» »

Согласование определений с существительными. II

31.12.2023

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление форм рода имен существительных
При определении рода имен существительных нередко возникают трудности.
Запомните:


мужской род

женский род

средний род

зал

бандероль

повидло

погон

босоножка

контральто

рельс

вуаль

монисто

тюль

мозоль

чучело

шампунь

туфля

щупальце

Некоторые существительные имеют равноправные варианты форм рода (ставень - ставня, вольер - вольера) .

Упр. 1 . К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.

Рояль, фамилия, мышь, картофель , рельс, тюль, молодежь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, тушь, кадриль, табель, гантель.

Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом.
К мужскому роду относятся существительные, являющиеся:
а) наименованиями лиц мужского пола (например, атташе, кутюрье, денди ); б) названиями животных (например, пони, кенгуру, шимпанзе ), искл.: цеце (ж. р.);

в) существительное кофе (ср. р. сущ. кофе допустим только как разговорный вариант).
К женскому роду относятся существительные - названия лиц женского пола (например, леди, фрау, мадам ).
К среднему роду относятся существительные - названия предметов (например, пальто, кино, меню, такси и т. д.).
Род имен собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию. Например: Тбилиси (город) - м. р., Миссисипи (река) - ж. р., Онтарио (озеро) - ср. р., а также иваси (сельдь) - ж. р., салями (колбаса) - ж. р. Некоторые существительные употребляются только в форме множественного числа, в соответствии с чем согласование с другими словами осуществляется по форме числа. Например: жалюзи - горизонтальные, вертикальные жалюзи.
Род сложносокращенных слов, как правило, определяется по роду ведущего слова. Например: СКВ (свободно конвертируемая валюта) - ж. р., роно (районный отдел народного образования) - м. р.

Упр. 2 . Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.

1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.

Упр. 3 . Подберите определение к следующим несклоняемым существительным, укажите их род. Мотивируйте свой ответ.

Такси, бра, депо, пари, Миссури, какаду, какао, крупье, пенсне, метро, пальто, фойе, пари, алиби, бюро, кафе, конферансье, СНГ, рефери, цеце, Сочи, алоэ, шоу.

§ 46. Употребление форм числа имен существительных

Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный , в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, окончание -ы (-и-) : юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных мужского рода во множественном числе оканчивается на ударное -а- (-я-) : дома, вечера.
Запомните:


окончание -ы (-и )
имеют слова:

окончание -а (-я)
имеют слова:

бухгалтеры

рапорты

адреса

округа

выборы

редакторы

векселя

ордера

договоры

ректоры

директора

отпуска

инженеры

секторы

доктора

паспорта

инструкторы

слесари

катера

повара

кондукторы

торты

кителя

погреба

конструкторы

фронты


колокола

профессора

лекторы

шоферы

кузова

сорта

офицеры

цехи

купола

штемпеля

Между формами множественного числа существительных мужского рода могут также наблюдаться и смысловые различия:
корпусы (туловища) - корпуса (здания, войсковые соединения);
лагери (общественно-политические группировки) - лагеря (спортивные, туристические, военные);
поясы (географические) - пояса (части одежды);
ордены (монашеские, рыцарские, масонские) - ордена (награды).
Равноправных вариантов существительных мужского рода множественного числа в русском языке очень мало. К ним относятся, например, формы тракторы - трактора, прожекторы - прожектора, крейсеры - крейсера, годы - года и некоторые другие.

Упр. 4 . От существительных образуйте нормативные формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, фронт, цвет, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

Упр. 5 . Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного.
1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают , что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... . 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.

Употребление падежных форм
имен существительных

Особые трудности возникают при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Запомните: нормативными среди существительных мужского рода являются следующие формы:
пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок,
но (внимание!): пара носков
купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов
несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген
несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров
оказаться среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган
отряд гусар, драгун, партизан, солдат
оказаться среди бедуинов, бушменов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков , тунгусов, узбеков, хорватов, якутов
отряд гардемаринов, минеров, саперов
Нормативными среди существительных женского рода являются следующие формы:
несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простЫнь (простыней), туфель
несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей
Нормативными среди существительных среднего рода являются следующие формы:
блюдец, полотенец, яблок, коленей
Запомните: у существительных, которые употребляются только во множественном числе, нормативными являются следующие формы:
нападок
потемок
будней
заморозков
граблей
сумерек
лохмотьев
яслей

Упр. 6 . От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.

Упр. 7 . Выберите правильный вариант окончания существительного.

1) Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) В нашем классе учатся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов). 3) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных (доль, долей). 4) В домашней обстановке в простой гимнастерке без (погон, погонов) молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 5) В галантерейном магазине имеется большой выбор (чулок, чулков) и (носок, носков). 6) Поставлен новый электросчетчик на 10 (ампер, амперов).
Тестовые задания

1. Какое существительное относится к мужскому роду?
а) контральто
б) мышь
в) тюль
г) мозоль

2. Какое существительное относится к женскому роду?
а) толь
б) бандероль
в) бра
г) лебедь

3. Какое существительное относится к среднему роду?
а) кофе
б) конферансье
в) повидло
г) плакса

4. В каком варианте представлены равноправные варианты?
а) рельс - рельса
б) ставень - ставня
в) фильм - фильма
г) туфель - туфля

5. В каком варианте род существительных указан неправильно?
а) шимпанзе (м. р.)
б) ООН (м. р.)
в) кафе (ср. р.)
г) атташе (м. р.)

6. B каком варианте род существительных указан неправильно?
а) Осло (м. р.)
б) алиби (ср. р.)
в) кимоно (ж. р.)
г) вуаль (ж. р.)

7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) договор...
б) вексель...
в) паспорт...
г) профессор...

8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) бухгалтер...

Б) округ...

в) парус...
г) отпуск...

9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?
а) инженер...
б) приговор...
в) торт...
г) директор...

10. В каком предложении нет нарушения правил образования форм множественного числа существительных?
а) На предприятии были открыты новые цеха по переработке продукции.
б) Инструкторы по плаванию есть в каждом отряде.
в) На работу принимаются бухгалтера со стажем.
г) В машине стучат клапана.

11. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?
а) грузин...
б) армян...
в) солдат...
г) сапер...

12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?
а) узбек...
б) татар...
в) монгол...
г) грамм...

13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?
а) нет осенних туфлей
б) отряд партизан
в) десять килограммов яблок
г) нет чистых блюдец

14. Какое из словосочетаний является неправильным?
а) наше ПТУ
б) популярная БСЭ
в) Нововоронежская АЭС
г) заводской КБ
Образование и употребление степеней сравнения прилагательных
Особые трудности в употреблении прилагательных возникают при образовании степеней сравнения.
Запомните: соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения более интереснее, более худшее, самый строжайший и т. д.

Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.

Упр. 1 . От приведенных ниже прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.
Образец: сильный - сильнее, более сильный, сильнейший, самы­й сильный.

Злой, хороший, красивый, глубокий, умный, деловой, дорогой, богатый, твердый, чистый, ловкий, здоровый, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, мягкий.

Упр. 2 . Найдите и подчеркните все неправильные формы степеней сравнения имен прилагательных.

Более шире - более широко - шире - ширее - ширше; кратчайший - самый кратчайший - самый короткий; худший - самый худший; лучший - самый хороший - очень хороший - лучше всех.
Тестовые задания

1. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
а) В старших классах необходимо более глубокое изучение литературы.
б) Зимой путь через горы был значительно опаснее.
в) Дорога будет отрементирована в самое ближайшее время.
г) При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче.

2. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
а) Анна в игре ловче своих подруг.
б) Вкус приготовленного блюда горше из-за переизбытка перца.
в) В России нет озера глубже Байкала.
г) Палитру на картинах начинающего художника следует признать более богаче, чем на полотнах его учителя.

3. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
а) Самый кратчайший путь к озеру пролегал мимо леса.
б) В самое ближайшее время необходимо заняться текущими делами.
в) Самый чистый воздух в горах Кавказа.
г) Самые красивейшие фотографии были сняты на берегу Тихого океана.

4. В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, т. е. не содержат ошибок?
а) более шире - более широкий - шире - ширее

Б) короче - более короткий - кратчайший - самый короткий

в) хуже - более плохой - худший - самый худший
г) лучший - самый хороший - очень хороший - лучше всех

5. Найдите вариант, где форма сравнительной степени сравнения прилагательного образована неправильно.
а) хороший - лучше
б) чистый - чище
в) красивый - красивее
г) богатый - богатее

6. Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно.
а) чистый - чистейший
б) твердый - наиболее твердый
в) глубокий - глубочайший
г) умный - очень умный

Склонение количественных
и порядковых числительных

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти
и от двухсот до девятисот

В количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.


И. п.

пятьдесят

двести

пятьсот

Р. п.

пятИдесятИ

двУХсот

пятИсот

Д. п.

пятИдесятИ

двУМстАМ

пятИстАМ

В. п.

пятьдесят

двести

пятьсот

Т. п.

пятьЮдесятьЮ

двУМЯстАМИ

пятьЮстАМИ

П. п.
о пятИдесятИ
о двУХстАХ

о пятИстАХ

Склонение числительных сорок, девяносто, сто

Числительные 40, 90, 100 имеют две падежные формы.


И. п., В. п.

сорок

девяносто

сто

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

сорокА

девяностА

стА

Склонение числительных тысяча, миллион, миллиард

Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на (типа няня ); слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода на согласный (типа дом ).


