» »

Военное обозрение и политика. Шесть пунктов новой демографической программы Путина Путинская программа

12.03.2024

Идёт ли Владимир Владимирович в президенты? Моё мнение – да. На войне коней на переправе не меняют. Даже на лошадь женского рода. Но сейчас не о претендентах на высший пост государства. Сейчас о самом ВВП. Точнее, о его миссии на ближайшие шесть лет. О «дорожной карте», как он сам любит говорить.

Думаете, что действующему главе государства не нужна программа и предвыборные лозунги? Отчасти да, но формальности нужно соблюдать. А так как президент очень занятой человек, я тут решил написать ему предвыборную программу. И пусть это всего лишь плод моего воображения, надеюсь, какая-то часть из мною написанного сбудется.
Итак, предвыборный лозунг предлагаю следующий:

«НАВЁЛ ПОРЯДОК ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ – ПРИСТУПАЮ К НАВЕДЕНИЮ ПОРЯДКА ВНУТРИ СТРАНЫ».

На мой взгляд, большинство жителей России одобрили бы подобную концентрацию нашего президента на внутрегосударственных задачах.

А теперь,
ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА ПУТИНА
_______________________
Первым делом я бы порекомендовал нашему президенту провести основательные кадровые перестановки. Ни для кого не секрет, что Путин многим обязан Медведеву, Кудрину и прочей либеральной компании. Но идя на последний свой срок, ему нужно избавиться от этого, надоевшего народу «элитного» дивизиона.

Первым делом стоит заменить правительство, уволив Медведева, Дворковича, Шувалова. На место премьера предлагаю Михаила Хазина. У человека есть опыт работы в руководящих должностях, он не принадлежит ни к какой либеральной группировке. Имеет большой багаж методологических знаний, а также много лет занимается теорией кризиса в экономике.

Второе назначение – на пост главы Центрального банка РФ. Многие знакомы с деятельностью ещё одного экономиста – Михаила Делягина. Уже который год он бьётся с ЦБ и её руководителем Эльвирой Сахипзадовной Набиуллиной. Вот его на это место и поставим. А генеральной прокуратуре стоит провести проверку деятельности руководства ЦБ на предмет невыполнения своих конституционных обязанностей.

Тут следует оговориться, что, изучая вопрос полномочий и деятельности Центробанка, я пришёл к выводу, что главный банк страны является четвёртой ветвью власти, наравне с основными тремя, задекларированными Конституцией. Но формально это его положение в главном законе очень умело завуалировано. Поэтому Путину следует созвать Конституционное Собрание и инициировать деятельность по изменению нашей Конституции. Иными словами, Центробанк нужно национализировать. И раз уж зашла речь об изменении Конституции, то и статью о запрете государственной идеологии тоже нужно отменить.

Ещё одно очень важное замечание насчёт деятельности ЦБ: нужно непременно сделать две очень важные вещи. Первое – запретить делать резервы в государственные расписки США. С формулировкой «не очень надёжно». Кто знает, когда у них там рванёт? И куда потом мы с этими бумажками? Второе – запретить спекулятивные игры с рублём. Негоже, когда трейдеры из Чикаго сидят и обваливают курс нашей валюты, а Центробанк молча на всё это смотрит. На западе государство ставит запреты на подобную деятельность. Только в России с её либеральной шайкой можно делать всё что угодно с рублём.

ОБРАЗОВАНИЕ

МИНИСТР ФИНАНСОВ

Министр финансов - Сергей Глазьев. Думаю, многие будут «за». Тут многие справедливо могут возразить, мол, Глазьева пророчили на пост премьер-министра в своё время. Но так как «программу» пишу я, то всё-таки пост премьера я «отдал» Хазину.

Опять же стоит вернуться к кредитно-финансовой политике, и опять поговорить про ненавистный ЦБ и Сбербанк. Пора бы этой частной лавочке с Грефом во главе, во-первых, начать уже работать в Крыму! Во-вторых, нужно инвестиционную модель поменять в корне. Главным инвестиционным ресурсом должны быть не иностранные деньги, а собственная эмиссионная деятельность.

Вот этим Глазьев и должен заняться: работы непочатый край! И тут же встаёт вопрос об дальнейшей приватизации. Бессмысленно отщипывать куски от Роснефти и ей подобных, ради того, чтобы нам подкинули долларов. В новый срок – никаких приватизационных действий!

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ на стратегические ресурсы

Многие в правительстве ломают голову, как же простимулировать рост экономики?
Важная составляющая в цене любого товара/услуги – затраты на энергию. Электричество, газ для российских предприятий должны быть доступны. Цена на топливо снижена в 2-3 раза. Вы, из экономразвития, хоть раз просчитывали экономический эффект от снижения литра дизельного топлива или бензина до 10 рублей за литр? А вот посчитайте! Сначала Роснефть с Газпромом потеряют в выручке, но экономический рост, реальный, а не пририсованный статистикой всех приятно удивит.

