» »

Что такое счастье доброта рассуждение 15.3. Подготовка к огэ по русскому языку - сочинения в формате огэ

13.01.2024

Конспект урока развития речи в 9 классе

Учитель русского языка

и литературы высшей категории

МОУ гимназии № 6

г. Волгограда

Соколова Алла Васильевна

Тема урока : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему «Что такое доброта?» (задание 15.3)

Цели урока:

    формирование у учащихся навыков написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 15.3);

    выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на заданную тему, приводить примеры-аргументы;

    освоение учащимися понятия «доброта».

Задачи:

- образовательные : расширить и углубить знания учащихся по культуре речи; предупреждать орфографические, речевые и грамматические ошибки, уметь самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

- развивающие : развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

воспитательные : формировать такие нравственные качества учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация знаний. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Структура сочинения-рассуждения (композиция).

Тезис.

Аргументы (доказательства).

Вывод.

Фронтальная беседа.

Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения-рассуждения.

Чтение задания к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

15.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Учитель:

Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики:

Над понятием доброта.

Учитель:

Дайте определение данного слова. (Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо). Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения. Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта - нравственная основа нашей жизни, и мы должны помнить, что человек жив прежде всего не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.

Работа над комментарием к тезису: 2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Учащиеся приходят к выводу о том, что люди порой забывают о человечности, становятся агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, злыми, что не должно быть в обществе. Они утрачивают чувство доброты.

Примерный текст комментария:

Доброта – одно из важнейших качеств человека. Оно делает его терпимым и отзывчивым, способным проявлять заботу и внимание к другим. Доброта вне времени и пространства.

Словарная работа:

Найти определение слова доброта в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.).

Подобрать синонимы к слову доброта. (Добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость).

Чтение текста Н. Гарина-Михайловского учащимися (возможно, учителем или заранее подготовленным учеником).

(1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

(2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

(10)Жучка, Жучка!

(12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

(26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28) Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н. Гарину-Михайловскому)*

Анализ прослушанного текста:

Как связать вступление и основную часть?

Что значит доброта?

Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

1-й аргумент - из прочитанного текста. (Герой рассказа, Тёма, спасает Жучку, которую кто-то бросил в колодец. Мальчик не пугается опасности, напротив, он всячески пытается вытащить животное, думает, что за такой поступок его похвалят родители).

2-й аргумент - из жизненного опыта (это примеры из художественной литературы, в частности, из произведений М.А. Шолохова «Судьба человека», В.Г. Короленко «Дети подземелья», Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», В. Г. Распутина «Уроки французского», из жизни известных людей или знакомых, из собственной жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Примерный вариант 2 примера-аргумента:

В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение о том, что такое доброта, приведу пример из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, молодая учительница, узнав, в каком трудном положении находится её ученик, старается ему помочь. Помогает она ему не совсем обычным способом. Играя с Валей в «замеряшки», Лидия Михайловна намеренно проигрывает мальчику, чтобы тот мог получить от неё рубль на молоко. Поступок учительницы - пример проявления доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

Приведённые примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте. Чтобы мир стал светлее, в котором, к сожалению, немало зла, людям надо быть добрее друг к другу. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, как для всеобщей пользы, так и для своей пользы.

Рефлексия.

Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение на морально- этическую тему «Что такое доброта?», используя предложенный текст.

Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему «Что такое доброта?» (задание 15.3).

Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. От доброты, действительно, наша жизнь становится светлее и радостнее. Доброта может изменить человека, его отношение к окружающему миру. Это понятие вне времени: доброта будет необходимо людям всегда.

Чтобы подтвердить правильность собственного суждения о доброте, обращусь к тексту Н.Г. Гарина-Михайловского. Герой рассказа, Тёма, превозмогая страх, не страшась опасности, спасает Жучку, своё любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят», - думает в тот момент Тёма.

В качестве второго аргумента, иллюстрирующего моё понимание доброты, приведу пример из жизни. Несколько лет тому назад в нашей стране был создан фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Свой вклад в него может внести каждый, как это сделала, например, одна из его создателей, артистка Чулпан Хаматова. Присуждённую ей Государственную премию она перечислила в благотворительный фонд.