И. п.

тысяча

миллион, миллиард

Р. п.

тысячи

миллиона, миллиарда

Д. п.

тысяче

миллиону, миллиарду

В. п.

тысячу

миллион, миллиард

Т. п.

тысячей

миллионом, миллиардом

П. п.

о тысяче

о миллионе, о миллиарде


Склонение составных количественных числительных

При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят:


И. п.



Р. п.

семи тысяч четырехсот девяноста пяти

Д. п.

семи тысячам четыремстам девяноста пяти

В. п.

семь тысяч четыреста девяносто пять

Т. п.

семью тысячами четырьмястами девяноста пятью

П. п.

о семи тысячах четырехстах девяноста пяти

Склонение числительных полтора, полтораста

Числительные полтора и полтораста имеют две падежные формы:

Склонение дробных числительных


И. п.

пять восьмых метра

Р. п.

пяти восьмых метра

Д. п.

пяти восьмым метра


В. п.

пять восьмых метра

Т. п.

пятью восьмыми метра

П. п.

о пяти восьмых метра

Запомните: при смешанном числе дробь управляет существительным , которое всегда ставится в родительном падеже единственного числа (ср.: три пятых литра , но пять литров; две седьмых килограмма, но семь килограммов ).

Склонение порядковых числительных

Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон (седьмого, седьмому и т. д.), третья остановка, пятое место, первые месяцы.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.


И. п.



Р. п.

тысяча девятьсот двенадцатого года

Д. п.

тысяча девятьсот двенадцатому году

В. п.

тысяча девятьсот двенадцатый год

Т. п.

тысяча девятьсот двенадцатым годом

П. п.

(о) тысяча девятьсот двенадцатом годе

Запомните:
двухтысячный год - две тысячи первый год (до) двухтысячного года - (до) две тысячи первого года

(к) двухтысячному году - (к) две тысячи первому году
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря.

Упр. 1 . Просклоняйте.

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упр. 2 . Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га. 2) Вес третьего искусственного спутника Зем­ли был равен 1326 кг. 3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1. 4) Кедры живут до 800-850 лет. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки. 7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий - 4300 километров. 8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов. 9) Разность между 87 и 54 составляет 33. 10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.
Запомните: сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т. е. 22, 23, 24, 32, 33, 34... 102, 103, 104 и т. д.), с существительными , употребляющимися только во множественном числе (сутки, ножницы, щипцы и т. п.), в литературной речи невозможны. В случае необходимости соответствующих обозначений следует использовать синонимические замены существительных или употреблять составное числительное не в име­нительном или винительном падежах. Например: Прошло двадцать два дня, купили тридцать три штуки ножниц, в течение двадцати двух суток и т. п.

Упр. 3 . Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника. 2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза. 5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Запомните: собирательные числительные употребляются только
- с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот ;
- с существительными , имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток ;
- с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц ;
- с личными местоимениями мы, вы, они : нас двое ;
- с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли трое опоздавших, бегут двое.
Собирательные числительные не сочетаются с существительными , обозначающими лиц женского пола, а также с существительными мужского рода - названиями взрослых животных. Нежелательны сочетания собирательных числительных с существительными, обозначающими высокое общественное положение лица.

Упр. 4 . Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти - пятерых) женщин; (три - трое) красивых (коня - коней); (шесть - шестеро) работниц завода; (четыре - четверо) (ножницы - ножниц); (два - двое) знакомых (лица - лиц); (четыре - четверо) (студентки - студенток).

Упр. 5. Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы гото­вились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.
. Тестовые задания

1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят ?
а) Р. п. трехсот пятидесяти
б) Т. п. триста пятьюдесятью
в) Д. п. тремстам пятидесяти

Г) П. п. о трехстах пятидесяти

2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять ?
а) Р. п. семисот шестидесяти девяти
б) Д. п. семиста шестидесяти девяти
в) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью
г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти

3. В каком сочетании слов имеется ошибка?
а) семеро котят
б) нас четверо
в) пятеро женщин
г) трое детей

4. В каком варианте словосочетание построено правильно?
а) к полуторам годам
б) с двумястами рублями
в) около четыреста студентов
г) перед шестнадцатым апрелем

5. В каком сочетании слов имеется ошибка?
а) увеличить в 1,8 раза
б) двухтысячный год
в) три пятых метров
г) нет трехсот рублей

6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
а) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.
б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.
в) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.
г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.

7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
а) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.
б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.
в) Наше село в полутораста километрах от города.
г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.
Общие правила употребления местоимений

Следует иметь в виду , что местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Эта связь местоимения с существительным нередко определяется смыслом, а не формально, порядком слов: Брат сейчас в отпуске, он отдыхает уже второй месяц.