Рождаемость в России, чуть выше чем в Европе. Но недостаточна для прироста населения. Всему виной – отсутствие уверенности в завтрашнем дне у родителей. Нужно в корне пересмотреть всю систему дотаций матерям. Вплоть до предоставления бесплатного жилья за третьего ребенка. Также необходимо увеличить пособия на детей. Установить минимальный размер пенсии выше прожиточного минимума в 1,5 - 2 раза.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Из позорной организации ВТО нужно срочно уходить! Разрывать договор и всё! Эта организация в мировом масштабе диктует разделение труда между странами. Естественно, что нам отведена роль бензоколонки.

Расчёты со всеми странами производить в рублях. Зачем нам с казахами торговать в долларах? Где логика? Но, нужно отдать должное, Путин уже многое сделал в этом направлении.

Ну не в старом варианте, но в новом виде СССР нужно возрождать. С лидером Белоруссии нужно более жёстко разговаривать. Поставить сроки для объединения. Ну и, естественно, главного противника объединения – г-на Лукашенко «попросить» либо уйти в сторонку, либо выполнять свои обещания. А то одна демагогия.

КОРРУПЦИЯ

Нужны посадки. Не домашние аресты, а посадки. В идеале – изменение уголовной ответственности в сторону усиления наказания. Украл у города три километра асфальта – 10 лет колонии строгого режима. А что? Народ только поддержит!

Вывод тут один – последний срок, и терять нечего. Путин итак вписал себя в историю, вернув России Крым. Но, судьба у него такая, пахать до последнего. Естественно будет война. Война либерального клана против таких действий. Но кому-то это делать всё равно придётся.

Кому как не тебе, Владимир Владимирович? Народ ждёт…

У Мовчана, как подсказали добрые люди, есть и описание "программы Путина" - коротко и ясно. Поскольку никаких сомнений в его "победе" на выборах нет, это же можно считать и описанием программы дальнейшей стагнации страны. Так каков же "план Путина"?

"С «властной колокольни» страна находится во вполне приемлемом состоянии (сами посудите, ВВП 9000 долларов на человека, как в Китае, в 2 раза больше чем на Украине; резервы растут; все формы долга невелики; рубль крепок; несколько тысяч приближенных зарабатывают ежегодно десятки и даже сотни миллионов долларов; положение на международной арене определилось, и оно устраивает и Россию, и ее главных партнеров – ЕС и США). Мы будем жить, как мы живем, потому что нам так жить хорошо и – не дай Бог! – как-нибудь по-другому. В российском обществе сейчас запрос не на реформы (с этим словом ассоциируются голодные 90-е годы), а на стабильность. Конечно, стабильность в России сегодня равносильна ползучей рецессии – даже в 2017 году, когда нефтяные цены выросли на 30%, ВВП прибавил только 1,5% – то есть не нефтяная его часть рухнула примерно на 3%. Жить будет становиться труднее – но медленно...

Для Путина движение вперед – это движение к усилению стабильности. Вечная цель впереди – полная ликвидация всех рисков, заморозка всего, вечное правление в неизменной стране. И мы будем идти к этой цели, отсекая все, что нам мешает быть абсолютно стабильными.

Стабильность требует тотального контроля; полного отсутствия инициативы; феодальной пирамиды отношений (у нас ее называют вертикалью власти), позволяющей моментально заменить звено, угрожающее стабильности; стабильность в сочетании с демократией требует полной управляемости демократии, в которой оппозиция назначается таковой и действует согласованно с властью, мнения, даже противоположные, заранее утверждаются в администрации президента... Наш объем (индекс научной цитируемости – я его использую как очень косвенное свидетельство уровня инноваций, наукоемких процессов в стране, потому что лучшего нет) сегодня соответствует примерно Египту. В этом тоже некоторая стабильность. Нечего выпендриваться: больше мы всё равно не сделаем (потому что для этого нужно развивать международную научную кооперацию), но и меньше пока – тоже. Потому что если меньше, то совсем плохо – тогда мы начнем просто проваливаться. И уже не сможем ни здания строить, ни даже производить приемлемую еду.

Значит, будем как-то ковыряться на уровне Египта. И если все будет хорошо, продержимся на этом уровне ближайшие 10-15 лет. А если не очень хорошо, то провалимся еще ниже, на уровень Ливии…"
https://www.if24.ru/andrej-movchan-programma-ekonomiki/

Мовчан отлично пишет. Я от себя бы только добавил, что меньше всего в происходящем стоит винить конкретного Путина. В конце концов, "он так видит". Если народ это все одобряет - значит, народу нравится. Судьба такой. Как пелось в старой перестроечной песне:

Виноват Чернышевский,
Хрущев виноват.
Виноватые Сталин и Брежнев.
Виноват ты и я, весь народ виноват,
Что сегодня нам снится, как прежде -
Четвертый сон Веры Павловны,
Четвертый сон Веры Павловны,
Четвертый сон Веры Павловны...
Что делать? Кто виноват?

Сохранено

Посмотрел двухчасовую встречу кандидата в Президенты Российской Федерации Владимира Путина с его доверенными лицами.