Приведённые в сочинении примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте и приводят к мысли о том, что доброта - нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек прежде всего жив не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.

Вариант 5 (по тексту Т. Устиновой)

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются » …

Для того чтобы выразить мысли во всей их полноте, люди используют разнообразные средства языка. Так, помогают оформить высказывание на письме. А грамматические средства позволяют связать слова и предложения. Думаю, именно это имел в виду М.Е. Салтыков-Щедрин.

Обратимся к тексту Татьяны Устиновой . Для передачи своих мыслей «во всей полноте » писательница употребляет разнообразные языковые средства. Предложение 17 является неполным: его смысл раскрывается только в контексте. Маленький Тимофей оскорблён снисходительностью Маши. Девушка и раньше подкармливала голодного ребёнка, и он не видел в этом ничего унизительного. «Но мороженое!» — такое угощение мальчика оскорбляет. Чувства Тимофея переданы при помощи восклицательного знака, стоящего в конце данного предложения.

Отъезд Маши стал для ребёнка потрясением. Тимофей ощущает себя покинутым и одиноким. Чувства безысходности и тоски, которые испытывает герой, подчёркиваются рядом однородных подлежащих в предложении 40: «Будут осень, дождь, ранние сумерки…» Это синтаксическое средство оформлено на письме при помощи пунктуационных знаков – запятых. Воображаемый пейзаж как будто вторит внутреннему состоянию Тимофея, решившего, что ничего хорошего в его жизни уже не будет.

Итак, анализ языковых особенностей текста Татьяны Устиновой доказывает справедливость высказывания М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, благодаря грамматическим средствам и пунктуационным знакам, «мысль формирует себя без утайки, во всей полноте », находя «ясное для себя выражение ».

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда » …

В тексте Татьяны Устиновой рассказывается о Тимофея и Маши. Девушка работала в зоопарке, и мальчик, часто наведываясь туда, со временем очень сильно к ней привязался. Но Маша уезжает, и ребёнок чувствует себя покинутым. Даже небо над ним стало «равнодушным». Теперь посещение зоопарка становится для Тимофея бессмысленным. Поэтому мальчик покидает его – «навсегда».

Ребёнку тяжело оставаться там, где он когда-то был счастлив. Мир рядом с Машей казался ему прекрасным: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей» (предложение 6).

Тимофей тоскует, но всё же находит силы, чтобы перестать себя жалеть и уйти. Этот поступок свидетельствует о твёрдости характера, которую мальчик проявлял и раньше. Например, когда Маша купила ему мороженое, Тимофей был оскорблён «подачкой» (предложения 15 – 19).

Итак, своё огромное горе – отъезд Маши – мальчик переносит не по-детски стойко и серьёзно.

Задание 15.3

ДОБРО «Что такое добро?»

Что такое добро?

– это то, что делает человека счастливым. Казалось бы, не так много нужно нам для счастья. Иногда достаточно ласкового слова, приветливого взгляда, дружеской поддержки. Но часто ли мы получаем всё это от окружающих?

Татьяна Устинова повествует об отношениях взрослой девушки и маленького мальчика. Маша поддерживает Тимофея, заботится о нём. Рядом с ней ребёнок счастлив: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей». Получается, что девушка делает для Тимофея добро.

Бескорыстно помогая людям, мы дарим им частичку своей души. Но добрый поступок радует и того, кто его совершил. Об этом в аллегорической форме пишет в рассказе «Неизвестный цветок». Даша заботится о цветке, выросшем среди камней и глины. Добро возвращается к девочке. Она наслаждается красотой и благоуханием прекрасных растений, которым дал жизнь спасённый цветок-отец.

Таким образом, настоящее добро бескорыстно. Радуя других людей и ничего не требуя взамен, мы сами становимся счастливыми. Жаль, что не все это понимают…

Вариант 6 (по тексту Антуана де Сент-Экзюпери)

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев » …

Одним из средств изображения персонажей в литературном произведении является речевая характеристика. Герои вступают друг с другом в диалог, при этом каждый из них употребляет определённые слова, выражения, синтаксические конструкции. По особенностям речи персонажа можно многое сказать о его характере. Именно так я понимаю смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии .

Проиллюстрируем роль речевой характеристики в изображении героев на примерах из текста Антуана де Сент-Экзюпери . Писатель, умело строя Лиса и Маленького принца, показывает своеобразие каждого из персонажей.

Речь Лиса афористична, насыщена тропами. Один из них – олицетворение – используется в предложении 47. «Зорко одно лишь сердце», — произносит Лис. Олицетворение не только помогает ярче выразить мысль, но и показывает мудрость этого персонажа.

Маленький принц добр, но очень наивен. Он ещё многого не знает и не понимает. Однако герой открыт для нового и многим интересуется. Об этом свидетельствует присутствие в его речи вопросительных предложений (4, 11, 32), являющихся средством речевой характеристики Маленького принца.

Таким образом, «заставляя героев говорить друг с другом » и внося «соответствующие оттенки в диалог », писатель характеризует своих героев.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете слова Лиса: «» …

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил », — в этой фразе Лиса заключён очень глубокий смысл. Я думаю, речь идёт об отношениях между людьми. Подружившись с человеком, узнав его, полюбив, «приручив», мы обязаны заботиться о нём всю жизнь.

Попробуем доказать данную мысль примерами из текста Антуана де Сент-Экзюпери . Настоящий друг, по словам Лиса, «единственный в целом свете» (предложение 16), а значит, его нужно беречь. Тот, кого мы «приручили», становится нам бесконечно дорогим, ведь мы отдаём ему собственную . Именно так объясняет Лис любовь Маленького принца к розе (предложение 50).

Вывод очевиден: друг – существо, которому мы отдаём частичку себя, а потому мы всегда будем чувствовать ответственность за него.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…

Что такое добро?

Добро – это наши бескорыстные поступки, делающие других людей счастливыми. К сожалению, не каждый способен порадовать кого-то, не требуя ничего взамен. А ведь чем больше на свете добра, тем лучше мир. Если бы все поняли это, на планете не осталось бы несчастных людей.

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц заботится о розе и «приручает» Лиса. Поступки мальчика можно считать добром, ведь он пытается сделать близких счастливыми, отдавая им «всю душу».

В рассказе Андрея Платонова «Юшка» звучит мысль о необходимости добра. Главный герой бескорыстно помогает девушке, которая затем становится врачом и спасает людей от тяжёлых болезней.

Таким образом, добро обладает потрясающими возможностями. Его существование даёт нам силы для преодоления жизненных невзгод и не позволяет утратить веру в лучшее.

Вариант 7 (по тексту Юрия Яковлева)

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г. Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» …

Думаю, имел в виду неисчерпаемые и удивительные возможности русского языка. В нашем распоряжении есть множество лексических и грамматических средств, которые мы используем для выражения тончайших оттенков мыслей, а также для создания словесных картин, насыщенных образами, красками и даже звуками.

Для доказательства данной мысли обратимся к тексту Юрия Яковлева . Автору удалось всего несколькими словами нарисовать потрясающий морской пейзаж (предложение 52). Сделать эту картину живой, выразительной писателю помогли тропы: эпитеты («погасшее» небо, «сонным» волнам) и метафора (небо «прижалось»).

На фоне моря отчётливо выделяется образ верной собаки (предложение 54). Монотонные действия животного переданы здесь при помощи ряда однородных сказуемых. Это синтаксическое средство помогает читателю яснее ощутить трагизм ситуации.

Итак, приведённые примеры доказывают мысль К.Г. Паустовского. Действительно, «нет таких звуков, красок, образов и мыслей», которые нельзя было бы выразить средствами русского языка.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…» …

«Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…» — такими словами заканчивается текст Юрия Яковлева . Писатель рассказывает о том, как верно и преданно ждал пёс своего хозяина. погиб, он больше никогда не вернётся, но собака отказывается в это верить и, кажется, готова ждать вечно.

Чувство любви к хозяину становится сильнее всех инстинктов. Даже пищу собака принимает без интереса: «Она ела для того, чтобы не умереть». Животное живёт лишь одной надеждой на встречу с хозяином.

