» »

Русская архитектура XVI века. Русская архитектура XVI века Особенности российской архитектура 16 века презентация

22.02.2024

блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления. Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную? на век?.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

ПОКРО ВСКИЙ СОБО Р, (собор Покрова что на Рву, храм Василия Блаженного; популярное, но более позднее название), в Москве, на Красной площади, памятник русской архитектуры. Построен как памятник победам в войне за покорение Казанского см. ХАНСТВО) и Астраханского царств (см. АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО) в 1552-1554 годах. Во время войны в честь каждой победы тут возводилась небольшая деревянная церковь, всего их построили восемь. После победы Иван Грозный (см. ИВАН IV Грозный) распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные. Но приглашенные царем мастера Барма (см. БАРМА) и Постник (см. ПОСТНИК) скомпоновали на одном основании восемь столпообразных церквей, размещенных вокруг самой высокой, девятой. Между четырьмя осевыми расположены меньшие по высоте; и те и другие увенчаны луковичными главами. Центральный храм (завершен шатром с маленькой главкой), посвященный празднику Покрова Богоматери, дню, когда Казань была взята приступом, и дал имя всему собору. Строительство велось с 1555 по 1561 год. До конца 17 века собор был самым высоким зданием Москвы (60 метров). В 1588 году была сооружена десятая церковь над могилой известного в Москве юродивого Василия Блаженного. В 17 веке собор был отремонтирован, а на месте разобранной звонницы возведен шатровый восьмерик. Тогда же собор был расписан. До наших дней храм дошел как памятник в основном двух столетий - 16 и 17.

Cлайд 4

Cлайд 5

Церковь Вознесения Господня Возведена в Коломенском в 1528-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма - великий князь Московский Василий III. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Cлайд 6

Cлайд 7

Церковь Троицы в Никитниках ТРО ИЦЫ В НИКИ ТНИКАХ ЦЕ РКОВЬ (см. Троица Святая) - выдающийся памятник русской архитектуры XVII в. Церковь построена в 1628-1653 гг. в центре Москвы, в Китай-городе,на средства купца Григория Никитникова, который хранил свои товары в подклете храма, а также за плату принимал на хранение товары других купцов "от воров и красного петуха" (пожара). Композиция типична для русской архитектуры XVII в. и следует принципу "формосложения", когда к основному объему, согласно симметрии, но свободно и живописно, "приращивают" приделы, лестницы, галереи. В данном случае симметричный объем ("четверик" с пятью главами) обстроен приделами, галереей с трапезной, соединен с шатровой колокольней и наружной лестницей с шатровым крыльцом. Церковь украшена множеством кокошников, белокаменной резьбой, металлическим кованым декором и росписями. Отдельные элементы воспроизводят декор царского Теремного дворца в Московском Кремле (сравн. Ярославль, ярославская школа)

Cлайд 8

Cлайд 9

Церковь Покрова в Филях Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690-1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году. Документов об авторе церкви не сохранилось. В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим. Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса. На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I. Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская). По храму было названо и ближайшее село Покровское.

«Русский классицизм» - Здание Сената и Синода. Сашонко. Вид на Адмиралтейство. Академия Художеств в Петербурге. Сенатский дворец. Исаакиевский собор. Адмиралтейство. Классицизм в архитектуре России. Дом Пашкова в Москве. Шедевры классицизма в архитектуре России. Основоположники русского классицизма:. Таврический дворец. Арка, соединяющая Сенат и Синод.

«Русская культура 16-17 веков» - Сухарева башня архитектора Чоглокова. Учебные заведения. Книгопечатание. Кирилло- Белозерский монастырь. Общественные постройки в Москве, сооруженные в конце XVII в.. Зодчество. Царский дворец в Коломенском. Троице-Сергиев монастырь. Юрий Крижанич. Бытовые повести. Архитектура XVII века. Симеон Полоцкий.

«Классицизм в архитектуре Петербурга» - Троицкий собор. Узнай здание и назови архитектора. Проверочный тест. Ордерная система. Улица Зодчего. Слова, относящиеся к классицизму. Узнай здание. Переходный период. Мраморный дворец. Классицизм в архитектуре Петербурга. Дорический ордер. Господство ордерной системы. Поворот европейской культуры.

«Барокко в архитектуре Петербурга» - Петровское барокко. Дочь Петра Великого. Период. Крупные церкви. Барокко. Рамки. Архитекторы. Санкт-Петербург. Барокко в архитектуре Петербурга. Адрес. Итальянское барокко. Архитектурные объекты.

«Зимний Дворец» - В то время Зимний дворец стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. С июля 1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства. Здание включало в себя около 1500 комнат. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. Зимний Дворец в Санкт Петербурге. Всего за период 1711-1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов.

«Классицизм в русском искусстве» - Портрет П.А.Демидова. А.Н.Воронихин. Значительные изменения в изобразительном искусстве. Внешнее сходство портрета с оригиналом. Произведения классицистов были представлены четко. Наиболее знаменитый цикл произведений Д.Г. Левицкого – «Смолянки». Портрет Струйской. Классицизм в России. Своеобразие русского классицизма.

Всего в теме 12 презентаций

краткое содержание других презентаций

«Особенности архитектуры Древнего Рима» - Колонна Траяна. Колизей. Три основных периода. Храм Сатурна. Колизей – «Чудо света». Римский Форум. Площадь в центре Древнего Рима. Архитектурные достижения Древнего Рима. Пантеон состоит из шестнадцати коринфских колонн. Триумфальные арки и общественные сооружения. Терма. Аппиева дорога. Знаменитый римский Форум. Богатое культурное и художественное наследие. Храм Сатурна был воздвигнут консулом Титом Ларцием.