Сначала хотел, как обычно, делать контентный анализ по отраслям – образованию, культуре, сельскому хозяйству, промышленности и так далее. А потом подумал, что это сделают все. Более того, как я понимаю, работа доверенных лиц в секциях будет подытожена в текстовом виде и опубликована отдельным документом (или даже сборником). Так что это было бы лишним дублированием.

Поэтому я хочу обратить внимание на другой аспект вчерашней встречи, который лично мне бросился в глаза.

За последние пару месяцев я прочитал несколько программ кандидатов (и даже тех, кто называет себя кандидатами, но таковыми не является) и послушал как минимум пару десятков их публичных выступлений и пресс-конференций.

И везде идёт примерно одинаковый предвыборный популизм: это улучшим, это увеличим, тут разовьём. Но никто из кандидатов не конкретизирует, откуда на это будут взяты ресурсы (максимум, озвучивается что-то типа «отберём у богатых»).

Один любитель резиновых уточек и детских завтраков заявляет «Удвоим расходы на образование и медицину», но даже не может назвать цифру, сколько на них тратится сейчас.

У второго, стремящегося обогнать по популизму даже Жириновского с его «Каждой бабе по мужику», в программе написано «Расходы на образование, медицину и оборону должны составлять по семь процентов». Почему семь? Видимо, потому что «азино три топора, не плачу, поймал удачу». У него даже программа называется «Пацан у успеху шёл», но двадцати шагов не хватило, не подфартило.

Если увеличить расходы бюджета именно по этим трём статьям, то что-то другое придётся жестоко резать (заметьте, он даёт не абсолютные цифры, а проценты). А что? Об этом кандидат умалчивает. Потому что если надо пообещать электорату, то можно и 120% нарисовать, и даже 146%.

То есть общая черта большинства кандидатов – это именно безудержный популизм. И никто не пытается обосновать, откуда на весь этот пир фантазии возьмутся ресурсы (поверьте, я спрашивал, и не одного).

А вот Путин даже в рамках избирательной кампании на встрече с доверенными лицами не кидается громкими обещаниями. И наоборот, призвал тщательно следить за тем, что говорится, чтобы не озвучивать того, что реализовать не получится (и не вызывать разочарование у народа).

Каждое озвученное пожелание и предложение Путин, как управленец с огромным практическим опытом, сразу же рассматривал с позиций

Как это можно реализовать на практике?

Сколько это будет стоить?

Где для этого взять средства?

Я же ничего не придумываю, сами посмотрите внимательно. Постановка задачи, рассмотрение вариантов реализации, анализ наличных ресурсов.

Лично мне, как технократу и специалисту по антикризисному менеджменту, это очень близко и понятно. Никакой маниловщины, чистый прагматизм.

Как и ещё одна фраза Путина о том, что нужно отбросить всё, что мешает развитию (даже если оно лично для вас имеет сентиментальную ценность).

Буквально на днях смотрел интервью одного западного эксперта по информационным войнам, в котором он говорит, что с СССР можно было вести идеологические диспуты, атакуя слабые места в марксистской идеологии (или придумывая такие места). А с современной Россией так нельзя, потому что нет официально озвученной идеологии, которую можно было бы дискредитировать. И Путин действует не в рамках какой-то ограничивающей и делающей его предсказуемым доктрины, а решает стоящие перед ним задачи любыми способами, которые дают результат.

Ещё несколько лет назад, участвуя в различных идеологических диспутах, я вывел для себя простую формулу: я не знаю, каким будет «идеальное общество будущего», моя задача сделать его возможным, дав толчок к развитию.

Это и есть идеология Прогрессоров.

И именно о таком импульсе развития и говорил Путин в финале вчерашней встречи. Или, как сказал Машков, о базе для «Движения вверх».

Встреча президента РФ Владимира Путина с доверенными лицами в качестве кандидата на выборах.

В начале Большой пресс-конференции 14 декабря Владимир Путин сказал: «Я бы не хотел сейчас говорить о предвыборной программе, которая у меня, так же как и у других кандидатов, наверняка будет, должна быть. Она у меня практически уже есть. Повторяю, сейчас, наверное, не тот формат, когда можно её презентовать, но могу вам сказать главное, на чём, считаю, необходимо сосредоточить внимание и власти, и всего общества». После этого последовало несколько коротких фраз, а потом, как обычно, несколько часов вопросов и ответов. По ходу было высказано достаточно фактуры, которую можно воспринять как элементы программы, которая «практически уже есть». «Эксперт online» выбрал эти элементы, а также разного рода яркие реплики непрограммного характера, без которых ни одна предвыборная кампания, точнее, пресс-конференция не обходится (выделены курсивом).

Как идти на выборы

Правительство Российской Федерации

Что же касается будущей конфигурации, Вы не сердитесь на меня, но говорить об этом преждевременно, и об этом, наверное, вообще после выборов нужно будет говорить. Хотя, разумеется, какие-то предварительные идеи у меня есть. Спасибо.