Однако часто в подобных случаях возникает неясность или двусмысленность: Сестра поступила в артистическую труппу, она уезжает на гастроли (ср.: Сестра поступила в артистическую труппу, которая уезжает на гастроли ).

Упр. 1. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые они должны замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.

1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

Запомните: возвратное местоимение себя и возвратно-притяжательное местоимение свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях такого типа, как Директор попросил секретаря не впускать к себе посетителей в обеденный перерыв , местоимение (к) себе по смыслу относится к слову секретарь. В подобных случаях во избежание неясности предложение необходимо перестроить таким образом , чтобы смысл его был понятен. Например: Директор сказал секретарю, что не будет принимать посетителей в обеденный перерыв.

Упр. 2 . В предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.

1) Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5) Писатель показал образ матери в своем развитии. 6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7) Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение.

Особенности образования некоторых личных форм глагола

Существует небольшая группа глаголов, которые не могут образовывать некоторые личные формы. Например, глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. В случае необходимости употребления данных глаголов в форме 1-го лица используются описательные обороты типа сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, пытаюсь ощутить и т. п.

Упр. 1. Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.

1) Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий. 2) Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении. 3) Без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство. 4) Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).
. Особенности образования и употребления некоторых других глагольных форм

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о - а в корне. Таки­е чередования могут быть присущи равноправным общелитературным и нормативным глагольным формам: приспосабливать - приспособлять. Однако в большинстве подобных случаев варианты глагольных форм различаются своими стилистическими характеристиками: один вариант является общелитературным, а другой имеет разговорный характер. Сравните: уполномОчивать (общелит.) - уполномАчивать (разг.), сосредотОчивать (общелит.) - сосредотАчивать (разг.).
Запомните:


обезбОливать

освАивать

обуслОвливать

оспАривать

рассредотОчивать


удвАивать

узакОнивать

удостАивать

уполномОчивать

успокАивать

При образовании форм повелительного наклонения глаголов в русском языке в ряде случаев также существуют варианты, отличающиеся стилистическими характеристиками. Например: положи (общелит.) - положь (прост.), обними (общелит.) - обойми (прост.).
Нормативными литературными вариантами являются следующие глаголы в форме повелительного наклонения: взгляни, поезжай, ляг, положи, выйди, вылезай.

Упр. 2 . Раскройте скобки, выбрав одну из форм. Выбор мотивируйте.

1) Развитие науки (обусловливает - обуславливает) технический прогресс. 2) Обычно мы старались (приурочить - приурачивать) свой отпуск к началу лета. 3) При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать - сосредотачивать) внимание на главном. 4) За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался - удостаивался) высоких наград.
Тестовые задания

1. От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
а) бежать
б) победить
в) бриться
г) мурлыкать

2. Какая из форм глагола является только разговорной?
а) обезболивать
б) узаконивать
в) обусловливать
г) уполномачивать

3. В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?
а) положь
б) ляг
в) езжай
г) вылазь
Употребление видо-временных форм причастий и деепричастий
Запомните: при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения.

Неправильный вариант: Политики, еще вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имеющие употреблено в форме настоящего времени, в то время как значение причастного оборота соотносится с действием , происходившим в прошлом). Исправленный вариант: Политики, еще вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имевшие употреблено в форме прошедшего времени).
Неправильный вариант: Испытывая прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытывая имеет несовершенный вид. Исправленный вариант: Испытав прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытав имеет совершенный вид).

Упр. 1. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

1) Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2) Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4) Так мы и вернулись, ничего не купивши. 5) Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 6) В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7) Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.

1. Держи карман шире – напрасно ждешь, не получишь;

Железная дорога – рельсовый путь для движения поездов;

Иметь место – быть;

Марионеточное правительство – лишенное подлинной самостоятельности;

Море по колено – ничего не страшно;

Ничтоже сумняшеся – ничуть не сомневаясь;

Рукой подать – очень близко;

Ума не приложить – не могу сообразить что-нибудь;

2. Валять дурака – делать глупости;

Задать баню – сильно разбранить кого-нибудь;

Кот наплакал – об очень маленьком количестве кого-нибудь, чего-нибудь;

Между Сциллой и Харибдой – очень далеко;

Типун на язык – шутливое пожелание, говорящему то, что не следует говорить;

Умыть руки – снять с себя ответственность;

Единовременное пособие – пособие, выдаваемое один раз;

Шевелить мозгами – думать;

3. Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место;

Ломать голову – стараться понять что-нибудь трудное;

Попасть впросак – по своей оплошности очутиться в невыгодном, неприятном положении;

С коломенскую версту – о человеке большого роста;

Тертый калач – опытный, видавший виды человек;

Фиктивный капитал – несуществующий капитал;

Тяжелый на подъем – с трудом решается делать что-нибудь;

Грецкий орех – твердый орех;

4. Положа руку на сердце – совершенно откровенно;

Прямой угол – угол в 90 0

Средь бела дня – днем когда свело;

С одной стороны с другой стороны – обсудить со всех сторон;

Нелегкая дернула – сделать без надобности, неизвестно зачем;

Сизифов труд – напрасный труд;

В ус не дуть – не беспокоиться ни о чем.

