» »

Приставочно-суффиксальный способ. Образование слов приставочно-суффиксальным способом

14.02.2024

Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.

Общие сведения

«Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» - именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.

Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.

Способы образования слов

Приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.

Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:


В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.

Приставочный метод словообразования

О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.

Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:

  • слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
  • слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
  • слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
  • слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
  • слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».

Особенности приставочного метода

При образовании слов таким способом следует знать, что:


Суффиксальный метод словообразования

Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:

  • слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса -як- к производящей основе «земл»;
  • слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса -няк- к производящей основе «берез»;
  • слово «серость» образовано путем прибавления суффикса -ость- к производящей основе «сер»;
  • слово «работник» образовано путем прибавления суффикса -ник- к производящей основе «работ»;
  • слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса -н- к производящей основе «комнат».

Особенности суффиксального метода

Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, имена существительные с суффиксами -ени- и -ани- образуются обычно от глаголов (появиться - появление).

Приставочно-суффиксальный способ

Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.

Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов

Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:

  • слово «бездарный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «подарок» образовано при помощи суффикса -ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «припевать» образовано при помощи суффикса -а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
  • слово «впятером» образовано при помощи суффикса -ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
  • слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса -оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
  • слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».

Особенности приставочно-суффиксального метода

Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.

Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:

  • стакан - подстаканник;
  • оружи-е - обезоружить;
  • сво-й - по-своему;
  • шеф - подшефный.

При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:

1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:

  • подоконник, то есть под окном;
  • подстаканник, то есть под стаканом;
  • безлуние, то есть без луны.

2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:

  • люд-и - без-людь-[ й ]-е.

3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:

  • от посредством приставки по- и суффиксами -ему-, -ому- (взрослый - по-взросл-ому, волчий - по-волчь-[ й ]-и, хороший - по-хорош-ему, товарищеский - по-товарищески);
  • от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов -их- и -ых- (третий - в-треть-их, первый - во-перв-ых).

4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:

  • без-рог-0-ий, то есть без рогов;
  • без-ног-0-ий, то есть без ног.

Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:

  • без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
  • без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).

Закрепление материала

Теперь вам известно о том, как образуются слова при помощи приставочного, суффиксального или приставочно-суффиксального методов. Для того чтобы закрепить данную тему, необходимо выполнить несколько следующих упражнений:

1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.

2. Определите производящие слова для нижепредставленных безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.

Самостоятельно выбрать уровень сложности. Определите лишнее слово. Правописание суффиксов и окончаний. Остановка «Компьютерная». Даны слова: золотая рыбка, невод, невод, корабельщики. Урок – аквариум. Геометрия – построение фигур, какой формы может быть аквариум. Без рук, без ног, а щиплется? Дети рассаживаются внутри условного обозначенного аквариума (прямоугольник, круг).

«Имена собственные в русском языке» - М.: Просвещение, 2004. Цели урока: Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996. Литература и интернет - ресурсы. Фатенкова Светлана Юрьевна Русский язык 1 класс. Русский язык в начальной школе:1 кл.: Книга для учителя. Скопина Е.В., Жиренко О.Е., Обухова Л. А.- М.: Вако, 2007.

«Существительные собственные и нарицательные» - Какие существительные называются нарицательными? Какие существительные являются именами собственными? Тема «Имена собственные и нарицательные». Мои родители… 23 Февраля – день защитников Отечества. Закончить предложения, подобрав подходящие имена собственные. Я читаю журналы… Как пишутся имена собственные?

«Множественное число имён существительных» - Числовое согласование в именных группах в русском языке. А.Г. Пазельская [email protected] ABBYY Software House Москва “Диалог-2007”, Бекасово, 3 июня. Отличия имён ситуаций. Синтаксическое число у предметных имён и у имён ситуаций. Объект. Подтверждения предсказания. Дискретность и однородность. Контрпримеры.

«Склонение имён существительных» - Что? И.п. Мария Р.п. Марии Д.п. Марии В.п. Марию Т.п. Марией П.п. о Марии. Например: Р.п. времени Д.п. времени Т.п. временем П.п. о времени. Выполните задания. И.п. договоренность Р.п. договоренности Д.п. договоренности В.п. договоренность Т.п. договоренностью П.п. о договоренности. Чем? Т.п. Кем? Чему?

С помощью приставок существительные образуются от существительных. Приставочный способ образования имён существительных менее распространён, чем суффиксальный.

1. Выясните по «Словарю» значение слов, указанных в заголовке. Как образованы эти слова? Спишите.

Демилитаризация. Демобилизация.

Оба слова начинаю(т, ть)ся одной и той же пр..ставкой. Если её о..бросить, слово тотчас измени(т, ть)ся. Без де- оно сразу стан..т выражать противоположный смысл. Получае(т, ть)ся, маленькой приставки достаточ но, чтобы остановилась грозная военная машина, несущая смерть и разрушения , чтобы солдаты в..рнулись домой и занялись мирными делами.

(По Л. Микитич.)

Подчеркните дополнения.

2. Подберите к данным словам однокоренные существительные с указанными приставками. Обозначьте приставки.

Не-: аккуратность, благ..дарность, вн..мание, вежл..вость, дел..катность, пр..ветливость, р..шительность, добросовес ность, искренность, вн..мательность.
Без-(бес-): с..рдечность, ответственность, грамотность, полезность, сознательность, порядок, хозяйственность.

Пере-: р..гистрация, дв..жение, плавка, восп..тание.

Пре-: увел..чение, уменьшение.

При-: вкус, город.

3. Обозначьте состав данных слов и способ их образования.

Пересев, контр..така, бе..порядок, бе..действие , безобл..чность, сомножитель.

Какие значения слова действие вам известны? С какими из них связано значение выделенного слова?

Приставка или префикс (от лат. praefixum — прикрепление спереди) — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит обычно для образования слов той же части речи с новым значением: бежать — от бежать — за бежать, автор — со автор .
Приставка не является обязательной частью слова. Есть много слов без приставок: лес, думать, голубой и др.

Приставка не меняет существенным образом значение слова, а привносит дополнительный смысловой оттенок в создаваемое родственное слово. Сравните: бежать — при бежать — от бежать — у бежать — за бежать — под бежать.Чаще всего с помощью приставок образуются имена прилагательные и глаголы, наречия: военный — не военный (прил.), играть — про играть (глаг.), за думчиво (наречие) .

Присоединение приставки образует слово той же части речи, что и исходное: бег-забег, милый — премилый, сесть — присесть.

Внимание: присоединение суффикса может образовать слово другой части речи: белый — бел\е\ть — бел\изн\а.

Некоторые приставки могут использоваться для образования форм прилагательных и глаголов (формообразующая функция):
худший — наи худший, скверный — пре скверный, ломать- с ломать.

Приставки могут присоединяться к словам любой части речи (в отличие от суффиксов), сохраняя при этом одно и то же значение:
раз веселый, рас прекрасный, рас чудесный; сверх удача, сверх скоростной; недо делка, недо учка; за думать (глаг.), за думка (сущ.), за думчивый (прилаг.), за думчиво (наречие).

В слове может быть одна приставка:при город, без вредный и т.д.
Может быть несколько приставок:без /вы /ходный, при /от /крыть, без /раз /мерный, рас /по /ложить, пре /не приятный, не /пред /рас /по /ложенный.

Приставка обычно находится в начале слова. Но, в сложных словах, в которых два корня, приставка может находится в середине слова (перед корнем):
радио/при /ёмник, лесо/за /готовки, рельсо/у /кладчик, водо/за /бор.

Во многих словах приставки срослись с корнями , так как слова потеряли первоначальную связь с корнем. В некоторых учебниках такие приставки выделяются, а в других не выделяются:восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный, охотник, внимание, преследовать, приказывать, заказывать, преподаватель, прекрасный (но: красный-прекрасный цвет — приставка пре-).

Среди приставок есть

  • синонимичные , т.е. приставки имеют одно и то же значение, употребляются в одинаковых по смыслу словах, придавая словам оттенки значений: бес /порядок, не /порядок; вы /красить, по /красить ;
  • антонимичные (образовывают слова противоположные по значению) : в/лететь, вы/лететь; при/шел, у/шел; под/ъехал, от/ъехал; за/вязать, раз/вязать; за/крыть, от/крыть; по/любил, раз/любил ;
  • многозначные , т.е. приставка в разных словах придает разное значение: при/плыть (обозначает приближение), при/ лепить (присоединение), при/лечь (неполнота действия), при/морский (нахождение вблизи чего-либо).

Большинство приставок русского происхождения: о-,от-, под-,над-, пере- и др.
Иноязычных приставок немного: а-, анти -, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им- :
а/моральный, анти/общественный, архи/важный, интер/национальный, контр/разведка, ультра/звук, де/мобилизация, дез/инфекция, дис/квалификация, ре/организация, экс/-чемпион, им/порт, экс/порт.

Группы приставок по правописанию:

  1. Неизменяемые (первообразные) . Всегда пишутся одинаково. Их надо знать «в лицо»: в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со- :

    в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.

  2. На З-/С- : без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, их-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос- .В приставках роз-/рос- — раз-/рас- под ударением пишется о, а без ударения а: рОспись, распИска.

  3. ПРЕ-/ПРИ
  4. НЕ-, НИ-
  5. C дефисным написанием кое- (кой-), во- (в-), по-
  6. Иноязычные приставки.
  7. Неотделяемые приставки, которые срослись с корнем: охотник, сказка, невежда.
  8. Орфограммы на стыке приставки и корня.

Алгоритм выделения приставки

  1. Определить значение слова и первое исходное слово, от которого образовалось исследуемое слово. Используя родственные слова, определить корень, затем определить часть перед корнем — предполагаемую приставку.
  2. Определить оттенок лексического значения, которое придает полученная приставка слову.
  3. Определить , .
    На тестах/экзаменах рекомендуется вопросы с приставками пре-, при- оставлять напоследок для экономии времени.
  4. Проверить правильность определения приставки подбором слов с данной приставкой (в том же значении).
  • Подставь — глагол
  • Значение: ставить подо что-то.
  • Родственные слова: став/ить, у/став/ленный, за/став/ить =>корень -став- .
  • Часть слова перед корнем — под-. Приставка под- — неизменяемая.
  • Слова с приставкой под-: под/держка, под/ранок, под/бодрить.

Следовательно приставка под -.

Трудности при выделении приставок.

  • Некоторые приставки нельзя или трудно отделить от слова.
  • Важно определить границу между приставкой и корнем или следующей приставкой.
  • Иногда, слова с приставкой и слова без приставки начинаются одинаково. Чтобы их различить, надо проверить значение корня исследуемого слова без приставки. Значение корня должно сохранять основное значение слова: существительное про/стой() («вынужденное бездействие») , происходит от глагола про/стоять , корень — стой, тогда про — приставка; прилагательное прост(ой) («нетрудный, доступный») — приставку выделить невозможно, т.к. остаток не будет иметь смысла, тогда прилагательное прост(ой) не имеет приставки.
    Примеры:
    по/лезет (от лезть) — полез/н(ый ) (от польза), проб/ова(ть) (от проба) — про/би(ть) (от бить), все/мер/н(о) (от все и мера) — в/сем/ер/о (от семь), вз/рыв() (от рвать) — вздор() .
    Слова имеют разные приставки: по/дыш/а(ть) (от дышать) — под/ш/ить (от шить), в/скор/е (от скоро) — вс/кро(ет) (от крыть).