Я видел, девушка плакат поднимала, на котором написано: «Путин, бай-бай».

Реплика: «Путин бабай».

В.Путин: А, бабай. «Мартышка к старости слаба глазами стала». Извините.

Будущее России

[Россия] должна быть устремлена в будущее, она должна быть очень современной, политическая система должна быть гибкой, экономика должна быть построена на высоких технологиях, производительность труда должна многократно возрасти.

И это всё, без всяких сомнений, должно быть нацелено на то, чтобы повысить доходы граждан.

Проекты

Я говорил и хочу ещё раз повторить, перефразировать великого Ломоносова, когда он говорил, что богатство России будет прирастать Сибирью. Теперь богатство России должно прирастать Арктикой.

Там основные наши запасы минерального сырья. Но освоение этих запасов минерального сырья должно идти параллельно с заботой о природе, с соблюдением всех требований, которые предъявляются к хозяйственной деятельности в этом очень чувствительном регионе. Это первое.

Второе - обеспечение безопасности: и экологической безопасности, и военной безопасности в этом регионе.

Напомню, я был на Земле Франца-Иосифа, там несколько лет назад иностранные экскурсоводы, когда водили иностранные группы, говорили: это острова, которые совсем недавно принадлежали России. Они как‑то подзабыли, что это, вообще, российские острова, но теперь мы им напомнили, и всё там в порядке.

Мы хотим рядом с «Сириусом» (образовательный центр в Сочи - «Эксперт» ) … там огромные площади, по-моему, четыре Красные площади по общей площади, мы хотим там создать (это тоже моя инициатива) научные современные лаборатории по нескольким направлениям мирового класса и уровня.

Поэтому мы и с научной точки зрения будем этим продолжать заниматься, и в практическом плане. Но кроме «Сириуса» у нас существуют, работают и развиваются, кстати говоря, и «Артек», и «Океан», и «Орлёнок» на Кавказе.

Но это тоже не всё. Сейчас создаются кванториумы, детские технопарки по всей стране, проводятся олимпиады. В чём смысл и конечная цель? Вести ребят от школы до высшей школы, а потом до трудоустройства, конечно, желательно в стране.

Кстати говоря, если вернуться к «Сириусу»…то кроме создания лабораторий мирового класса, именно мирового класса, рядом уже нашли участок в 30 гектаров, и я хотел бы создать и технопарки, которые будут работать вообще все вместе.

«Сириус», лаборатория мирового класса и технопарки, которые будут уже заниматься коммерциализацией того, что будет нарабатываться представителями науки. Но и с ними как раз работают лучшие преподаватели школьного уровня и преподаватели высшей школы. И там же проводится курс переподготовки преподавателей школ.

Мне бы очень хотелось, чтобы серия подобных учреждений возникала по всей стране. И в целом такая сеть уже в регионах Российской Федерации начинает создаваться. Так и будем делать.

Мы с удовольствием поддержим высокоскоростное движение или скоростное движение от Китая в Западную Европу через Россию, мы в разы увеличим скорость движения грузов по железной дороге. И грузов, и пассажиров. У нас крупные проекты в высокотехнологичных отраслях, в космосе, в авиации и так далее.

Политика

У нас политическая среда тоже, так же как и экономическая, должна быть конкурентной.

И конечно, очень бы хотел, хочу и буду к этому стремиться, чтобы у нас была сбалансированная политическая система. А её невозможно себе представить без конкуренции на политическом поле.

[Но] самая главная проблема тех, кто хотел бы быть конкурентоспособной оппозицией, - нужно предложить реальную, не эфемерную, не крикливую повестку дня, а реальную - такую, в которую люди бы поверили. Надеюсь, что это всё‑таки у нас возникнет, и чем раньше, тем лучше на самом деле.

Отвечая Ксении Собчак

Вот Вы идёте под лозунгом «Против всех». Это что, позитивная программа действий? А что Вы предлагаете для решения тех проблем, которые мы сегодня обсуждаем?

Финансовая политика

Где-то к 2020 году… ключевая ставка будет шесть-семь процентов.

Принято решение по реструктуризации банковских учреждений. Те, которые имеют, условно говоря, генеральную лицензию для работы с крупными партнёрами, с крупным бизнесом, должны иметь уставный капитал не меньше одного миллиарда. И с базовой лицензией - те банки, которые имеют уставный капитал не меньше трёхсот миллионов.

Предполагается, что именно они будут работать с малым и средним бизнесом, в том числе в регионах. Поэтому у нас сегодня, по-моему, ещё достаточно большое количество банков для нашей экономики, для уровня развития нашей экономики. По-моему, ещё 521 банк у нас существует. Это не значит, что всех их нужно «душить», и это очень вредно. Но нужно всё равно оздоровлять финансовую систему в интересах, прежде всего, клиентов.

Проблема рейдерства в отношении частного бизнеса

Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это, конечно, и с коррупцией на всевозможных уровнях, и просто с низкой организацией этой работы, с отсутствием должного контроля за этой сферой. Сложный вопрос, не буду скрывать. И не могу сказать, что я удовлетворён тем, как здесь выстроена работа.