ТЕМА 5. Морфологическая норма.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Задание 1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите:

Концертный рояль, фамилия человека, настенная бра, серая мышь, молодой картофель, растворимый кофе, чугунный рельс, белая тюль, ночное кафе, лакированная туфля, попугай какаду, обезьяна шимпанзе, драповое пальто, длинное шоссе, подземное метро, натертая мозоль, табель о рангах,

трамвайное депо, купе в вагоне, горячее какао, звонкий пианино, столовое меню, городское такси, театральное фойе, конструкторское бюро, заключить пари, жюри конкурса, кино в театре.

Задание 2. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь (ж. р.); вышибала (м. р.); вертушка (ж. р.); жертва (ж. р.); запевала (общ. р.) голосистый запевала; лиса (ж. р.); коллега (общ. р.) коллега по работе; марионетка (ж. р.); мазила (общ. р.) спортсмен мазила; невежда (общ. р.) полный невежда в музыке; недотрога (общ. р.) капризный недотрога; недоучка (общ. р.) студент недоучка; писака (общ. р.) продажный писака; старшина (м. р.), стрекоза (ж. р.), судья (м. р.), тамада (м. р.), тряпка (ж. р.), тупица (общ. р.) полный тупица; умница (общ. р.). чем не жених красавец, умница; ябеда (общ. р.) мелкий ябеда; лакомка (общ. р.) человек лакомка; выскочка (общ. р.) хитрый выскочка.


Задание 3. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение в нужной форме и сказуемое с этой формой.

1.Домик на пригорке был черный и покрыт толем. 2. Ставня слетела с петли. 3. Ударили по рельсу, подвешенному к дереву. 4. Мы вошли в светлый большой зал. 5. Ветром был разбросан скирд.

Задание 4. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

1. Африканский жираф, донская степь, скирд села, маленький неряха, спелое яблоко, железная ставня, присоска на стекло, солдатская шинель, золотая медаль, меховой унт, большой гусь, клавиша рояля, манжет рубахи, железный занавес, сельский староста, идиома выражения.

2. Концертный рояль, чугунный рельс, женская босоножка, лесное пожарище, офицерский погон, маленькая бандероль, главный запевала,

гроздь винограда, детский санаторий, кожаный ботфорт, концертный зал, шампунь для волос, натертая мозоль, маленький плакса, мировой судья, моторный бот.

Задание 5. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия.

Балерина, гонщица - гонщик, доярка, массажистка - массажист, маникюрша, санитарка - санитар, секретарша - секретарь, сиделка, солистка - солист, студентка - студент, телеграфистка - телеграфист, ткачиха - ткач, чемпионка - чемпион.

Задание 6. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи родовых пар.

Аквалангист – аквалангистка; адвокат, бригадир, врач, генерал, директор – директриса; доктор, доктор наук, защитник – защитница; инженер,

космонавт – космонавтка; кандидат в мастера – кандидатка в мастера; кондуктор, лаборант – лаборантка; машинист – машинистка; научный сотрудник, педагог, слесарь.

Задание 12. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ним словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Клумба в саду; в соседнем крае; в очередном отпуске; в слесарном цехе; в книжном шкафу; в кирпичном доме; лекарство хранится в холоде; озеро в лесу; один день в году; яблони в цвету; судно в порту; лимон в чае.

Задание 13. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (него, меня, них, неё);

Навстречу (мне, ему, ей, им);

Выше (его, её, меня);

Благодаря (ему, ей, им, нам, вам);

За (ним, ней, тобой, мной);

К (нему, ней, ним, нам);

Из-за (него, неё, них, вас, нас);

Вслед за (ним, ней, ними, вами).

Задание 14. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличие вариантов объясните их различие.

Капать – каплет;

Махать - машет;

Сыпать - сыплет;

Двигать – двигает (кого, что) движет (содействовать чему-нибудь);

Мяукать – мяукает;

Щипать – щиплет;

Брызгать – брызжет (кого, что) брызгает (на кого-нибудь);

Полоскать - полощет.

Одушевленные

Неодушевленные

1. Значение.

Служат наименованиями живых существ (людей и животных): сын, дитя, учитель, Катя, животное, воробей, тигр – отвечают на вопрос КТО?

Служат наименованиями предметов и явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам: лес, ветер, машина – отвечают на вопрос ЧТО?

2. Грамматический показатель.

Вин. п. мн. ч. = Род. п. мн. ч. Вижу сестер – нет сестер, вижу животных –

нет животных

Вин. п. мн. ч. = Им. п. мн. ч.

