, мучительных тревогах, которые отчасти были унаследованы Николаем, который также был то веселый и жизнерадостный, то «безжизненный», как будто с детства запуганный на всю жизнь.

К. Мочульский пишет: «Вера в Бога должна была прийти к нему другим путем - не от любви, а от страха». Сам Гоголь признался в этом матери: «Один раз, я живо, как теперь, помню этот случай - я просил Вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». Страшная картина, нарисованная болезненным воображением мистически одаренной матери, «потрясла» Гоголя. Он остался впечатлительным, неуравновешенным ребенком.

Мистический опыт детских лет Гоголь с необыкновенной силой описывает в «Старосветских помещиках»: «Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, который простолюдины объясняют тем, что душа стосковалась за человеком и призывает его, и после которого следует немедленно смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов».

Мечтания и метания

Как известно, 7 самых романтических лет в его жизни Николай Гоголь провел в Нежинской гимназии высших наук. Именно здесь он серьезно занялся богословием.

Товарищи Гоголя часто поддразнивали замкнутого, заносчивого и неряшливого юношу, но уважали его. Самый близкий лицейский друг Гоголя А. С. Данилевский писал: «Товарищи его любили, но называли „таинственный карла“. Над ним много смеялись, трунили». Гоголь, в свою очередь, дружил с небольшим кругом, называя всех остальных «существователями» и относясь к ним пренебрежительно. Он мнил себя романтиком, вроде Чайльд Гарольда, и его романтизм жаждал самоутверждения. Но двигал этой жаждой страх.

Страх смерти, принимает у юного Гоголя форму страха перед погребением заживо, перед «мертвой» жизнью на «черной квартире неизвестности в мире». «Как тяжко быть зарыту вместе с созданиями низкой неизвестности в безмолвие мертвое», - пишет он товарищу Высоцкому в 1827 году. А ведь до сих пор не смолкают разговоры, что Гоголя похоронили живым...

Он поверил в собственное «особое и таинственное» призвание, но служение представлялось ему смутно. Он то хочет стать судьей, ибо «здесь только он будет истинно полезен человечеству», то собирается ехать в Америку, а перед поездкой в Петербург он хвастал дяде, что: «Вы еще не знаете всех моих достоинств. Я знаю кое-какие ремесла: хороший портной, недурно раскрашиваю стены алфрескою живописью, работаю на кухне и много кой-чего уже разумею из поваренного искусства». Хотя, если он немного рисовал, то ни поваром, ни портным никогда не был. Склонность к преувеличению, отсутствие чувства реальности были особенностью его психики.

«Психовал» Гоголь по разным поводам. Когда он издал на последние деньги свою поэму «Ганц Кюхельгартен», критика жестоко «проехалась» по книге, и Гоголь, по свидетельству П. Кулиша, «бросился со своим верным слугой Якимом по книжным лавкам, отобрал у книгопродавцев экземпляры, нанял номер в гостинице и сжег все до единого». То есть опыты «сжигания» у Гоголя появились еще в молодости...

«Хвостики душевного состояния»

Когда «отрезвленный Европой» беглец возвращается в Петербург, он знакомится с литераторами и начинает активно писать и издает свои суперзнаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но позже, обращаясь к своей подруге А. Смирновой, Гоголь замечает, что не стоит судить о нем по произведениям этого периода, ибо он еще не утвердившийся писатель, а в книгах его «есть кое-где хвостики душевного состояния моего тогдашнего, но без моего собственного признания их никто и не заметит и не увидит». Что же это за «хвостики»?

В «Вечерах» Николай Гоголь соединил две литературные традиции - украинскую народную сказку с ее исконным дуализмом, борьбой Бога и дьявола, и германскую романтическую демонологию с ведьмами и чертями. Мрачность в повестях нарастает - если в «Пропавшей грамоте» или «Ночи перед Рождеством» чертовщина смешная, то в «Страшной мести» или «Вие» смех уступает место ужасу - не зря поставленный по Гоголю фильм с Куравлевым считается первым советским фильмом ужасов и даже пережил римейк. В книге появляется мрачный Басаврюк, колдуны, мертвецы, выходящие из могил на берегу Днепра, и прочая нечисть.