Понимаете, я, честно говоря, иногда даже не знаю, что с этим делать, тем не менее напрашивается одно из решений. Я думаю, что мы пока не готовы осуществить это по ряду соображений финансового, организационного характера, решения жилищных проблем, но напрашивается нечто такое, что у нас в армии есть. У нас в армии постоянная ротация, это сложилось уже десятилетиями. Это одна из составляющих военной службы, тягот военной службы, если так можно сказать. Послужил три-пять лет в одном месте - обязательно, почти обязательно переводят на другое место и так далее. Может быть, есть смысл и в правоохранительной сфере организовать нечто подобное. Повторяю, это тогда будет связано с обеспечением служебным жильём, с некоторыми финансовыми издержками, и немаленькими. Это надо всё просчитать. Но эта ротация, может быть, была бы и востребована и, может быть, сработала бы эффективно и в правоохранительной сфере.

Вы любите всё заострять: и предатели, и пятая колонна, «караул, хватай чемоданы, вокзал уходит!». У кого-то есть ещё вопросы по избыточному контролю, работе правоохранительных органов?

Налоги, платежи

Нужно будет, безусловно, в будущем создать определённые условия, которые будут препятствовать этому подчас неограниченному и неконтролируемому росту неналоговой фискальной нагрузки.

Второе. Всё‑таки собственно налоги: мы договаривались о том, что налоги до конца 2018 года расти не будут, и в целом это всё‑таки выдерживается. Можно там о чём‑то где‑то поспорить, но в целом это по основным видам налогов выдерживается.

Начиная с 2019 года что будет? Я уже говорил, отвечая на какой‑то вопрос, что мы наметили основные направления развития: инфраструктура, здравоохранение, образование, высокие технологии, укрепление армии и флота и так далее. Но источники надо найти.

И конечно, мы сейчас напряжённо думаем на тему того, какие это источники, как и что можно было бы настроить в налоговой системе таким образом, чтобы это работало на генеральные, основные цели развития экономики страны; какие нужно сделать маневры в налоговой системе, с тем чтобы облегчить нагрузку на те отрасли, которые мы предполагаем развивать усиленными, быстрыми темпами.

Сейчас, мне кажется, об этом рано говорить, потому что эта дискуссия относится к такой категории, которая сначала должна быть проведена на экспертном уровне и после принятия решения вынесена на обсуждение вместе с бизнес-сообществом. А мы это сделаем обязательно. Мы не будем это делать кулуарно, так же как по некоторым другим вопросам: как, скажем по пенсионному возрасту и так далее.

Но на что совершенно точно нужно обратить внимание уже сегодня и сейчас - это на некоторые налоги, которые ложатся достаточно тяжёлым бременем на граждан и на бизнес и не отвечают никаким интересам ни самих граждан или бизнеса, ни интересам государства в целом.

Реплика: Капремонт…

В.Путин: Капремонт, например.

Или, скажем, налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы.

Эти задолженности касаются, дай бог памяти, где‑то 42 миллионов человек. И общий объём этой задолженности - 41 миллиард. Может, кто‑то будет ругаться на меня из моих либеральных оппонентов. Но я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат. И сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции. Это первое.

Второе, нужно то же самое сделать для индивидуальных предпринимателей. Это тоже примерно 15 миллиардов рублей. И касается это около трёх миллионов человек - 2,9 миллиона человек. Человек начал работу, начал бизнес. Что‑то не получилось. А налоги на него всё начисляли и начисляли. Надо освободить этих людей от выплат подобного рода.

Третье, нужно выстроить систему таким образом, чтобы стимулировать налогоплательщиков, чтобы они не боялись обратиться в налоговую инспекцию, даже если они пропустили срок платежа. Конечно, должна быть обеспечена налоговая дисциплина, это правда. Но она не должна быть чрезвычайно и чрезмерно закручена.

И, наконец, есть ещё одна ситуация, которая требует особого внимания. Имею в виду так называемые условные доходы. Для тех, кто не просвещён и не погружен, скажу. Скажем, банки кого‑то освобождают от выплаты кредитов, фирмы - операторы связи освобождают. По действующему законодательству это считается как бы условный доход, условный, и на него сразу накручиваются налоги. Это тоже примерно около трёх миллионов человек, и тоже там счёт идёт на миллиарды, их задолженность.

Надо это списать. Это абсолютно бессмысленная вещь, которая мешает развиваться и экономике, и на людей накладывает несправедливую налоговую нагрузку. Думаю, что мы сделаем это в самое ближайшее время.

Но что неправильно? Эти уровни тарифов кадастровых платежей должны быть, вообще, основаны на каких‑то реалиях.

У нас есть льготные категории граждан, которым делают вычет с имущества стоимостью 10 тысяч рублей. Но земельные участки, о которых Вы сказали, эти так называемые шесть соток, во многих регионах страны дороже, чем 10 тысяч рублей, в подавляющем большинстве.