Вижу улицы, цветы, поля –

Вот улицы, цветы, поля

Для сущ. IIскл. м. р. можно использовать форму ед. ч.

Вин. п. ед. ч. = Род. п. ед. ч.

Вижу брата – нет брата

Вин. п. ед. ч. = Им. п. ед. ч.

Вижу лес – лес шумит

3. Отдельные семантические группы.

К одушевленным относятся также:

1. названия богов и мифических существ: чтить Зевса, Юпитера, увидеть дракона, русалку, домового ;

2. названия фигур в некоторых играх: валет, туз, дама (в картах) ;

3. название игрушек, изображающих живых существ: петрушка, матрешка, снеговик ;

4. слова мертвец, покойник, утопленник (искл.труп ).

К неодушевленным относятся:

1. названия предметов неживой природы: тетрадь, дом, велосипед ;

2. названия деревьев и растений: береза, тополь, одуванчик, василек (в биологии считаются живыми организмами) ;

3. названия небесных светил, омонимичные именам богов: увидеть Юпитер, Марс ;

4. названия рыбных блюд: шпроты, кильки ;

5. названия совокупностей живых существ: народ, толпа, войско (по грамматическим показателям).

1. Собирательные существительные типа студенчество, молодежь, детвора , как отмечает Л. Л. Буланин, не имеют грамматических показателей одушевленности – неодушевленности, их можно отнести к семантически одушевленным .

2. У несклоняемых существительных показателем одушевленности – неодушевленности служит форма согласованного определения.

III. Категория рода имен существительных

3. У существительных, употребляющихся только во множественном числе (ножницы, каникулы, сливки, финансы, Карпаты ) род не определяется.

4. Склоняемые имена существительные распределяются по родам в зависимости от характера основы и окончания в Им. п. ед. ч.

Род склоняемых имен существительных

Показатели

Падеж

Примеры

Муж‑

ской

1. парный t ø

Им. п. ед. ч

стол, сыр, дом, лес, дуб

2. j ø

Им. п. ед. ч

край , соловей , ручей

3. парный t ø

- я

Им. п. ед. ч

Род. п. ед. ч.

день – дня, корабль – корабля (искл. путь – пути )

    ж , ш ø

ц, ч ø

Род. п. ед. ч.

сторож – сторожа, шалаш – шалаша, певец – певца, грач – грача

    t

t

Им. п. ед. ч.,

называющие лиц мужского пола

папа, деда

дядя

6. с суффиксами -ин-, -ищ-, -ишк-, -ушк -, образованные от соответствующих сущ. м. р.

дом домина, домище, домишко ; хлебхлебушко , лгун– лгунишка

7. сущ. подмастерье

Жен‑

ский

1. t

t

Им. п. ед. ч.

книга, сестра, лампа

басня, тетя, песня

2. парный t ø

Им. п. ед. ч.

Род. п. ед. ч.

степь – степи, тень – тени

3. ж, ш, ч, щ ø

Им. п. ед. ч

Род. п. ед. ч.

рожь – ржи, мышь – мыши, ночь – ночи, помощь – помощи

Сред‑

ний

1. t - о

t

Им. п. ед. ч.

окно, село, дело

поле, море

2. разносклоняемые сущ. на -мя :время, имя, племя, семя, вымя, темя, бремя, знамя, стремя, пламя

3. сущ. дитя

Общий

1. t

t

Им. п. ед. ч., обозначающие лиц мужского и женского пола

умница, неженка, грязнуля, егоза, недотрога, задира, сластена

2. уменьшительные имена мальчиков и девочек: Валя, Саша, Женя, Шура

Фамилия, мышь, кофе, рельс, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, метро, мозоль, табель, депо купе, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, кино.

Задание 4.

Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, жертва,

запевала, коллега, лакомка, лиса, марионетка, невежда, старшина,

забияка, писака, стрекоза, судья, тамада, умница, ябеда.

Г) Синтаксические нормы

Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений.

Задание 1.

Поставьте существительные в нужном падеже, используя, если надо, предлоги.

Беспокоиться (мать), восхищаться (картина), упрекать (грубость), уверенность (победа), потребность (книга), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым, Белоруссия, Украина, Альпы), ехать (поезд, трамвай), вернуться (школа, институт), платить (проезд), гордиться (сын), вера (победа), контроль (исполнение).

Задание 2.

Найдите и устраните случаи неверного употребления форм управления.