Но книгу восприняли живо и весело. Как писал Пушкин: «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего... этой веселости, простодушной и вместе лукавой». Однако, исходя из гоголевской «Авторской исповеди», самому писателю было не до смеха: «На меня находили припадки тоски мне самому необъяснимой. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать».

В его произведениях действительно с избытком смерти и безысходности. В «Вечере накануне Ивана Купала» побеждает Басаврюк; в «Страшной мести» осуждены на гибель все, прикоснувшиеся к злой силе - Данило, Катерина, ее маленький сын. «Ссора» Иван Ивановича с Иваном Никифоровичем заканчивается гибелью героев. Умирают Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна в «Старосветских помещиках», гибнет Тарас Бульба и оба его сына; сходит с ума и умирает художник Чертков в «Портрете», сошел с ума и перерезал себе горло художник Пискарев в «Невском проспекте», сходит с ума чиновник Поприщин в «Записках сумасшедшего»...

После «Вечеров» на Гоголя находит странное бездействие, апатия, «растерянность мыслей», которую он попытался растормошить, уйдя в изучение истории. Смерть была некой особой темой его жизни и его творчества.

Искания и Вера

После выхода 1 тома «Мертвых душ» Гоголь уехал в Европу, из-за чего упорные слухи о переходе Гоголя в католичество, когда он серьезно увлекся этим христианским течением и даже завел дружбу с кардиналом Меццофанти, с аббатом Ланчи, через известную Зинаиду Волконскую, принявшую католицизм. Но это оказалось сплетнями - он был глубоко Православным человеком.

Известный малороссийский богач и меценат Григорий Галаган вспоминал: «Гоголь показался мне уже тогда очень набожным. Однажды собрались все русские в русскую церковь на всенощную. Я видел, что и Гоголь вошел, но потом потерял его из виду и думал, что он удалился. Немного позже я вышел в переднюю... и там, в полумраке заметил Гоголя, в углу за стулом на коленях и с поникнутой головой».

В это время Николай Васильевич начинает систематические чтения духовной литературы. В «Авторской исповеди» он замечает: «Я оставил на время все современное, я обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще». Он пишет теперь больше на литургическую и церковную тему. Пытается написать молитвы.

К 1845 году (по свидетельству Марфы Сабининой) Гоголь собирался даже отправиться на послушание в монастырь. «Нет выше званья как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и помышленье мне в радость. Но без зова Божьего этого не сделать», - писал Николай Васильевич. Гоголь несколько раз ездил в Оптину Пустынь и общался со святыми отцами.

Как оказалось, еще в 1842 году Гоголь получил благословение епископа Харьковского преосвященного Иннокентия на поездку в Иерусалим. Но попал туда Николай Васильевич лишь в феврале 1848. Свою ночь у Гроба Господня он вспоминал всю оставшуюся жизнь. «Не помню, молился ли я... Литургия неслась мне показалось, так быстро, что самые крылатые моленья не в силах бы угнаться за нею...»

Гоголь и смерть

После этого, по свидетельствам, он почувствовал, что болен той самою болезнью, от которой умер отец его, на него «нашел страх смерти». Гоголь пророчески изобразил свою смерть в «Старосветских помещиках» и умер по той же причине, по которой умер Афанасий Иванович. «Он весь покорился своему душевное убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его: он покорился с волею послушного ребенка, сохнул, кашлял, таял, как свечка, и, наконец, угас так, как она, когда уже ничего не осталось, что бы могло поддержать бедное ее пламя». Это - точный диагноз болезни самого автора: Гоголь умер, потому что его позвали, он тоже «покорился» и тоже «таял, как свечка».

Поверив в неминуемость смерти, Гоголь готовился к ней - постился, причащался и долго молился, практически без сна. Однажды, изможденный, он уснул на диване, но вдруг, проснувшись, послал за священником, попросив его вновь причастить и соборовать, так как он видел себя мертвым, слышал какие-то голоса и теперь почитает себя умирающим.

В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает чистовик рукописи второго тома «Мертвых душ». В событии этом есть тайна, которая навсегда останется тайной. Версий и воспоминаний об этом много и они зачастую противоречивы. Однако очевидно, что Гоголь переживал содеянное, ибо говорил, что хотел отдать бумаги друзьям. На другой день Гоголь сказал А. П. Толстому: «Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы „Мертвых душ“, которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти».