«Культура Мезоамерики» - Скульптура. Художественная культура майя. Доколумбовая Америка (до 1492 г.). Художественная культура инков. Скульптура ацтеков. Отличие. Художественная культура ацтеков. Главным местом поклонения богам были храмы. Художественная культура Мезоамерики. Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков. Стадионы – сооружения с площадками для культовой игры в мяч. Чтение. Территория Центральной и Южной Америки.

«Архитектура и живопись Германии и Нидерландов» - Архитектура Нидерландов. Живопись германских мастеров. Живопись немецких мастеров. Роспись алтаря церкви Святого Бавона. Четыре всадника. Живопись нидерландских мастеров. Германия. Архитектура. Альбрехт Дюрер. Скандинавия. Архитектура и живопись Германии и Нидерландов. Франс Хальс. Старая церковь Делфта. Нидерландская живопись. Архитектура Германии.

«Русские иконы» - А. Васнецов. Иконы из частной коллекции. Иконопись. Икона Христа. История иконы. Что изображает икона. Новый Завет. Рисунки на плитах захоронения. Сюжетной основой иконы является Библия. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи». Происхождение иконы. Добрый пастырь. царство небесное. Апостолы Пётр и Павел. Ветхий и Новый Завет. Пукирёв. Икона «Богоматерь Казанская». Слово «икона». Первые иконы Богоматери.

«Кинематограф 20 века» - Кинематограф начала ХХ века в России. Королева экрана. Первый российский мультфильм. Заставка. Вклад российских предпринимателей. Первые киносъемки. Владислав Старевич. Александр Ханжонков. Звуковые фильмы. Путевка в жизнь. Вера Холодная. Озвучка немого кино. Иван Мозжухин. История кинематографа.

«Художественная культура Средневековья» - Томас Мэлори. Робин Гуд – герой английского эпоса. Альфред Теннисон. Средние века. В поэзии Теннисона отразились впечатления живописной природы. Католицизм. In Love, if Love be Love. Рыцари Средневековья. Arthur and Merlin. Robin Hood and the King. Sir Thomas Malory. Вершиной поэтического творчества Теннисона были "Idylls of the King". Этапы истории развития средневековой художественной культуры. Merlin and Vivien.

Слайд 2

Архитектура в XIV веке.

  • Возобновление каменного строительства
  • Церковное
  • Светское
  • Слайд 3

    Каменное строительство

    Камня было мало, поэтому из этого материала строили только самые важные сооружения: церкви и крепости.
    Основной строительный материал – дерево.

    Слайд 4

    Зодчество (Новгород)

    • Церковь Федора Стратилата на Ручью.
    • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, расписанная в 1378 году Феофаном Греком.
  • Слайд 5

    • Грановитая палата новгородского кремля 1433 г.
    • Церковь Петра и Павла в Кожевниках. 1406 год.
    • Церковь СимеонаБогоприимца в Зверине монастыре. 1468 г.
  • Слайд 6

    Псков

    • Изборск 1330 г
    • Кремль Пскова
  • Слайд 7

    Москва

    Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве.

    При Иване Калите в Москве строится 4 каменных храма:

    • Успенский собор,
    • Архангельский собор,
    • Церковь Ивана Лествичника,
    • Церковь Спаса на Бору.

    Слайд 8

    Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти.
    Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.
    Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

    Успенский собор

    Слайд 9

    Строение храма

  • Слайд 10

    Архангельский собор​

    Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247-1248 годах.
    В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм - по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.
    Существующий собор был сооружён в 1505-1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.

    Слайд 11

    Грановитая палата Кремля

    Построена в 1487 - 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
    В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

    Слайд 12

    • Церковь Ивана Лествичника
    • Грановитая палата Кремля
  • Слайд 13

    Архитектура Московского государства в XVI веке.

    • Появляется шатровый стиль.
    • Шатровые храмы - особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве.
    • Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
    • Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
    • Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
  • Слайд 14

    Церковь Вознесения Господня в Коломенском

    Возведена в Коломенском в 1528-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки.
    Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.

    Слайд 15

    Покровский собор

    Покровский собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.
    Существует несколько версий о создателях собора.
    По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

    Слайд 16

    Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.
    Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля

    Слайд 17

    Архитектура в XIV –XV веках

  • Слайд 18

    Феофан Грек

    Феофан Грек, Фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильиной улице.

    Слайд 19

    Феофан Грек расписывал:

    • Церковь Рождества,
    • Кремлевский терем Василия I,
    • Архангельский собор,
    • Иконостас Благовещенского собора.
  • Слайд 20

    Русская живопись XV-XVI вв.

    Андрей Рублев. В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами - Успенский собор во Владимире.
    В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.

    Слайд 21

    Никон просил Андрея, именно его, а не кого-нибудь другого, написать образ Троицы, главную храмовую икону для монастырского собора.
    В конце XIV - начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица»
    По общепринятой в настоящий момент версии, основанной на церковном предании, икона была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона

    Слайд 22

    Дионисий

    Ведущий московский иконописец (изограф) конца XV - начала XVI веков.
    Считается продолжателем традиций Андрея Рублева.
    Росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре
    Успенская церковь в Москве
    Стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром.

    Посмотреть все слайды