По окончанию работ мы пошли в театр. Андрей способен к глубокому чувству. Почет и блестящее положение ничуть не поколебали республиканские убеждения и демократические симпатии Бетховена. Михайлов недаром был удостоен высокой наградой. За проезд в транспорте следует оплачивать. Заведующий кафедры был расстроен. Данные факты говорят за возможность быстрого решения этой проблемы. Я хочу рассказать за свою жизнь. Она вежлива к людям, отзывчива. Каждый день мать радуется за успехи сына. В поэме описывается о похождениях Чичикова. Лектор оперировал с точными фактами. Как смотреть на равнодушие родителей за судьбу детей своих? Была выражена благодарность в адрес тем, кто организовал концерт для военнослужащих. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить навстречу движения транспорта. Нельзя не принимать во внимание этого факта. Такое поведение заслуживает награду.

Задание 3.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов.

Применяя оба рассмотренные здесь способа соединений, любые из указанных в таблице элементов могут быть использованы для питания батареек. Водитель должен помнить, что, повернув с проспекта направо, ему придется пересечь трамвайные пути. Рассматривая редакционную почту, мое внимание привлекло письмо школьницы. Возвращаясь с выставки, ему пришлось заглянуть в библиотеку. Прибывающий состав на пятый путь отправляется через полчаса. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем. Не прекращая машина буксовала, вся тряслась и рычала.

Задание 4.

Отредактируйте предложения.

1. Главной целью этого выступления является то, чтобы слушатель мог правильно понять выступающего. 2. Я могу обосновать ему, как оно должно быть на самом деле. 3. В этом тексте описывается о том, что человек мечтал открыть гениальное открытие много лет. 4. Петров сидит в аудитории и ищет решение задачи, и никак не может ее решить. 5. Как писал Доманский, что «все рассуждения односторонни о мире, а истина, возведенная в абсолют, превращается в свою противоположность». 6. Мы подчас не замечаем, хотим казаться умными и образованными людьми. 7. Мое мнение, что он полностью прав. 8. Я придерживаюсь всех тех людей, кто говорит про неподдельную искренность актрисы Елены Кориковой.

Задание 5.

В приведенных примерах устраните синтаксические и другие речевые недочеты.

1. Каждый из нас задумывался над тем, как быстро развиваются наука и техника. 2. Многие ученые, так же как и человечество, стоит на перипетии двух дорог. 3. Ведь именно неопределенность, неясность дают повод для раздумий. 4. Использование различных цитат также помогает сделать речь ярче. 5. Все двадцать пять учебников куплено в «Магистре». 6. Прошли несколько месяцев, а три преступления так и не было раскрыто. 7. Целый ряд номеров вашей программы интересен и зрелище. 8. Большинство студентов нашего вуза устроилось на практику в престижные вузы. 9. Десять дипломных проектов не проверены. 10. Более пятисот человек встречали высокого гостя во дворе завода.

Темы рефератов-сообщений по

«Культуре речи и деловым коммуникациям»

1.Культура как основа культуры речи и делового общения

2. Принципы, правила и законы общения

3.Типологические характеристики личности в деловом общениигендер и его проявления в ролевых моделях делового общения.

4.Культура делового письма

5.Особенности национальных стилей ведения переговоров

6. Культура речи общества и личности

7.Культура ведения полемики в деловой сфере

8.Языковые нормы официально-деловой письменной речи

9.Правила речевого этикета делового человека

10.Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы. Типы поведения людей в конфликтной ситуации

11.Русский деловой стиль общения

12.Национальные особенности общения. Межнациональные различия в мимике и жестах

13.Качества успешной коммуникации (умение слушать, задавать вопросы, проявление терпимости при общении и др.)

14.Этика руководителя организации. Способность к коммуникации

15.Речевая агрессия в деловом общении

16.Слушание (аудирование). Виды. Правила слушания, приемы активного слушания.

17.Культура деловой дискуссии

18.Коммуникативно-речевой портрет делового человека: руководитель, менеджер, предприниматель

19.Деловая речь и жаргон деловых людей

20.Сознательное / бессознательное и ложь в речевой коммуникации

21.Гендерный аспект коммуникативного поведения

22.Сила слова и особенности современного красноречия

23.Язык движений в публичной речи

24.Основные стратегии, тактики и приемы спора

25.Деловое письмо как актуальная форма общения

26.телефонный деловой разговор: этикетные требования. Особенности общения по телефону

27. Невербальные коммуникации и типичные ошибки общения

28.Основы мастерства проведения деловой беседы

29.Формы делового общения (совещание, переговоры, деловая переписка, спор, полемика и др.)

30.Официально-деловой стиль. Общая характеристика

31.Конфликт в деловом общении

32.Соблюдение лексические нормы русского языка в деловом общении

33.Жанры устного делового общения (приветствие, просьба, согласие, отказ, замечание, порицание и др.)

34.Деловые письма как актуальные формы общения

35.Норма как центральное понятие культуры речи и основа правильности речи

36.Типы речевых культур современного общества. Имидж современного российского делового человека

37. Управленческая этика. Стили управления. Модели управления.

38. Логика и аргументация в речи оратора. Секреты успешного выступления

39.Деловой разговор: принципы и нормы культуры делового общения

40.Динамика развития языка бизнеса в России. Бизнес-сленг и его место в деловом общении

41.Принципы, правила и законы общения

42.Стили делового общения

43.Психологическая защита в процессе делового общения.

Перечень вопросов к Экзамену

1. Язык – основное средство общения. Роль языка в жизни общества. Функции языка.

2. Литературный язык – основа культуры речи.

3.Типы норм современного русского литературного языка.

4.Что входит в понятие «орфоэпические нормы»?

5.Какие диалектные особенности в произношении гласных и согласных звуков, не соответствующие литературным нормам, вы можете назвать?

6.Что такое ударение? Каковы особенности ударения в русском языке?

7.Каковы принципы выделения стилей современного русского языка.

8.Что такое стилистическая окраска слова? Приведите примеры стилистически окрашенных слов.

9.На какие группы делятся слова русского языка в соответствии с их стилистической окраской?

10.Что такое просторечные слова, диалектизмы, жаргонизмы?

11.Как отражается стилистическая характеристика слова в толковых словарях?

12.Какие нормы называются морфологическими?

13.Какие особенности склонения имеют имена собственные?

14.Что такое лексические нормы языка?

15.Что представляет собой лексическое значение слова?

16.Дайте определения следующим понятиям: антонимы, синонимы, паронимы. Почему соблюдение лексических норм требует знания синонимов, антонимов, паронимов?

17.Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

18.Что такое лексическая сочетаемость слова и почему она важна для культуры речи?

19.Перечислите основные речевые ошибки лексического характера.

20. Что входит в понятие «синтаксические нормы русского языка»?

21.Перечислите основные грамматические ошибки, связанные с несоблюдением синтаксических норм.

22.Охарактеризуйте коммуникативные качества речи.

23.Объясните понятие этические нормы речевой культуры.

24.Риторика и речевое поведение человека в деловой сфере.

25.Деловая риторика. Особенности официально-делового общения.

26.Виды делового общения по содержанию и цели общения. Формы общения.

27.Языковое выражение доводов в деловом общении.

28.Основные способы аргументции в деловой речи (выступлении)

29.Этикетный статус участников делового взаимодействия.

30. Факторы, определяющие формирование речевого этикета. «Вы- и Ты-общение»

31.Механизмы воздействия в процессе делового общения (подчинение, взаимный обмен, благорасположение и др.)

32.Основные требования соблюдения культуры спора.

33. Выслушивание партнера как психологический прием.

34.Дискутивно-полемическая речь, ее виды.

35.Деловая беседа как основная форма делового общения.

36.Стили общения.

37.Создание благоприятного климата во время переговоров.

38. Кинесические особенности невербального общения (жесты, поза, мимика)

39.Межнациональные различия невербального общения.

40.Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации.

41.Что такое имидж? Модели поведения. Телесный имидж. Внешний вид. Тактика общения.

42.Барьеры делового общения.

43.Понятия «эмпатия», «аттракция». Их значение для эффективного делового общения.

44.Понятие о стилях делового общения.национально-культурные особенности делового общения.

45.Приемы правильного слушания.

46.Приемы психологической защиты в процесе делового общения.

Учебники и учебные пособия

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1984.

2. Атватер И. Я вас слушаю… - М., 1998.

1. Акишина А.А., Формановская Н.П. Русский речевой этикет. М.: Русский язык, 1978.

2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2000.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2010.

5. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.

6. Веселова Р.Б., Веселова П.В. Деловая переписка (конструкции типовых писем). – М., 1990.

7. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1995.

8. Головина Э.Д. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления: Экспресс-справочник. Киров, 1997.

9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2006.

10. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. – М., 2008.

11. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2005.

12. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

13. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. 11-е изд. М., 2005.

14. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры речи / Под ред. Проф. П.П. Шубы – Минск, 1999.

15. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1997.

16. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2002.

17. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2002.

18. Русский язык и культура речи: Учебное пособие /О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др.; Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. М. 2006.

19. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий

/ Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова. Н.В. Анисина и др. СПб.,

20. Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее

преодоления: Учебное пособие. М., 2004.

Словари и справочники

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. –М., 2000.

2. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. –М., 1986.

3. Васюкова Н.А. словарь иностранных слов. – М., 1999.

4. Елисеева М.Б. Словарь по культуре устной и письменной речи. – СПБ., 1996.

5. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. – М., 1997.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2005.

7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983.

8. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003.

9. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 2000.

10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2004.

11. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1998.

12. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. – М., 2000.

13. Современный словарь иностранных слов. – М., 1998.

14. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения. / Под ред. Г.Н. Скляревской. – СПб., 1998.

15. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. –СПб., 1998.


Похожая информация.