В пользу ошибочной версии говорит и тот факт, что Гоголь почему-то не бросил в огонь всю вторую часть, «забыв» в шкафу рукопись с четырьмя первыми и одной из последних глав поэмы. А через 9 дней он скончался, сказав в полном сознании: «Как сладко умирать...».

Аксаков говорил о Гоголе: «Думаем, что смысл жизни Гоголя не будет никогда разгадан, он лежит в той области, на пороге которой изнемогают все человеческие домыслы. Но какой скорбный, какой страшный путь! Какими непрерывными, многообразными и изощренными страданиями куплено его величие!.. Душа Гоголя, предельно одинокая и несчастная; душа патетическая и пророческая, душа, претерпевшая нечеловеческие испытания и пришедшая ко Христу».

Свою главную духовную книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь закончил главой «Светлое Воскресенье», где напоминает читателю о вечной жизни. В нынешнем году, первом после его 200-летнего юбилея, его день рождения выпал на Страстную Седьмицу, предваряющую Светлое Воскресенье, в которое мы должны вспомнить и Гоголя - нашего великого, Православного земляка!

Виктор ШЕСТАКОВ , «Полтавщина»

Наверное, нет более загадочного и мистического писателя, как Николай Васильевич Гоголь. Перечитывая его биографию, многие задаются вопросами. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти.

Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу.

Великий украинский и русский писатель, Гоголь, как никто другой имел чувство магизма, передавая в своем творчестве действия темных, злых магических сил. Но мистика Гоголя присуща не только его произведениям, но и его жизни, начиная с момента рождения.

История женитьбы его родителей, отца Василия Гоголя на матери Марии Косяровской была также овеяна мистикой. Еще мальчиком Василий Гоголь ездил с матушкой на богомолье в Харьковскую губернию, там был чудесный образ Божьей матери. Оставшись ночевать, он увидел во сне этот храм и небесную царицу, которая предрекла его судьбу: «Ты будешь одержим многими болезнями (и так и было, он страдал многими болезнями), но все пройдет, ты выздоровеешь, женишься и вот твоя жена». Выговорив эти слова, она подняла вверх руку, и он увидел у ее ног маленькое дитя, сидящее на полу, черты которого врезались в его память. Вскоре, Василий, будучи в гостях в соседнем местечке, увидел семимесячную девочку у няни на руках, которая напоминала черты девочки из сна. 13 лет спустя, ему опять приснился сон, в котором в том же храме отворились ворота, и вышла девица красоты необыкновенной и, показав рукой в левую сторону, сказала: «Вот твоя невеста!». Он увидел девочку в белом платьице с теми же чертами лица. Через короткое время Василий Гоголь посватался к тринадцатилетней Марии Косяровской.

Через некоторое время после женитьбы, в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет. Николай рос в богобоязненной религиозной семье, и его мать с малых лет постоянно водила в церковь. С другой стороны, он был окружен украинской культурой, богатой на легенды, поверья о потусторонних демонических силах. К тому же рос он очень болезненным мальчиком, и вплоть до гимназии с ним часто случались непонятные нервные припадки.

По окончанию гимназии, Николай Гоголь, переехав в Санкт-Петербург, начинает свою творчество с мистических рассказов, принесших ему огромную популярность. Все сюжеты, по его признанию, он брал из народного творчества. Его персонажи - Вий, Черт, Ведьма – настолько органичны в его произведениях, как будто они существовали на самом деле, мистика Гоголя буквально пронизывает их.

Но все же главной книгой своей жизни, Гоголь считал «Мертвые души». Он смотрел на это произведение, как на что-то, что лежало вне его власти, где он должен был раскрыть тайны, ему завещанные. – «Когда я пишу, глаза мои раскрываются неестественною ясностью. А если я прочитаю написанное еще не оконченным кому бы то ни было, ясность уходит с глаз моих. Я это испытывал много раз. Я уверен, когда сослужу свою службу и окончу, на что я призван, то умру. А если выпущу на свет несозревшее или поделюсь малым, мною совершаемым, то умру раньше, нежели выполню, на что я призван в свет» - говорил он друзьям.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том «Мертвых душ». Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих пор неясно.