Поэтому думаю, что в самое ближайшее время… такое поручение обязательно дам Правительству. Чтобы Правительство вместе с депутатами Государственной Думы приняло решение, согласно которому все те льготные категории граждан, которые получали денежный вычет из 10 тысяч рублей, получили льготу в натуральном выражении и не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов. То есть те категории, которые имеют льготу по 10 тысяч рублей.

Плюс к этому нужно расширить список за счёт всех пенсионеров по старости.

Пенсионный возраст

У нас женщины в 55 лет рожают даже. Слава богу, дай им бог здоровья.

Сейчас все европейские страны, все страны, которые нас окружают, включая Белоруссию, Казахстан, все, на Украине то же самое, - все уже приняли решение о повышении пенсионного возраста. Не сделали этого только мы.

Но, разумеется, при любом варианте принятия решения это не коснётся тех, кто уже вышел на пенсию, это первое. И второе, уже совершенно точно, это не должно быть никаким шоковым решением, не должно быть разовым, это должно быть, как во многих странах делается, постепенно и мягко - или через полгода, или через год.

Но повторяю ещё раз и хочу это подчеркнуть: никакого окончательного решения не принято. И ещё одно, чрезвычайно важное обстоятельство. Такие решения не могут приниматься кулуарно, даже на уровне Правительства.

Что ещё очень важно, на мой взгляд. Это решение не принято. И об этом я даже с Правительством пока ещё не говорил. Нужно прекратить безудержный рост часто необоснованного закредитования регионов Российской Федерации в коммерческих банках под экономически необоснованные высокие проценты.

Ведь что происходит. Часто есть возможность перекредитоваться на госкредиты, уйти на меньшую ставку. Нет, не делают этого. Сразу возникает вопрос: почему? Нет ли сговора между местными властями и коммерческими банками? И есть определённые параметры, по которым коммерческие банки не выдают денег бизнес-структурам. А регионам - пожалуйста. Несмотря ни на какую задолженность и закредитование. Почему?

А потому что знают, что это обеспечено государством. Легко идут и берут эти деньги в качестве кредитов в коммерческих банках, совершенно не думая о последствиях. Но нужно будет ввести ограничения. Повторяю, ещё об этом я не говорил ни с кем. Вам сообщаю это в первый раз. Но мы, думаю, должны будем это сделать.

О льготах по Самотлору как по обводнённому месторождению нефти

Смотрите, имя вообще этому решению не Сечин, а Новак Александр Валентинович, потому что такие решения принимаются не с потолка, они принимаются после обсуждения в Правительстве и анализа рентабельности тех или иных скважин. Министерство энергетики готовит эти решения. Да, я их подписываю, но Минэкономразвития и Минэнерго готовят эти решения. Они готовятся на основе объективных данных по обводнённости, по рентабельности. Вот из чего исходят .

ЖКХ

Я не считаю, что ситуация развивается позитивно, к сожалению. Проблем больше, чем их решений.

Думаю, что и региональные власти, и федеральные органы власти, которые за это отвечают, - прежде всего соответствующее Министерство строительства, и там есть целое подразделение, которое должно заниматься ЖКХ, - явно недорабатывают. Совершенно очевидно.

В чём суть проблемы? Проблема заключается в том, что эти так называемые управляющие компании собирают деньги и за коммунальные платежи и деньги по жилищным тарифам. В чём разница?

Коммунальные платежи - это платежи в адрес снабжающих организаций за газ, электричество, воду и прочее, может быть, за канализование. А жилищный тариф, жилищные платежи - это за всё, что происходит внутри дома.

Так вот управляющие компании сначала деньги собирают за всё, а потом расплачиваются, в том числе и с ресурсными организациями. И далеко не всегда они расплачиваются своевременно и в полном объёме. И за этим мало кто смотрит.

Что нужно в этой связи сделать? Нужно отрезать эти управляющие компании от денежного потока. И такой законопроект уже есть, он, по‑моему, в первом чтении прошёл, во всяком случае, там изучается. Нужно сделать это в самое ближайшее время.

Другое решение, которое принято. Начисляют платежи, часто необоснованные, клиенты оспаривают. Теперь управляющие компании в связи с готовящимися решениями должны будут не просто сделать перерасчёт, а заплатить ещё плюс 50 процентов за неправильно выставленный счёт в качестве штрафа, можно сказать. И эти решения должны быть обязательно доведены до конца.

Теперь по поводу тарифного регулирования. Я сказал, что есть два вида платежей: коммунальные и жилищные.

Что касается коммунальных платежей, здесь есть федеральное регулирование. Последние пару лет предельный рост тарифа обозначен в качестве 4 процентов. Во-первых, он не выдерживается, и в среднем даже рост по коммунальным этим платежам не 4 процента составляет, а, по последним данным, я вчера смотрел, 8,8. Это вообще никуда не годится. У нас же есть ограничение - 4. Откуда 8,8 взялось?