Для собачьей верности смерть не преграда. «Собаки всегда ждут. Даже погибших…» — говорит Коста.

Итак, поведение этого животного не может не восхищать. Ведь на подобную преданность способен не всякий человек.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…

Что такое добро?

Добро – это бескорыстная забота о ком-то. В мире много живых существ, нуждающихся в поддержке, сострадании. Однако мы часто бываем равнодушными: не замечаем чужого горя, даже не пытаемся помочь. А ведь добрые поступки – наш нравственный долг.

Я думаю, это понимает Коста, герой рассказа Юрия Яковлева . Мальчик делает доброе дело – заботится о собаке, потерявшей хозяина. Подросток убеждён: «Собакам надо помогать». Коста сумел проникнуться состраданием по отношению к несчастному животному, он добрый, а значит, достойный человек.

В рассказе Леонида Андреева «Кусака» повествуется о том, как человеческое добро изменило собаку: она «расцвела» душой. Правда, впоследствии люди заставили Кусаку невыносимо страдать, покинув её. И всё же очевидно: настоящее добро благотворно.

Итак, способность совершать добрые поступки – одно из важнейших человеческих качеств. Помогая кому-то и не требуя за это ни платы, ни благодарности, мы делаем счастливее мир, в котором живём.

Вариант 8 (по тексту Юрия Яковлева).

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б.Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы ?» …

Чтобы придать своим высказываниям эмоциональность, красочность, мы используем различные языковые средства. Однако разнообразные синтаксические конструкции, стилистические фигуры и тропы делают речь качественной лишь в том случае, когда соответствуют задачам говорящего или пишущего. Удачный выбор языковых средств для выражения мыслей, передачи чувств и эмоций – главный критерий «оценки достоинств речи ». Думаю, именно таков смысл высказывания лингвиста Б.Н. Головина .

Обратимся к тексту Юрия Яковлева . Вместе с учительницей Евгенией Ивановной – Женечкой – читатель присматривается к странному мальчику. Поначалу кажется, что Коста – заурядный лентяй, вызывающе зевающий на уроках. Синтаксическое средство – ряд однородных сказуемых в предложении 1 – помогает нарисовать портрет «молчальника»: мальчик «зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот».

Наблюдая за Костой, Женечка понимает, что он совсем не такой, каким кажется окружающим. Передать ощущения учительницы помогает троп – сравнение (предложение 49): мальчик преображается, «как веточка багульника».

Итак, анализ лексических и грамматических особенностей текста Юрия Яковлева позволяет сделать вывод о том, что автор удачно использовал «для выражения мыслей и чувств разнообразные языковые единицы ». А значит, согласно мысли Б.Н. Головина, речь писателя заслуживает самой высокой оценки.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника»?..

Учительница Евгения Ивановна, героиня рассказа Юрия Яковлева, наблюдая за своим учеником Костой, понимает, что он совсем не такой, каким кажется. Странный мальчик зевает на уроках и отмалчивается в ответ на расспросы. Но Коста — добрый и благородный человек. Немного узнав о загадочной и скрытой от всех жизни «молчальника», Евгения Ивановна увидела его в новом свете: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника ». Эта фраза из текста подтверждает мысль о том, что не стоит судить о человеке по первому впечатлению: оно может оказаться ошибочным.

Поначалу поведение мальчика раздражало учительницу. Она была уверена, что зевает он от скуки. К тому же, судя по всему, одноклассники не принимали его всерьёз: над принесённым Костой «веником» посмеивались, издевались. Но вот прутики зацвели. «Веник» превратился в прекрасное растение, и «все забыли, что Коста – молчальник». Теперь его считали «волшебником».

Проследив за Костой, учительница узнаёт, что в свободное от школы время он выгуливает собаку, хозяин которой болен (предложения 34 – 45). Это открытие ещё раз заставило Евгению Ивановну взглянуть на своего ученика по-другому: за внешней странностью мальчика скрывается настоящая внутренняя красота.

Таким образом, первое впечатление о человеке не всегда бывает правильным. Даже заурядный «молчальник», если приглядеться к нему внимательнее, способен , «как веточка багульника».

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…

Добром можно назвать бескорыстную помощь ближнему. Позаботиться о ком-то, поддержать в трудную минуту, просто сказать ласковое слово – значит сделать добро. Подобные поступки нельзя считать подвигом. Это наш повседневный , который мы исполняем без подсказки и напоминания, не ожидая взамен ни платы, ни благодарности.

В рассказе Юрия Яковлева добрые поступки совершает Коста: он помогает собакам, которые по каким-то причинам остались без хозяйской заботы, тем самым поддерживая в животных веру в человека. Мальчик не кичится своей добротой. Напротив, он скрывает от всех, чем занимается в свободные от школы часы. Именно таким и должно быть настоящее добро.

Недавно я узнал, что в нашем городе есть приют для бездомных животных. Несколько добровольцев безвозмездно помогают собакам и кошкам, оказавшимся на улице: кормят, лечат их, спасают от холода, находят хозяев. Несомненно, это доброе дело, заслуживающее уважения.

Итак, настоящее добро всегда бескорыстно. К счастью, на свете есть немало неравнодушных людей, способных лишь по велению сердца помочь ближнему. Именно благодаря им мир становится лучше.


Что означает слово "доброта"? Мне кажется, что данное понятие многозначно. По моему мнению, доброта - это качество человека, которое сопровождается выполнением благих дел. Добрые люди в первую очередь думают не о себе, а об окружающих. Добрые люди показывают пример будущему поколению. Чтобы доказать мою точку зрения, обращусь к примеру из литературного произведения и к жизненному опыту.

В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Юшка», в котором главный герой произведения - Юшка помогал одной сироте. Он все свои заработанные деньги отдавал приемной дочери на образование. Юшка никогда ни на кого не ругался, терпел унижения от других людей. Он был замечательным человеком по отношению к окружающим, но его никто не понимал.

В нашем доме жил один человек, который был очень добрым. Он на свои деньги дарил сладости детям, покупал и сажал цветы у дома, помогал бедным.

Мы никогда не видели, чтобы он кого-нибудь ругал или обижал. Я с ребятами начали брать с него пример поведения. Он был действительно добрым человеком.

Таким образом, приведя два аргумента, я доказал свою точку зрения и в заключении хочется сказать, что совершая даже самые маленькие благие поступки, мы уже становимся немного добрыми. Совершайте бескорыстное добро и не оставайтесь равнодушными по отношению к другим людям!

Обновлено: 2017-10-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Е. В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е. В. Джанджаковой.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Я сейчас тебя вызволю! - кричит он, точно собака понимает его».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


– (1)Няня, где Жучка? - спра­ши­ва­ет Тёма.

– (2)Жучку в ста­рый ко­ло­дец бро­сил какой-то ирод, - от­ве­ча­ет няня. - (3)Весь день, го­во­рят, виз­жа­ла, сер­деч­ная...

(4)Маль­чик с ужа­сом вслу­ши­ва­ет­ся в слова няни, и мысли роем тес­нят­ся в его го­ло­ве. (5)У него мель­ка­ет масса пла­нов, как спа­сти Жучку, он пе­ре­хо­дит от од­но­го не­ве­ро­ят­но­го про­ек­та к дру­го­му и не­за­мет­но для себя за­сы­па­ет. (6)Он про­сы­па­ет­ся от ка­ко­го-то толч­ка среди пре­рван­но­го сна, в ко­то­ром он всё вы­тас­ки­вал Жучку, но она сры­ва­лась и вновь па­да­ла на дно ко­лод­ца.

(7)Решив не­мед­лен­но идти спа­сать свою лю­би­ми­цу, Тёма на цы­поч­ках под­хо­дит к стек­лян­ной двери и тихо, чтобы не про­из­ве­сти шума, вы­хо­дит на тер­ра­су. (8)На дворе све­та­ет.

(9)Под­бе­жав к от­вер­стию ко­лод­ца, он впол­го­ло­са зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

– (12)Я сей­час тебя выз­во­лю, - кри­чит он, точно со­ба­ка по­ни­ма­ет его.

(13)Фо­нарь и два шеста с пе­ре­кла­ди­ной внизу, на ко­то­рой ле­жа­ла петля, на­ча­ли мед­лен­но спус­кать­ся в ко­ло­дец. (14)Но этот так хо­ро­шо об­ду­ман­ный план не­ожи­дан­но лоп­нул: как толь­ко при­спо­соб­ле­ние до­стиг­ло дна, со­ба­ка сде­ла­ла по­пыт­ку схва­тить­ся за него, но, по­те­ряв рав­но­ве­сие, сва­ли­лась в грязь.

(15)Мысль, что он ухуд­шил по­ло­же­ние дела, что Жучку можно было ещё спа­сти и те­перь он сам ви­но­ват в том, что она по­гиб­нет, за­став­ля­ет Тёму ре­шить­ся на вы­пол­не­ние вто­рой части сна - са­мо­му спу­стить­ся в ко­ло­дец.

(16)Он при­вя­зы­ва­ет верёвку к одной из стоек, под­дер­жи­ва­ю­щих пе­ре­кла­ди­ну, и лезет в ко­ло­дец. (17)Он сознаёт толь­ко одно: вре­ме­ни те­рять нель­зя ни се­кун­ды.

(18)На мгно­ве­нье в душу за­кра­ды­ва­ет­ся страх, как бы не за­дох­нуть­ся, но он вспо­ми­на­ет, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успо­ка­и­ва­ет его, и он спус­ка­ет­ся даль­ше.

(20)Жучка, опять усев­ша­я­ся на преж­нее место, успо­ко­и­лась и весёлым по­пис­ки­ва­ни­ем вы­ра­жа­ет со­чув­ствие безум­но­му пред­при­я­тию. (21)Это спо­кой­ствие и твёрдая уве­рен­ность Жучки пе­ре­да­ют­ся маль­чи­ку, и он бла­го­по­луч­но до­сти­га­ет дна.

(22)Не теряя вре­ме­ни, Тёма об­вя­зы­ва­ет вож­жа­ми со­ба­ку, затем по­спеш­но ка­раб­ка­ет­ся на­верх. (23)Но под­ни­мать­ся труд­нее, чем спус­кать­ся! (24)Нужен воз­дух, нужны силы, а того и дру­го­го у Тёмы уже мало. (25)Страх охва­ты­ва­ет его, но он под­бад­ри­ва­ет себя дро­жа­щим от ужаса го­ло­сом:

– (26)Не надо бо­ять­ся, не надо бо­ять­ся! (27)Стыд­но бо­ять­ся! (28)Трусы толь­ко бо­ят­ся! (29)Кто де­ла­ет дур­ное - бо­ит­ся, а я дур­но­го не делаю, я Жучку вы­тас­ки­ваю, меня мама с папой за это по­хва­лят.

(30)Тёма улы­ба­ет­ся и снова спо­кой­но ждёт при­ли­ва сил. (31)Таким об­ра­зом, не­за­мет­но его го­ло­ва вы­со­вы­ва­ет­ся на­ко­нец над верх­ним сру­бом ко­лод­ца. (32)Сде­лав по­след­нее уси­лие, он вы­би­ра­ет­ся сам и вы­тас­ки­ва­ет Жучку. (33)Но те­перь, когда дело сде­ла­но, силы быст­ро остав­ля­ют его, и он па­да­ет в об­мо­рок.

(По Н. Га­ри­ну-Ми­хай­лов­ско­му) *

* Гарин-Ми­хай­лов­ский Ни­ко­лай Ге­ор­ги­е­вич (1852-1906) - рус­ский пи­са­тель. Самым из­вест­ным его про­из­ве­де­ни­ем стала по­весть «Дет­ство Тёмы», с ко­то­рой он начал своё ли­те­ра­тур­ное твор­че­ство.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского журналиста Андрея Александровича Мирошниченко: «Язык - это то, что человек знает. Речь - это то, что человек умеет».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Мирошниченко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Русский язык - один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Знать язык мало, нужно уметь им пользоваться. В этом и заключается смысл высказывания российского журналиста Андрея Мирошниченко: «Язык - это то, что человек знает. Речь - это то, что человек умеет».

Для подтверждения справедливости этих слов обратимся к отрывку из повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».

Чтобы донести до читателя переживания героя, его страх перед погружением в колодец, автор использует повторы, нагнетающие напряженность момента: (26) «Не надо бояться, не надо бояться!» (27) «Стыдно бояться!» (28) «Трусы только боятся!» (29) «Кто делает дурное - боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят». Языковой единицей является слово «бояться», а с помощью повторов этого слова выразить определенные мысли и настроения - это уже речевое мастерство. Интересной особенностью текста является использование писателем глаголов в настоящем времени. Показательно предложение № 5: «У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает». Использование глаголов в настоящем времени создает ощущение, что события повести происходят сейчас, в реальном времени, это еще более подчеркивает драматизм истории о брошенной в колодец собаке.

Таким образом, анализ текста еще раз подтверждает, что речь - это не просто владение языком, а владение мастерское, умелое.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПО­МОЛ­ЧАВ по­след­ний звук – [ф].
2) В слове РЕШИВ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти – мяг­ко­сти.
3) В слове БО­ЯТЬ­СЯ 3 слога.
4) В слове РА­ДОСТ­НО 7 зву­ков.

Пояснение.

Согласный Ш всегда твердый и не имеет пары по мягкости.

Правильный ответ под номером 2.

Ответ: 2

Источник: Типовые экзаменационные варианты. И. П. ЦЫБУЛЬКО - 2013, вариант 9/12

Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

В контексте предложения слово ВЫЗВОЛИТЬ можно заменить стилистически нейтральным синонимом СПАСТИ.

Ответ: спасти|вытащить|освободить.

Вы прочитали лучший вариант ответа, который точно будет в ответах и поэтому рекомендован редакцией. Верность и возможность других ответов Вы можете согласовать со своими учителями.

Ответ: спасти|спасу|вытащу|вытащить|освобожу|освободить

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант A7D3AC

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сначала план по спасению Жучки не удалось реализовать, поэтому пришлось совершать вторую попытку.

2) Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду беспомощному животному.

3) Мальчику хотелось испытать свои силы.

4) Когда Тёма спас Жучку, он упал в обморок.

5) Тёма любил захватывающие и опасные приключения, поэтому решил спасти Жучку.

Пояснение.

1) Сначала план по спасению Жучки не удалось реализовать, поэтому пришлось совершать вторую попытку. - Подтверждается предложением 14.

2) Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду беспомощному животному. - Подтверждается предложениями 4−7.

3) Мальчику хотелось испытать свои силы. - Не подтверждается в тексте.

4) Когда Тёма спас Жучку, он упал в обморок. - Подтверждается предложением 33.

5) Тёма любил захватывающие и опасные приключения, поэтому решил спасти Жучку. - Не подтверждается в тексте.

Ответ: 124.

Ответ: 124

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

5) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

Пояснение.

4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул ...

Яркий художественный образ создается, когда рассказывается, как напряжённо думает Тёма о способах спасения Жучки (предложение №4: «Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало...») Метафора «мысли роем теснятся» показывает, насколько сильным было желание Тёмы спасти собаку.

В предложении 30 с помощью фразеологизма «прилив сил» передается эмоциональный подъём: Тёма, несмотря на трудности, готов преодолеть всё, жертвовать собой ради спасения Жучки.

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, потому что автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.

15.2 Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду.

В тексте Н. Г. Гарина-Михайловского рассказывается о самоотверженной борьбе мальчика за жизнь собаки. Перед нами пример искреннего проявления доброты. Тёма не может пройти мимо несчастной собаки. Оставить её умирать в колодце - всё равно что своими руками убить друга. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает. Он не кичится своим поступком, для него это проявление доброты естественно и абсолютно бескорыстно.

Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь - важные проявления доброты.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.

15.3 Доброта - это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта - это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

В тексте Н. Г. Гарина-Михайловского рассказывается о самоотверженной борьбе мальчика за жизнь собаки. Перед нами пример искреннего проявления доброты. Тёма не может пройти мимо несчастной собаки. Оставить её умирать в колодце - всё равно что своими руками убить друга. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.