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

Н. В. Гоголь умер 21 февраля 1852 года в Москве, похоронили его на Свято-Данилова монастыря. В 1931 году, после закрытия монастыря и кладбища, останки Николая Гоголя перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря. Вот тогда же и было обнаружено, что из покойного украден череп. Как утверждают многие свидетели, сам скелет покойного был перевернут, так что есть основания предполагать, что опасения Николая Васильевича быть похороненным заживо были не напрасными.

Square

Удивительный загадочный мир Н. Гоголя окружает многих с детства: восхитительные образы «Ночи перед Рождеством», яркие народные гуляния на «Сорочинской ярмарке», жуткие истории про «Майскую ночь», «Вия» и «Страшную месть», от которой все тело покрывается мелкими мурашками. Это только маленький список знаменитых произведений Н.В.Гоголя, который считается самым мистическим российским писателем, а за границей его сюжеты приравниваются к готическим рассказам Эдгара Аллана По. В этой статье, вы узнаете интересные факты из биографии Гоголя, которые считаются загадочными и мистическими. Приготовьтесь, удивляться до мурашек!

Гоголь родился в сельской украинской многодетной семье, он был третьим ребенком из двенадцати. Его мать – женщина редкой красоты – ей было 14 лет, когда она стала женой мужчины в два раза старше ее. Говорят, что именно мать развила у сына религиозно-мистическое мироощущение. Мария Ивановна отличалась своим природным взглядом на религию, рассказывала сыну о древнерусских языческих традициях, славянской мифологии. Сохранились письма Гоголя матери, датирующиеся 1833 годом. В одном из них Гоголь пишет, что мать в детстве в красках рассказала ребенку, что такое Страшный суд, что будет ждать человека за добродетельные поступки, а какая участь настигнет грешников.

Детство, отрочество и юность

Николай Гоголь с ранних лет был замкнутым и необщительным человеком, о том, что творится в его голове и душе не представляли даже близкие родственники. Мальчик жил обособленно, мало общался со своими братьями и сестрами, но много времени проводил с любимой матерью.

Позже Гоголь рассказывал, что в пятилетнем возрасте он впервые испытал панический страх

«Было мне лет 5. Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли… Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене. «Киса, киса», - пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула, и последние круги на воде разбежались, водворились полный покой и тишина, мне вдруг стало ужасно жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своем, меня высек».

Николай Гоголь с детства был чувствительным человеком, поддающимся страхам, переживаниям, жизненным неурядицам. Любая негативная ситуация отражалась на его психике, когда другой человек смог бы выдержать подобное. Ребенок утопил кошку из-за страха, он будто бы победил свой страх через жестокость и насилие, но осознал, что так панику побеждать нельзя. Можно предположить, что писатель остался один на один со своими страхами, так как применить насилие вновь не позволяла ему совесть.

Эта ситуация очень напоминает момент в произведении «Майская ночь, или Утопленница», когда мачеха, превратилась в черную кошку, а панночка в страхе ударила и перерубила ей лапу.

Известно, что Гоголь в детстве рисовал, но его рисунки окружающим казались бездарными, непонятными. Подобное отношение к его искусству опять же могло негативно отразиться на самооценке.

С 10 лет Николай Гоголь был отправлен в Полтавскую гимназию, где мальчик стал участником литературного кружка. Неизвестно из-за чего у Гоголя развилась столь низкая самооценка, но именно замкнутость в себе и спровоцировала душевное расстройство в зрелости.

Первая попытка вынести свое произведение на людской суд

Николай Гоголь начал творить, писал он много, но рискнул показать свое произведение «Ганц Кюхельгартен». Это был провал, критика была неблагосклонна к повести, тогда Гоголь уничтожил весь тираж. Перед тем, как все же стать писателем Гоголь пытался стать актером и поступить на чиновничью службу. Но любовь к литературе все-таки захватила юношу, который смог найти новый подходит к этому виду искусства. Именно Гоголь затронул иную сторону жизни и показал, как живут в Малороссии! Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» произвел фурор! Помогала собирать материал и разрабатывать сюжеты писателю его мать Мария Ивановна. Долгие годы Гоголь успешно творил на литературном поприще, вел переписку с Пушкиным и Белинским, которые были в восторге от его произведений. Несмотря на известность, Гоголь так и не стал открытым человеком, а наоборот, с годами вел все более затворнический образ жизни.