Но ещё хуже вторая составляющая - это так называемые жилищные платежи, это то, за что непосредственно управляющие компании отвечают и регионы. Там вообще нет никакого регулирования, нет верхнего потолка. Поэтому за эту часть платежи зашкаливают, в среднем сейчас получилось, на данный момент времени, 23 с лишним процента, а местами и месяцами - свыше 30. Вообще никуда не годится. Что нужно сделать? Нужно вводить ограничения, безусловно, так же как по коммунальным платежам, вводить регулирование и по жилищным платежам, и сделать это нужно незамедлительно.

Ну а самое главное, конечно, нужно обеспечить в развитии самой системы коммунального хозяйства своевременное строительство новых объектов и капитальный ремонт имеющихся.

Относится ко многому

…власть не должна быть похожа на бородатого мужика, который лениво выковыривает капусту из своей бороды и смотрит на то, как государство превращается в какую-то мутную лужу, из которой олигархи выковыривают и ловят для себя золотую рыбку, как это было у нас в 90-х годах и как сегодня это на Украине происходит.

Медицина

По поводу программ развития здравоохранения в целом. Вы правильно сказали, что, действительно, немало сделано с точки зрения повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Мы центры создали во многих городах России, мы создали перинатальные центры и будем в конце года ещё завершать эту программу. Мне кажется, надо будет продолжать её в будущем. Я уже говорил о снижении младенческой, материнской смертности в этой связи. У нас такие же показатели, не такие же, в принципе хорошие показатели по снижению смертности от внешних факторов - от ДТП, от заболеваний сердечно-сосудистой системы, от туберкулёза. Есть некоторые подвижки по онкологии, но не такие, как требует проблема, которая ещё очень высока. Поэтому софинансирование востребовано, и мы будем обязательно это делать.

По поводу того, что Вы сказали о сокращении сети. Я согласен с Вами, во многих случаях это является необоснованным и недопустимым. При всей необходимости модернизации системы, при всей справедливости того, что у нас коечный фонд используется не для лечения больных, а для профилактики и оздоровления, при том, что технические средства должны быть такие, что пребывание на больничной койке должно сокращаться, а количество людей, которые пропускаются через эту койку, увеличиваться, всё-таки с учётом огромности нашей территории далеко не всегда обосновано сокращение учреждений. Что в этом смысле нужно делать? Нужно увеличивать, конечно, прежде всего общее финансирование. Оно и будет увеличено на следующий год. В этом году у нас, по-моему, 3,8 от ВВП примерно, по данным Минфина. Может быть, они могут расходиться, эти данные, с некоторыми другими ведомствами. По данным Минфина, я вчера только с Силуановым разговаривал специально по этому вопросу, он мне сказал, что на следующий год 4,1 процента на совокупные расходы по медицине в целом по стране.

Но на чём следует особо сосредоточить внимание? На сохранении (там, где можно) и создании новых форм медицинского обслуживания в малых населённых пунктах от 100 до 2 тысяч человек. Там нужно создавать новые современные ФАПы, возрождать то, что утрачено, и создавать новые. Первое.

Второе. В населённых пунктах, где проживают меньше 100 человек, нужно создавать и использовать передвижные пункты оказания медицинской помощи. Это безусловно.

Есть вещи «кричащие», Вы о них сказали. Это дополнительная помощь, помощь людям с тяжёлыми заболеваниями и помощь с приобретением для них большего количества лекарств. Ведь у нас что произошло? Продолжительность жизни значительно увеличилась - с 65 до 73 лет почти. Люди, которые страдают тяжёлыми заболеваниями, слава богу, из жизни не уходят, но их количество растёт, а объём денег, которые выделяются, недостаточен. Поэтому я уже дал поручение Правительству: мы увеличим количество денег, выделяемых на соответствующие медикаменты, в том числе на обезболивающие лекарства, и увеличим количество денег на приобретение необходимого оборудования, в том числе и для тех, кто нуждается в использовании этого оборудования на дому.

О поездке в Сирию

Необходимость такой поездки для меня была понятной давно. Стоял вопрос: будут ли созданы соответствующие условия? Когда мы закончим ликвидацию этих террористических бандформирований? И какая будет там обстановка? Эта обстановка возникла, в основном покончено с этими бандформированиями, поэтому и было принято такое решение.

Что касается обеспечения безопасности, то безопасность обеспечивали наши военнослужащие и на земле, потому что, специалисты это знают, самые опасные моменты таких событий - это посадка и взлёт самолёта, который может быть целью ПЗРК.

Но лётчики, ребята, я посмотрел, они не просто летели рядом, они при посадке ушли ниже нашего самолёта. Сопла боевых машин разогреваются гораздо сильнее, чем двигатели гражданского самолёта, и они, по сути, прикрывали наш самолёт. Потом разошлись. За что я, разумеется, им благодарен и хочу, чтобы они об этом знали, услышали. Хотя, мне кажется, не было такой необходимости, тем не менее они действовали именно таким образом.

Путинское время - самое простое для предсказаний. Исходя из прошлых лет мы можем предположить, что будет в будущем, если Путин останется у власти.

Экономическая ситуация не будет становиться лучше. Правительство продолжит искать новые источники доходов. Для этого будет повышать налоги, сборы, штрафы, тарифы. Поскольку у людей и у компаний денег больше не станет - эти новые поборы будут разорять бизнес и обеднять население. А значит у правительства будет еще меньше денег. А значит оно еще более будет повышать налоги, сборы, штрафы, тарифы.

Если новый срок у Путина случится - это будет тот самый срок, когда к пенсии придут те, у кого отобрали («заморозили») накопительную часть пенсии. Пенсионную систему с высокой долей вероятности ждет крах. Чтобы его отсрочить правительство начнет придумывать, как бы ограничить выплаты пенсий. Хуже всего придется женщинам, которые сидели дома с детьми - они вряд ли наберут стаж. Ну и плохо будет всему поколению, работавшему в девяностые не по свой воле в скотских условиях выживания, когда мало кого оформляли на работу легально и на полную ставку. Фактически людей накажут за то, что государство устаканивало правила половину их трудовой жизни.

Банки продолжат рушиться. Государственных банков будет становиться больше, частных меньше.

«Оптимизация» медицины, школ, образования продолжится. Будут закрыты новые медучреждения, ВУЗы, школы, детсады. С медициной скорее всего будет самая большая проблема, т.к. уже ясно, что на новом сроке Путина медицина станет платной. Для начала, чтобы не бередить общественность, ее сделают платной для «тунеядцев». На практике опять же эта реформа ударит более всего по матерям, сидевшим дома с детьми и по детям, у кого родители в их беднеющих регионах перебивались с заработка на заработок и не могли годами найти стабильную работу. В общем, хуже всего придется беднякам.

Здесь беднякам могли бы помочь НКО, но их продолжат душить. Думаю, плохо придется и международным экологическим организациям вроде WWF и Гринписа. Закон о волонтерстве усилит давление даже на поисковые организации.

Закон Яровой и его друзья-законы продолжат убивать отечественную IT-отрасль. И наверное именно на следующем сроке IT-бизнес будет вынужден либо уехать из страны и не работать с Россией, либо будет вынужден не работать с заграницей и скукожиться внутри РФ.

Более всего думаю удары будут нанесены по электронной торговле, электронным деньгам, онлайн-услугам. Новогодние очереди зарубежных посылок - цветочки перед будущими очередями электронных платежей.

Ну и любопытно, докушает ли Сечин «Систему». Думаю, что докушает. А если докушает - у всего телекома начнется веселая жизнь.

Самый опасный вопрос - вопрос войны. Путин вряд ли без нее уже сможет. Пока сложно сказать, куда еще мы вторгнемся, но тут уже очередь есть и в Африке увидеть наших наемников, на и на Корейском полуострове всякое возможно. Гибридное расшатывание ситуации будет нарастать в Прибалтике. Уверен, что и Белоруссия недолго продержится на особом положении. Более всего в связи с возрастом Назарбаева в опасности Казахстан. Вообще в целом в Средней Азии Кремль может решиться на новые авантюры. Поводов для авантюр там много - природные ресурсы один из самых важных поводов.

О природных ресурсах, кстати. Россия продолжит отставать от всего мира. Альтернативную энергетику мы так и не сможем начать развивать при Путине.

Из экопроблем самыми острыми станут проблемы мусорных свалок и мусоросжигательых заводов. Вместе с выбросами это будет уже впрямую не давать дышать жителям мегаполисов. В общем, мы стремительно идем к ситуации Китая, где экопроблемы стали причиной самых массовых протестов.

Защитников Байкала продавят и думаю загрязнение озера усилится.

Политзэков станет больше, массовые акции станет проводить сложнее. После дела Серебренникова понятно, что чуть чаще начнут сажать и деятелей культуры.

Будет расти изоляция страны еще и в спорте. Допинговый скандал наши власти решать не хотят, а значит конфликт будет нарастать.

Строительные кампании продолжат разоряться, а вот снос зеленых зон городов и их застройка наоборот усилятся. Вообще после 2018 года начнется ведь на полную катушку московская «реновация». Город погрязнет в пробках, стройках. Жить тут станет сложнее. Люди может и начали бы уезжать из Москвы, но работы-то нигде не будет, школы-то и больницы везде позакрывают.

Владеть автомобилем в Москве вряд ли скоро станет возможным. А общественный транспорт лучше ходить не станет. Нас ждет эпоха великих пробок и двух-трех часов езды на работу.

Среди губернаторов и министров все чаще будем видеть детей коррупционеров-чиновников. Новый срок Путина скорее всего начнут появляться из тени его дочери уже на официальных постах. Надо же кому-то наследовать власть.

Может я сгущаю краски? Может будет что-то хорошее? Думаю да, будет. Наверное, начнется строительство станции на Марсе. Да, не усилиями Роскосмоса. Но зато мы всегда сможем порадоваться тому хорошему, что сделали люди Земли.