Кстати, Пушкин подарил Гоголю мопса Жози, после смерти собаки на Гоголя напала тоска, потому что ближе Жози у писателя точно никого не было.

Вопрос о гомосексуальности писателя

Личная жизнь Гоголя окружена догадками и предположениями. Писатель никогда не состоял в браке с женщиной, возможно даже не имел близости с ними. Есть упоминания в письме матери, что Гоголь писал о прекрасной божественной особе, которую никак не хотел соотносить с обычной женщиной. Современники говорят, что это была безответная любовь к Анне Михайловне Виельгорской. После этого случая, больше женщин в жизни Гоголя не было, как впрочем и мужчин. Но исследователи считают, что письма к мужчинам отличаются высокой эмоциональностью. В незавершенном произведении «Ночи на вилле» присутствует мотив любви к юноше, страдающему туберкулезом. Произведение относится к автобиографическим, отсюда у исследователей появилась догадка в том, что, возможно, Гоголь испытывал чувства к мужчинам.

Семен Карлинский утверждал, что Гоголь — очень верующий человек, богобоязненный, поэтому не мог в свою жизнь включить любые интимные связи.

Но Игорь Кон считает, что именно богобоязненность не позволила Гоголю принять себя таким, какой он есть. Поэтому развилась депрессия, появились страхи быть непонятным, в результате писатель полностью ударился в религию и довел себя до смерти, моря голодом — это были попытки очистить себя от греховности.

Кандидат филологических наук Л. С. Яковлев называет попытки определить сексуальную ориентацию Гоголя «провокационными, эпатажными, курьезными публикациями».

Гоголь-моголь

Николай Гоголь безумно любил козье молоко в сочетании с ромом. Свой удивительный напиток писатель в шутку называл «гоголем-моголем». На самом деле десерт»гоголь-моголь» появился еще в давние времена в Европе, впервые был изготовлен немецким кондитером Кёкенбауэру. Так что известный взбитый яичный желток с сахаром не имеет отношения к знаменитому писателю!

Фобии писателя

  • Гоголь страшно боялся грозы.
  • При появлении незнакомого человека в обществе, уходил, чтобы с ним не столкнуться.
  • В последние годы вообще перестал выходить в свет и общаться с писателями, вел аскетичный образ жизни.
  • Боялся показаться некрасивым. Гоголю ужасно не нравился его длинный нос, поэтому просил художников на портретах изобразить нос, приближенный к идеалу. На основе своих комплексов писатель написал произведение «Нос».

Летаргический сон или смерть?

Гоголь постоянно думал о захоронении заживо и ужасно боялся такой участи. Поэтому за 7 лет до своей смерти оформил завещание, где указал похоронить его только тогда, когда появятся видимые признаки разложения. Умер Гоголь в возрасте 42 лет, после голодания перед Великим постом в течение 15 дней. В ночь с 11 на 12 февраля за неделю до смерти писатель сжигает в печи второй том «Мертвых душ», объясняя это тем, что его попутал злой дух. Писателя похоронили на третий день после смерти. В 1931 году некрополь, где был похоронен Гоголь, ликвидировали и приняли решении и переносе могилы писателя на Новодевичье кладбище. После вскрытия могилы обнаружили отсутствие черепа Гоголя (по словам Владимира Лидина), позже появляется слух, что череп в могиле был, но повернутый на бок. Огласки эта информация долгие годы не предавалась и только в 90-х годах вновь заговорили о том, не был ли Гоголь случайно похоронен в состоянии летаргического сна?

Существуют некоторые факты, подтверждающие, что Гоголь мог быть похоронен заживо. Привожу то, что мне удалось найти.

После перенесенного малярийного энцефалита 1839 году Гоголь часто падал в обморок, который приводил к многочасовому сну. На основании этого у писателя развилась фобия, что его могут похоронить заживо, пока он будет находиться без сознания.

Но официальных свидетельств о том, что в 1931 году при вскрытии могилы обнаружили череп, повернутый на бок, нет. Свидетели же эксгумации дают разные показания: одни говорят, что все было в порядке, другие утверждают, что череп был повернут в бок, а Лидин вообще не увидел черепа на должном месте. Полностью развенчивает эти мифы наличие посмертной маски. Ее невозможно сделать на живом человеке, даже если он находится в летаргическом сне, потому что человек все равно отреагирует на высокую температуру во время процедуры и начнет задыхаться от заполнения гипсом внешних органов дыхания. Но этого не было, Гоголь был похоронен после естественной смерти.


Посмертная маска Гоголя

1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя.

Еще при жизни его называли и монахом, и шутником, и мистиком, а в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том "Мертвых душ" и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя.

Рождение

Точная дата рождения писателя долгое время оставалась загадкой для его современников. Сначала говорилось, что Гоголь родился 19 марта 1809 года, затем 20 марта 1810 года. И только после его смерти из публикации метрики было установлено, что будущий писатель появился на свет 20 марта 1809 года, т.е. 1 апреля по новому стилю.

Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась известная ныне всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казненного Кочубея.

Еще мальчиком отец Николая Васильевича ездил в храм в Харьковской губернии, где был чудесный образ Божьей матери. Однажды он увидел во сне Царицу Небесную, которая указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: "...Вот твоя жена". Вскоре он узнал в семимесячной дочери соседей черты того ребенка, которого видел во сне. На протяжении тринадцати лет Василий Афанасьевич продолжал следить за своей суженой. После того, как видение повторилось, он попросил руки девушки. Через год молодые поженились, пишет hrono.info .

Таинственный Карло

Через некоторое время в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет.

От матери Николай Васильевич унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к богобоязненной религиозности и интерес к предчувствию. Отцу же его была присуща мнительность. Неудивительно, что Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.

Когда Гоголь учился в Полтавском училище, скоропостижно скончался его младший брат Иван, слабый здоровьем. Для Николая это потрясение было настолько сильным, что его пришлось забрать из училища и отправить в Нежинскую гимназию.

В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик".

Первая сожженная книга

В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России". С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование.

Гоголь публикует свое первое произведение - поэму в духе немецкой романтической школы "Ганс Кюхельгартен". Псевдоним В.Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов - это его псевдоним.

Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. "Переписывая глупости господ-столоначальников", молодой канцелярист внимательно присматривался к жизни и быту своих коллег чиновников. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель".

"Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания

После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.

Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.

Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. "Мне казалось, что я утопил человека", - писал позже Гоголь.

Почему Гоголь не был женат?

Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории.

В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга.

Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской, пишет gogol.lit-info.ru . С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной.

В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность.

По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. "Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака", - сообщается в новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими.

После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной.

"Вий" - "народное предание", придуманное Гоголем

Увлечение историей Украины вдохновило Гоголя на создание повести "Тарас Бульба", вошедшей в сборник 1835 года "Миргород". Экземпляр “Миргорода” он передал министру народного просвещения Уварову для поднесения императору Николаю I.

В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя - повесть "Вий". В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий".

Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" (из украинской мифологии) и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа.

Бегство

Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску".

Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том "Мертвых душ".

В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин. Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно…

Болезнь

В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни.

Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь "благословение", и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню.

Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. "Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорил Гоголь. - У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия".

Лишь ненадолго болезнь отступила. Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома "Мертвых душ" своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией.

Однако, как только второй том "Мертвых душ" был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать "страх смерти", которым когда-то мучился его отец.

Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником - Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том "Мертвых душ". Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно, пишет "Комсомольская правда" .

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. Если бы медики своевременно начали лечить его от депрессии, писатель прожил гораздо дольше, пишет Седмица.Ru , цитируя доцента Пермской медицинской академии М. И. Давидова, проанализировавшего сотни документов, изучая болезнь Гоголя.

Тайна черепа

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты. Когда останки Гоголя переносили на , обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

По версии профессора Литературного института, писателя В.Г.Лидина, присутствовавшего на вскрытии могилы, череп Гоголя был извлечен из могилы в 1909 году. В том году меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. "В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, - череп артиста Щепкина, другой - Гоголя, о третьем - ничего не известно", - писал Лидин в своих воспоминаниях "Перенесение праха Гоголя".

Слухи об украденной голове писателя позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе "Мастер и Маргарита". В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников