» »

Мотивы лирики рылеева. Гражданская лирика

06.01.2024

Одним из виднейших деятелœей декабристского движения и круп­нейшим поэтом-декабристом был К- Ф. Рылеев. За короткий срок своей литературной деятельности (1820-1825) он создал ряд худо­жественных произведений, занимающих одно из первых мест в исто­рии русской гражданской поэзии. Стихи Рылеева наряду с политиче­скими стихотворениями А. С. Пушкина и комедией ʼʼГоре от умаʼʼ А. С. Грибоедова явились лучшим выражением общественных идеа­лов поколения дворянских революционеров и стали для декабристов средством пропаганды их политических взглядов. Участник восстания 14 декабря 1825 ᴦ., Рылеев жизнью заплатил за попытку осуществить на практике те идеи, которым он служил своим поэтическим творче­ством.

Первые поэтические опыты К. Ф. Рылеева, увидевшие свет, ничем не выделялись среди популярных в то время жанров ʼʼлегкой поэзииʼʼ. Рождением нового поэта со своей темой и с собственной интонацией, было стихотворение ʼʼК временщикуʼʼ (1820), появившееся в первый же год вступления будущего поэта-декабриста в литературу. Сатира Рылеева оказалась политически весьма актуальной. Реакция, сме­нившая общественный подъем эпохи Отечественной войны 1812 ᴦ., торжествовала повсюду: и в России, и в Западной Европе. Ближай­шим сотрудником Александра I стал его любимец, военный министр, организатор военных посœелœений, ярый реакционер А. А. Аракчеев. Активным протестом против аракчеевского режима в армии явились волнения Семеновского полка осœенью 1820 ᴦ. Атмосфера накалялась. В такой обстановке появилась острая и смелая сатира на ʼʼвременщи­каʼʼ, в котором без труда можно было узнать всœесильного Аракчеева. Подзаголовок ʼʼПодражание Персиевой сатире „К Рубеллию"ʼʼ объ­ясняется цензурными соображениями (у римского сатирика I в. Пер­сия Флакка нет сатиры ʼʼК Рубеллиюʼʼ).

У Рылеева дана конкретная политическая характеристика Аракче­ева (ср., в частности, прямое указание на военные посœелœения: ʼʼСелœе­ния лишил их прежней красотыʼʼ), а в качестве угрозы выдвигается тираноубийство, о котором говорится весьма откровенно и весьма эмоционально:

О, как на лире я потщусь того прославить. Отечество мое кто от тебя избавит!

Впечатления современников и догадки о причинах благополучного для Рылеева исхода столь дерзкого выступления излагает Н. А. Бесту-

жев: ʼʼНельзя представить изумления, ужаса, даже можно сказать оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслы­ханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с велика­ном. Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта͵ и тех, которые внимали ему; но изображение было чересчур верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно, туча пронеслась мимоʼʼ ". Бестужев верно определяет и значение сатиры: ʼʼЭто был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластьюʼʼ.

Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отра­зившееся в его послании ʼʼК Косовскомуʼʼ (написано в 1821 ᴦ., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат 2 советовал поэту ʼʼнавсœегдаʼʼ остаться на Украинœе:

Чтоб я младые годы

Ленивым сном убил!

Чтоб я не поспешил с

Под знамена свободы!

Нет, нет! тому вовек

Со мною не случиться.

Отказываясь почти полностью от разнообразных жанров ʼʼлегкой поэзииʼʼ, Рылеев сохраняет один из них - дружеское послание. Но и данный жанр под его пером приобретает иной характер по сравнению с тем, что было типично для поэтов школы В. А. Жуковского и К- Н. Батюшкова. В дружеское послание Рылеев, подобно А. С. Пуш­кину, вводит политическую тематику, а затем послание и в целом становится политическим. В этом отношении показательно стихотво­рение ʼʼПустыняʼʼ (1821). Близкое по мотивам и манере к посланию ʼʼМои пенатыʼʼ Батюшкова, стихотворение Рылеева имеет неожи­данную концовку. Воспев по традиции прелœесть деревенской тишины и уединœения, поэт обращается мыслью к предстоящему возвращению в столицу, и тогда идиллический тон сменяется сатирическим. Рылеев обрушивается на высшую бюрократию, на несправедливый суд, на поэтов, равнодушных к общественным нуждам. Неудивительно, что политическая концовка стихотворения в свое время не была опублико­вана.

Рост гражданской патетики вызывает появление оды в лирике Рылеева, но данный жанр в творчестве поэта-декабриста коренным образом отличается от реакционной одописи эпигонов классицизма и продолжает традиции революционной оды Радищева, поэтов-про­светителœей, молодого Пушкина. Таковы оды ʼʼВидениеʼʼ (1823) и ʼʼГражданское мужествоʼʼ (1823). Правда, в первой из них Рылеев пытается дать ʼʼурок царямʼʼ в лице великого князя, будущего импе-

1 Воспоминания Бестужевых, с. 12.

2 Послание обращено к сослуживцу Рылеева по армии А. И. Косовскому, а не к П. Г. Каховскому, как долгое время предполагали некоторые исследователи (с Кахов­ским поэт-декабрист познакомился позднее).

ратора Александра II. Здесь, с одной стороны, сказались еще не окончательно отброшенные Рылеевым политические иллюзии, застав­лявшие иногда и его предшественников взывать к чувству справедли­вости и гуманности просвещенного монарха. С другой стороны, это было использование легальных возможностей для пропаганды своего политического идеала, к осуществлению которого призывалась пре­жде всœего законная власть. Историческая мотивировка крайне важно ­сти преобразований звучала скрытой угрозой правительству, в случае если оно останется глухим к велœениям истории, не поймет ʼʼпотребность русских странʼʼ:

Уже воспрянул дух свободы Против насильственных властей; Смотри - в волнении народы, Смотри - в движеньи сонм царей.

Не напрасно цензура испугалась этих строк и потребовала вло­жить в них благонамеренный смысл:

Дух необузданной свободы Уже восстал против властей.

Венцом гражданской лирики Рылеева явилось стихотворение ʼʼЯ ль буду в роковое время...ʼʼ (опубл. 1824 под заголовком ʼʼГражда­нинʼʼ), написанное в дни подготовки восстания. Еще в начале 1825 ᴦ. среди черновых набросков поэмы ʼʼНаливайкоʼʼ Рылеев по­местил четверостишие:

Нет примиренья, нет условий Между тираном и рабом; Тут нужно не чернил, а крови, Нам должно действовать мечом.

Эти чеканные строки были свидетельством окончательного разрыва Рылеева с какими бы то ни/было надеждами на мирное разрешение общественных противоречий. Теперь, в стихотворении ʼʼЯ ль буду в роковое время...ʼʼ, Рылеев заявляет о своей готовности к революци­онному действию и призывает к этому друзей, среди которых он, видимо, успел распространить свою стихотворную прокламацию. Об этом свидетельствуют слова декабриста А. М. Булатова, который, перефразируя последнюю строку стихотворения Рылеева, сказал брату, выходя из дому утром 14 декабря 1825 ᴦ.: ʼʼИ у нас явятся Бруты и Риеги, а должна быть и превзойдут тех революционистовʼʼ. Особое место в лирике Рылеева занимают агитационные песни, напи­санные им в сотрудничестве с А. А. Бестужевым.

ʼʼДумыʼʼ

Уезжая весной 1821 ᴦ. в деревню, К. Ф. Рылеев захватил с собой только что вышедший девятый том ʼʼИстории государства Российско­гоʼʼ Н. М. Карамзина. Под свежим впечатлением от прочитанного Рылеев пишет Ф. В. Булгарину 20 июня 1821 ᴦ.: ʼʼНу, Грозный! Ну, Карамзин! - не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна или дарованию нашего Тацитаʼʼ. ʼʼПлодом чтенияʼʼ Карамзина, по словам Рылеева, явилась его первая историческая дума ʼʼКурбскийʼʼ

(1821). Так в поэзию Рылеева входит историческая тематика, за­нявшая в дальнейшем в его творчестве основное место.

На протяжении 1821 -1823 гᴦ. Рылеев напечатал свыше двадцати дум. В 1825 ᴦ. ʼʼДумыʼʼ вышли отдельным сборником. Около десяти дум (считая и неоконченные) было найдено в бумагах Рылеева. При своем появлении думы вызвали противоречивую оценку. Известен суровый отзыв о них А. С. Пушкина, который не нашел в них ничего национального, русского, кроме имен, и признал их однообразными по композиции (см. письма П. А. Вяземскому и Рылееву в мае 1825 ᴦ.). Пушкин судил о думах Рылеева с точки зрения того более глубокого, чем это было у декабристов, понимания историзма и народности литературы, к которому он подходил как раз в эти годы. Но при всœей своей романтической условности думы увлекли читателœей героически­ми образами многочисленных деятелœей русской истории и патриотиче­скими чувствами автора. С этой точки зрения рылеевским думам нельзя отказать в народности, что подтверждается, в частности, широкой популярностью ʼʼСмерти Ермакаʼʼ (1821), называемой на­родной песней.

Определяя жанровую природу дум, Рылеев возводит их к украин­ской народной поэзии: ʼʼДума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретениеʼʼ. Стремление поэта-де­кабриста связать идейно-художественный замысел своих историче­ских баллад с народной традицией отвечало одному из положений декабристской эстетики - признанию фольклора источником литера­туры.

Думы Рылеева связаны и с традициями художественной литерату­ры, а именно с жанром исторической баллады, получившим в те годы распространение в русской литературе. Крупнейшим явлением в этой области была пушкинская ʼʼПеснь о вещем Олегеʼʼ (1822). Но Рылеев своеобразно трактовал данный жанр, что было отмечено А. А. Бестуже­вым в его критическом обзоре ʼʼВзгляд на старую и новую словесность в Россииʼʼ: ʼʼРылеев, сочинитель дум или гимнов исторических, пробил новую тропу в русском стихотворствеʼʼ. Это своеобразие заключалось в ощутительном присутствии в произведении, а иногда и в преоблада­нии, лирико-публицистического элемента.

Рисуя героев русской истории на протяжении ряда столетий, Рылеев поэтизирует образ борца за свободу и независимость родины (Мстислав Удалой, Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Богдан Хмель­ницкий) или образ гражданина, мужественно отстаивающего свои общественные идеалы (Матвеев, Долгорукий, Волынский). В уста своих героев Рылеев вкладывает монологи, в которых находят выра­жение гражданские идеи и настроения декабристов. Так, Волынский признает верным сыном отчизны только того,

Кто с сильными в борьбе За край родной иль за свободу, Забывши вовсœе о себе. Готов всœем жертвовать народу.

(ʼʼВолынскийʼʼ)

Это далеко от истории, которая не дает оснований для такой идеали­зации кабинœет-министра А. П. Волынского, но это близко к той современности, активно воздействовать на которую стремились де­кабристы. Столь же по-декабристски звучало и обращение Дмитрия Донского к соратникам перед битвой на Куликовом поле.

В думах Рылеева нашел выражение художественный метод рево­люционного романтизма. Рисуя героев прошлого, поэт-декабрист стремился не столько воссоздать историческую действительность, сколько воплотить свой идеал гражданина. Это отвечало обществен­но-воспитательным задачам, которым должны были служить думы. Соответствует этим задачам и композиционный строй дум, в котором Пушкин разграничил три базовых элемента: описание места дей­ствия, речь героя и ʼʼнравоучениеʼʼ. Как правило, думы не имеют сюжета и представляют из себясвоего рода серию исторических порт­ретов или картин. Значительная роль лирического монолога, про­износимого героем, сближает думы по их общему характеру с граж­данской лирикой Рылеева.

Рылеевские думы не отличаются и стилистическим единством. В соответствии с тематико-композиционными особенностями дум в них преобладает лирическое начало, что находит особенно яркое выражение в обилии стилистических фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический (ораторский) стиль. Но в некоторых думах (к примеру, ʼʼИван Суса­нинʼʼ) заметно стремление автора найти повествовательные формы изложения, отвечающие принципу простого рассказа о событиях. С этим связано и введение в гражданско-патетический стиль дум бытовой лексики, отражающей реальные подробности изображаемого действия, к примеру:

Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями.

Тенденции национально-исторического эпоса, для которых узкие рамки дум не давали простора, нашли развитие в поэмах Рылеева.

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии сосœедствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества состоит по сути в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки.

В 1821 года в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лиро-эпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики. Дума – изобретение славянской поэзии, в качестве литературного жанра уже давно существовавшая в Украинœе и Польше, заимствованной ей у нас. Фольклорное начало, признаки медитативной и исторической (эпической) элегии, оды - ϶ᴛᴏ характерные признаки Дум Рылеева.

Первую думу – ʼʼ Курбскийʼʼ (21г) поэт опубликовал с подзаголовком элегия, и лишь потом появляется подзаголовок ʼʼ думаʼʼ. Сходство с элегией замечали многие современники Рылеева. Исторические события осмыслены в думах Рылеева в лирическом ключе, поэт сосредоточен на внутреннем состоянии истор.
Размещено на реф.рф
Личности, в какой либо кульминационный момент жизни.

Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание и нравственный урок. В думе соединœены два начала – эпическое и лирическое, агитационное, а жизнеописание играет подчинённую роль.

Почти всœе думы строятся по единому плану - сначала пейзаж, местный или исторический, появление героя, речь, из которой становиться известной предыстория героя и его нынешнее духовное состояние, далее следует урок – обобщение. Так как композиция почти всœех дум одинакова, Пушкин назвал Рылеева ʼʼпланщикомʼʼ.

В задачу Рылеева входило дать панораму исторической жизни и создать монументальные образы героев. Цель его – возбудить высокими героическими примерами патриотизм и вольнолюбие современников. Субъективно Рылеев не собирался покушаться на точность исторических фактов и ʼʼподправлятьʼʼ дух истории, но это было неизбежно. Даже привлёчённый им историк Строев, писавший комментарии к каждой думе, не смог исправить вольного романтически-декабристского антиисторизма.

Этот Рылеевский антиисторизм вызвал решительное осуждение Пушкина, стремившегося к исторической достоверности. Историческое лицо любого века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам (Дмитрий Донской).

Как романтик, Рылеев ставил в центр нац. Истории личность патриота и правдолюбца. История - ϶ᴛᴏ борьба свободолюбцев и тиранов, силы, которые участвуют в конфликте – двигатель истории, никогда не исчезают и не меняются.

Психологическое состояние героев, особенно в портрете, всœегда аналогично. Герой изображён не иначе, как с думой на челœе, у него одни и те же позы и жесты. Чаще всœего они сидят. Обстановка – темница или подземелье.

Среди Дум выделяются Дмитрий Донской, Курбский, Борис Годунов, Смерть Ермака, Петр Великий в Острогожске, Иван Сусанин.

Годунов – о страданиях царя, достигшего престола путём преступлений. Рок принимает его покаяние, обет творить только на благо государства и даёт ему сон.

Сусанин – о подвиге русского крестьянина. В его деревню пришли сарматы, отужинали, легли на покой. Сусанин отправляет сына к царю, предупредить, а сам по утру идёт проводником врагов. Заводит в лес и там раскрывает тайну, пав жертвой во имя спасения царя.

Гибель Ермака – буря в ночь над Иртышом, воины спят, набираясь сил перед боем, Ермак же в раздумьях об искуплении ошибок жизни молодой завоеваниями для царя Сибири. Но хан Кучум не ждёт утра, боясь открытого столкновения. Он нападает исподтишка, ночью и Ермак вынужден плыть к челнам. Тяжёлый панцирь, дар царя, увлекает его под воды. Герой не успевает добраться до челнов, а буря всё играет.

В соотв. с тематико-композиционными особенностями дум,в них преоблад. лир.
Размещено на реф.рф
начало,что находит особенно яркое выражение в обилии стилист. Фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический стиль.

Рылеев - самое крупное дарование среди писателей-декабристов , ярчайший выразитель основных идей и образов революционного романтизма декабристов . В нем слились революционер и поэт, жизнь и творческое дело, политическая борьба и поэзия. Он пример того, как плодотворно влияние революционной идеологии на поэтический талант и как важно влияние поэтического слова в революционном деле.

Прежде чем выступить со стихами в печати, Рылеев писал "для себя" на протяжении целых восьми лет.

Поэтические образы Рылеева связывают различные формы борьбы против тирании и деспотизма - от сопротивления новгородцев великому русскому князю до испанской военной революции и от последней до тираноборства древних римлян.

Большим вкладом в развитие присущего русской классике духа братства народов являются мастерские отрывки из незавершенных поэм: "Наливайко", "Хмельницкий", "Палей". В украинцах Рылееву нравился дух ненависти к крепостным цепям, которыми их опутала Екатерина II в конце XVIII века . "Прикрепленные к земле", они, как отмечает поэт, называли себя все-таки лишь "подданными", не желая сливаться с общей массой, по их презрительной кличке, "крепаков"*. Народная украинская песня, вольная, как степное раздолье, привлекла внимание русского революционного поэта. Отсюда почерпнул он жанр известных дум. С Украиной связано лучшее его произведение в лиро-эпическом роде, поэма "Войнаровский ". Рылеев сближал в своем творчестве два братских народа России.

Рылеев подхватил замечательный мотив поэзии просветителей "Вольного общества" - воспевание героя разума, культуры и прогресса в противоположность герою завоеваний. В оде "Гражданское мужество осуждается вековечное преклонение людей перед Аттилами, Наполеонами, утверждавшими свою славу "убийственным мечом".

За год с небольшим до своей трагической гибели Рылеев, признанный глава тайного "Северного общества", написал стихи, которые распространялись в декабристской среде и получили там широчайшую известность. Приобщенные к следственным материалам, они были уничтожены по личному приказанию Николая Первого. Случайно сохранившаяся копия была впоследствии опубликована за границей

В этих стихах, обращенных поэтом к своим современникам, к молодому поколению, уходящему от общественных проблем в область бездумного, рассеянного существования, отражены самые значительные черты личности Рылеева и особенности его творческой манеры.

Поразительна в Рылееве прямолинейность и неуклонность, с которой он подчинил все свое творчество революционной идее. Гражданственность стала его музой, которой он не изменил до самого конца своего краткого литературного пути.

в печати его стихи появились впервые лишь в 1820 году, когда ему было уже 25 лет - возраст для поэтов той эпохи довольно поздний. Если иметь в виду, что жизнь Рылеева трагически оборвалась в 1826 году, то на весь его литературный путь приходится всего пять с небольшим лет. За этот краткий срок им сделано не так уж мало: стихи в журналах, редактирование совместно с Бестужевым одного из лучших альманахов той поры "Полярная звезда", выпуск отдельным изданием сборника стихотворений на исторические сюжеты под общим названием "Думы", публикация поэмы "Войнаровский" , критические статьи, переписка на литературные темы. И все это в сочетании с гражданской службой, сначала в Палате уголовного суда, а затем в правлении "Российско-Американской компании", деятельность которой была посвящена исследованию природных богатств Аляски, принадлежавшей тогда России. Но главным делом жизни Рылеева было горячее участие в тайном "Северном обществе ", где он скоро занял ведущее положение. Он и свою поэзию подчинил агитационным декабристским задачам, не упуская ни единой возможности, даже в условиях царской цензуры, служить идее будущего революционного переворота.

Рылеев впервые получил широкую известность как поэт, опубликовав в 1820 году свое послание "К временщику". Из цензурных соображений автор выдавал свои стихи за произведение древнеримского поэта. Но, читая первые же строки - все понимали, что речь идет не о каком-либо сенаторе Древнего Рима, а о графе Аракчееве , жестоком начальнике военных поселений, советнике и сотруднике Александра Первого , проводившем реакционную политику.

В том положении, в каком была и есть Россия, никто еще не достигал столь высокой степени силы и власти, как Аракчеев... Все государство трепетало под железной рукой любимца правителя. Никто не смел жаловаться. Едва возникал малейший ропот - и навечно исчезал в пустынях Сибири или в склепах крепостей.

С этого стихотворения началось политическое поприще Рылеева.Читателю было понятно, что речь идет не только о всесильном деспоте-временщике, но и о самом императоре - душителе свободы.

Гражданский пафос поэзии Рылеева ясно проступает и в дальнейших его стихах, из которых только очень немногие были опубликованы на страницах тогдашних журналов. Однако и по тому немногому, что попало в печать, можно судить о ярко выраженной гражданственности и патриотизме. Рылеев откликался на важнейшие события текущей политической жизни. Он написал большое стихотворение "На смерть Байрона", видя в знаменитом английском поэте прежде всего защитника свободы угнетенных народов.

В своей оде "Гражданское мужество", Рылеев громким именам знаменитых царедворцев противопоставляет менее заметных, но мужественных защитников общегражданских прав и общенародной свободы.

"Общественное благо " - вот главная тема зрелой поры в творчестве Рылеева. Здесь обрел он собственный голос, резко выделяющий его среди поэтов декабристского круга. Понятие "гражданственность", введенное им в поэзию, поистине знаменательно для дальнейшего ее развития. Он Словно принимая эстафету от Рылеева, много лет спустя Некрасов повторил его завет - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ".

В стеснительных условиях цензуры Рылеев, естественно, не мог говорить в полный голос. Ему поневоле приходилось оставаться в рамках свободолюбивого просветительства и общественной гражданской морали. Но и здесь с достаточной отчетливостью проступает социальный протест

Разрабатывая темы политической лирики, Рылеев сосредоточил свое внимание на героической истории русского народа. Воспитание патриотического чувства было одной из очередных задач декабристской пропаганды.

Преследуя эту цель, Рылеев создал обширную галерею исторических портретов горячих и самоотверженных патриотов, ради любви к родине, к родному народу способных идти на подвиг, жертвуя собственной жизнью. Он объединил эти стихи в цикл, связанный общей идеей,. Название "Думы", очевидно, пришло от поэтических преданий свободолюбивой Украины, распевавшихся кобзарями. До известной степени само название должно было подсказать вдумчивому читателю мысль о демократической направленности этого произведения. Всего Рылеевым была написана тридцать одна дума Здесь проходят имена древней русской истории: Олег Вещий, Ольга, Святослав, Святополк, Мстислав Удалой, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Курбский, Ермак, Борис Годунов князь Владимир Киевский, Марфа Посадница, Яков Долгорукий, Меншиков, Волынский и др. Все эти стихотворные рассказы о деятелях отечественной истории проникнуты единой мыслью: жертвенная любовь к родине, борьба против иноземных насильников, воинское и гражданское мужество.

Он идеализировал своих героев, придавая им не соответствовавшие действительности черты. Если образы древнерусских князей, мужественно защищавших родную землю, были нарисованы исторически верно, то государственные деятели XVII - XVIII веков часто не по праву приобретали желательный поэту облик правдолюбцев и защитников народных прав .

Идеей патриотизма и свободолюбия проникнута следующая поэма Рылеева - "Наливайко ", дошедшая до нас в тринадцати небольших отрывках, Наливайко - украинский гетман XVI века, поднявший народное восстание против польской шляхты, владевшей тогда Украиной, и казненный в Варшаве в 1597 году. В нем Рылев увидел героя борьбы за национальную независимость, мужественного, стойкого до конца защитника своих свободолюбивых убеждений. С болью в душе видит гетман горе угнетенного, порабощенного врагами родного края. Сердце его пылает ненавистью к иноземным захватчикам, жаждой справедливой мести, но вместе с тем и презрением к соотечественникам, смирившимся с чужеземным игом:

Героической теме в родной истории Рылеев оставался верен до конца. В его литературном архиве сохранились планы и наброски будущих произведений, и все они имеют отношение к прошлому русского или украинского народа: "Гайдамаки", "Палей", "Партизаны", стихи о вольном Новгороде, переложение "Слова о полку Игореве".

Особое место занимают агитационные песни, писавшиеся в тесном сотрудничестве с Бестужевым. Простые по языку, конкретные по содержанию, эти песни несомненно сыграли немаловажную роль среди полков, подготовляемых к восстанию.

Наследие Рылеева невелико. Кроме "Войнаровского", он напечатал при жизни всего сорок пять стихотворений (включая сюда и 21 "думу"). После разгрома декабрьского восстания его имя и совсем исчезает со страниц альманахов и журналов. И только с 1856 года, когда была объявлена амнистия сосланным в Сибирь декабристам, стихи Рылеева понемногу начинают появляться в печати

Стихотворение «Гражданин» - вершинное произведение декабристской лирики.

Его стихотворения, отличаясь эмоциональной приподнятостью, изобилуют словами социально-политической окраски: «герой», «цепи», «вольность», «отчизна», «раб», «свобода», «закон», «народ», «гражданин».

1820-е гг., - особенно начало, - важный этап исторической жизни Европы и России. Убийство наследника французского престола герцога Беррийского ремесленником Лувелем, революционные восстания в Португалии и Испании; в России - рост крестьянских волнений, бунт в Семеновском полку. Все это оказывало воздействие на настроение передовых людей.

1820 г. решительно изменил личную и творческую жизнь К.Ф. Рылеева. Он переезжает в Северную столицу. Завершен ученический период его творчества (свои ранние произведения он публикует под псевдонимом «К.Р-в», считая их подражательными и незначительными).

Рылеев находит свое призвание - в гражданской лирике, в вольнолюбивых стихах, и он бесповоротно встает на этот путь. Началом послужила сатира «К Временщику», опубликованная в «Невском зрителе» (1820 г., №10) за полной подписью поэта. Сатира метила во всесильного Аракчеева. «Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему, - писал Н. Бестужев, - но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно... это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью...». С этого стихотворения началось политическое поприще поэта. Он привлек всеобщее внимание.

Подзаголовок сатиры указывает на один из множества источников - сатиру М.В. Милонова «К Рубеллию» (1810), имеющую подзаголовок «Из Персия». Стихотворение Милонова не перевод, а вольное подражание. У римского поэта Персия (34 - 62) такой сатиры нет. Рылеевские обличения временщика звучали несравненно острей, чем у Милонова. Произведение Рылеева как бы воспроизводит сатиру XVIIIвека (их сближает поэтический язык, обильно использованы восклицания, вопросы, «архаическая» лексика; гражданская и патриотическая тематика вели за собой одический настрой, и риторическое построение). В сатире Рылеева встречаются и слова-«символы». Как верно было замечено, в военной поэзии 1812 г. формируется особый лексический пласт, который практически без изменений переходит в лирику 1820-х гг. Это слова-«сигналы», «система упорных символических понятий» - «тиранство», «рабство», «цепи», «бичи» - как бы образуют семантическое поле «врага»; «высокие» же слова гражданского языка: «отчизна», «отечество» (это слово указом Павла I вообще было запрещено употреблять), «свобода» («священная свобода»), «сыны», «деяния», «мужи» - прикрепляются к теме национально-освободительной борьбы.

Временщик в сатире Рылеева «тиран», «неистовый», «подлый», «коварный», «хитрый», «неблагодарный» - все эти образные эпитеты имеют яркую отрицательную окраску. Негативное отношение автора к «надменному временщику» доходит до полной своей кульминации (используются эмоционально-экспрессивные эпитеты противоположного оценочного значения):

Твоим вниманьим не дорожу, подлец,

Из уст твоих хула - достойных хвал венец!

Упоминаемые в сатире Сеян, Кассий, Брут, Катон - римские государственные деятели, составившие заговор против тиранов, - в представлении Рылеева они - символ любви к свободной отчизне.

Обращаясь к «неистовому тирану», не боясь его «ярого гнева», автор предлагает ему выбрать иной путь:

Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

Чем с низкими страстьми и подлою душой

Себя, для строгого своих сограждан взора,

На суд их выставлять, как будто для позора!

Здесь явный намек на тех преступников, которых для наказания выставляли на площадях на суд людской, на всеобщее посмешище. Суд людской, возмездие народа будут страшными:

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В поэзии Рылеева начала 1820-х гг. (как и у многих русских поэтов) гражданские и элегические темы, гражданские и элегические стили существовали раздельно и не сливались. Это ограничение сохранилось в таких произведениях Рылеева, как послание «А.П. Ермолову» (1821) и ода «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенная к Н.С. Мордвинову. Оба героя - и Мордвинов и Ермолов - полная противоположность временщику Аракчееву. Они достойны подражания личным мужеством, независимостью суждений. В понимании Рылеева - это идеал, они носители политической и нравственной доблести. Ермолов - «любимец славы», «наперсник Марса и Паллады! // Надежда сограждан, России верный сын», «гений северных дружин». Мордвинов - «гражданским мужеством дивит», «Души возвышенной свободу // Хранит в советах и суде».

Хотя названные произведения Рылеева обращены к реальным историческим лицам, его герои показаны достаточно абстрактно («О, витязь юный!» - обращается поэт к 44-летнему Ермолову), они лишены индивидуальных черт, они подобны античным героям, не знающим колебаний и сомнений.

Одический стиль Рылеева - источник патетических интонаций. Он как бы продолжает то направление развития оды в русской поэзии, которое было начато еще Радищевым. Оды Рылеева «Гражданское мужество», «Видение» (1823 г.) стали для него легальной возможностью для пропаганды своих политических идеалов. В «Видении» автор выражает надежду и веру в просвещенного монарха (оно обращено к пятилетнему мальчику, будущему Александру II). Это своеобразное послание просвещенной монархини - Екатерины II - к своему правнуку. Умудренная опытом императрица произносит те слова, которые близки автору, буквально выстраданы им:

Довольно лавров и побед,

Довольно громозвучной славы...

Иные ждут тебя дела...

Настанет век борений бурных

Неправды с правдою святой.

Уже воспрянул дух свободы

Против насильственных властей;

Смотри - в волнении народы,

Смотри - в движеньи сонм царей.

Забота о благе отечества и народное счастье - приоритетны в воспитании будущего императора:

Люби народ, чти власть закона,

Учись заране быть царем.

Люби глас истины свободной,

Для пользы собственной люби,

И рабства дух неблагородной -

Неправдосудье истреби.

Власть закона, свобода совести, уничтожение крепостничества - идеалы, за которые боролся Рылеев. Но их отстаивает и императрица, процарствовавшая 34 года (долгий срок для России):

Дай просвещенные уставы,

Свободу в мыслях и словах,

Науками очисти нравы

И веру утверди в сердцах.

Во всех перечисленных произведениях Рылеев использует свои любимые приемы: красочные эпитеты, риторические вопросы, повторы слов, архаичную лексику - все это усиливает эмоциональную картину.

Литературно-критическая деятельность декабристов (предисловие К. Рылеева к "Думам", годовые критические обзоры Н. Бестужева в "Полярной звезде", статья В. Кюхельбекера "О направлении нашей поэзии…").

Основные темы и мотивы лирики В.К. Кюхельбекера, особенности метода и образно-стилевого колорита его стихотворений. Гимны в честь восстания греков. Тема "участи русских поэтов".

А.И. Одоевский как поэт декабристской каторги ("Ответ на послание Пушкина "В Сибирь" ", "На переход наш из Читы в Петровский завод" и др.). Нарастание новых черт в романтизме Одоевского ("Куда несетесь вы, крылатые станицы"). Одоевский как предшественник и друг Пушкина и Лермонтова.

Проза А.А. Бестужева-Марлинского. Поиски героического в историческом прошлом. Светские и кавказские повести. Особенности романтических повестей А. Бестужева-Марлинского. В. Белинский о повестях А. Бестужева, оценка их в критике 30-х гг. XIX в. и в современном литературоведении.

Тексты . Раевский В.Ф. “Певец в темнице”, “К друзьям”; Кюхельбеккер В.К. “Пророчество”, “Греческая песнь”, “К Вяземскому”, “Тень Рылеева”, “Ижорский”, “Агривяне”; Одоевский А.И. “Бал”, “Зосима”, “Ответ на послание Пушкина “В Сибирь”, “На переход наш из Читы в Петровский завод”, “Куда несетесь вы, крылатые станицы…”; Глинка Ф. “Письма русского офицера”, “Зиновий”; Бестужев-Марлинский А. “Роман и Ольга”, “Ревельский турнир”, “Фрегат “Надежда”, “Мулла Нур”, “Аммалат-бек”; Улыбышев А. “Сон”.

Основная литература. . История русской литературы XIX в. 1800 – 1830-е годы: В двух частях. Ч. I. – Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М.: Владос, 2001. – С. 118–157; История русской литературы: В 4-х т. – Т. 2. – С. 150-203; Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской прозы 30-30-х гг. XIX века. – М.: Наука, 1979. – С.291-309; Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.: Наука, 1976. – С. 100-141;

Дополнительная литература.

Творчество К.Ф. Рылеева

Значение творчества Рылеева в развитии русского романтизма. Ранняя лирика, политическая сатира, послания в его творчестве. "Думы" как особый жанр творчества Рылеева, их литературный генезис, специфика историзма в трактовке героев, особенности метода и жанрово-композиционной структуры. Поэма "Войнаровский" как типичный образец романтической декабристской поэмы; ее пафос, проблематика, образная система, композиционная структура. Особенности словоупотребления и стиха. Незавершенные поэмы Рылеева. Агитационные песни К. Рылеева и А. Бестужева. Место и значение творчества Рылеева в истории русской литературы.

Тексты . “Временщику”, “Гражданин”, “Гражданское мужество”, “На смерть Байрона”, “Олег Вещий”, “Ермак”, “Дмитрий Донской”, “Волынский”, “Иван Сусанин”, “Войнаровский”, “Богдан Хмельницкий”, “Наливайко”; К.Ф. Рылеев и А.И. Бестужев: “Ох, тошно мне и в родной стороне”, “Уж как шел кузнец…”, “Ах, где те острова…”.

Основная литература. История русской литературы: В 4-х т. – Т. 2. – С. 150203; Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской прозы 30-30-х гг. XIX века. – М.: Наука, 1979. – С.291-309; Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма.

– М.: Наука, 1976. – С. 100-141; Гофман В. Литературное дело Рылеева//Рылеев К.Ф. Полн. собр. стихотворений/ Библиотека поэта большая серия: Изд-во писателей в Ленинграде, 1954. – С. 1-80. Здесь же помещена краткая биографическая канва жизни и деятельности поэта; Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 58-59.

Дополнительная литература. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М.: Просвещение, 1975. – С. 53-73; История русской поэзии: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Наука, 1979. – С.271-291; Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М.:

Республика, 1996. – С. 56-61, 536-541.

Творчество А.С. Грибоедова

Личность. Учеба в университетском благородном пансионе и Московском университете. Отечественная война 1812 года и ее роль в формировании мировоззрения писателя. Дипломатическая деятельность Грибоедова, его связи с декабристским движением.

Литературно-эстетические позиции Грибоедова, их своеобразие, отношение к "архаистам" и "новаторам". Участие в кружке "младоархаистов".

Ранние комедии Грибоедова ("Своя семья, или замужняя невеста", "Студент" и др.), их значение для дальнейшего творчества.

"Горе от ума". Творческая история комедии. Ее жанровые особенности как "высокой комедии". Конфликт "Горя от ума" и его воплощение в системе персонажей и композиционной структуре, отражение внем злободневных противоречий русской жизни 10-х – 20-х годов XIX в. Проблематика "Горя от ума". Образ Чацкого как выразителя передовых идей времени. Фамусов как идеолог консервативного лагеря русского дворянства. Проблема ума в комедии и связь ее с просветительской идеологией.

Драматургическое мастерство Грибоедова. Особенности композиционной структуры, воспроизводящей развитие действия комедии "как в жизни" (ускорение и замедление темпа действия, психологическая мотивация мизансцен, взаимозависимость композиционных линий – "горя от ума" и "горя от любви" и т. д.). Афористичность языка и особенности свободного стиха комедии.

Сценическая жизнь грибоедовской комедии, ее роль в развитии русской драматургии и русского театра. Незавершенные драматургические произведения Грибоедова (замысел трагедии "1812 год", отрывки из трагедий "Грузинская ночь" и "Родамист и Зенобия"). Значение творчества Грибоедова в развитии русской литературы.

Тексты . “Горе от ума”, “1812 год”, “Родамист и Зенобия”, “Грузинская ночь”. Основная литература. А. История русской литературы XIX в. 1800 – 1830-е годы: В двух частях. Ч. I. – Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М.: Владос, 2001. – С. 183–211; Азарова К.М. Текст. Пособие по русской литературе ХIХ века. – М.: Просвещение, 1995. – С. 27-72; Хрестоматия критических материалов... – С. 150-160; Гончаров И.А. Мильон терзаний. – М.: Худ. лит., 1974.

Дополнительная литература. Пиксанов Н.К. Творческая история “Горя от ума”. – М.: Наука, 1969; А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. – Л.: Наука, 1977; Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. – М.: Современник, 1989; Фомичев С.А. Комедия Грибоедова “Горе от ума”.

Комментарий. – М.: Просвещение, 1983; Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994. – С. 48-55; История мировой литературы. – В 9-ти т. – Т. 6. – М.: Наука. – С.315-361.

Творчество А.С. Пушкина

Основные этапы творческого пути Пушкина. Лицейские годы, их роль в становлении творчества поэта. Жанровое своеобразие. Литературные ориентации лицейского творчества Пушкина ("Городок"). Вольнолюбивые и сатирические мотивы в лицейских стихах ("Лицинию", "Воспоминания в Царском Селе" и др.). Элегические и анакреонические мотивы.

Первый петербургский период творчества (1817 - 1820). Активное участие в литературной жизни ("Арзамас", "Зеленая лампа"). Отражение идеологии русского и французского просветительства в творчестве Пушкина этого периода (ода "Вольность"). Поэзия гражданского романтизма ("Деревня", первое послание "К Чаадаеву", "К Ю.Я. Плюсковой", "Ноэль" и др.), ее проблематика и структурно-стилевые особенности. Поэма "Руслан и Людмила", ее фольклорносказочные истоки, демократизация языка, пародийность, литературноэстетическая полемика вокруг поэмы.

Творчество Пушкина периода южной ссылки (1820-1824). Новые тенденции эволюции пушкинского романтизма: от усиления революционных настроений в духе декабристской идеологии ("Кинжал", "К Давыдову", "Наполеон") до разочарования и переоценки ее в результате духовного кризиса 1823-24 годов ("Кто, войны, вас остановил…", "Демон", "Свободы сеятель пустынный…", "Недвижный страж дремал на царственном пороге…", "Гречанка верная! Не плачь…"). Воплощение романтического мироотношения в психологической и пейзажной лирике этого периода ("Погасло дневное светило…", "Я пережил свои желанья…", "Узник", "К морю" и др.). Антологические мотивы ("Нереида", "Дионея").

Юношеские романтические поэмы Пушкина. Проблемы пушкинского "байронизма" в них. Отражение общей для "молодежи XIX столетия" болезни "преждевременного старения души" в "герое века" Пленнике ("Кавказский пленник"). Близость фабулы первой южной поэмы и "Евгения Онегина". Проблематика "Бахчисарайского фонтана" и "Братьев-разбойников". Особенности романтической характерологии и поэтики южных поэм, их оценка

в критике 20-х гг. XIX в. Начало работы над "Евгением Онегиным". Творчество Пушкина в Михайловском. Продолжение работы над "Евгением Онегиным". Завершение работы над поэмой "Цыганы". Ее "переходной характер": развенчание романтического байронического героя, осмысление руссоистского мотива "естественной" свободы, реалистический характер социальнопсихологической мотивации поведения и поступков героев. Романтическое и реалистическое начала в поэме. Трагедия "Борис Годунов". Споры о "главном лице", "главном герое" произведения. Современные трактовки этого вопроса. Размышления Пушкина о шекспировских характерах, "законах" драмы. Воплощение "судьбы человеческой, судьбы народной" в развитии действия "Бориса Годунова". Роль образов Пимена и юродивого Николки в трактовке проблем вины и кары. Реалистический историзм Пушкина в "Борисе Годунове"

в решении проблем народа, власти, в системе персонажей, в воссоздании исторических событий. "Мнение народное" как сверхличная совесть, ее роль в трагедии. Смысловое наполнение заключительной ремарки "народ безмолвствует". Композиция, роль языка и стиха в трагедии. "Граф Нулин" и роль шутливой повести в становлении реалистического стиля Пушкина. Смысл

"странных сближений" в свете пушкинского историзма. Лирика

"михайловского" периода, отражение в ней общечеловеческих ценностей ("Сожженное письмо", "Я помню чудное мгновенье", "Вакхическая песня"). Роман в стихах "Евгений Онегин" как первый русский реалистический роман. Образ "героя времени" и его соотношение с героями романтических поэм Пушкина (Пленник, Алеко). Герой и автор. Образ Татьяны и проблема национального народного характера. Реальное и художественное время в романе, эволюция пушкинского метода и характерологии от первой к последним главам. Противопоставление и соотношение, противоречия как конструктивный принцип Пушкина. Проблема "литературности" и "жизненности" в художественном целом романа. Концепция, жанр, поэтика, стиль, структура романа.

Возвращение из ссылки. Пушкин и Николай I. Отклики аудиенции у царя в стихотворениях "Стансы", "Герой", "К друзьям", "Послание в Сибирь", "Арион". Тема Петра I в творчестве Пушкина этого периода. Поэма "Полтава" и традиции историко-романтической поэмы XVIII в. о Петре I. Жанр, композиция, стиль поэмы. Незаконченный роман "Арап Петра Великого".

Творчество Пушкина 30-х гг. Лирический цикл о роли и назначении поэта. ("Пророк", "Поэт", "Поэту", "Поэт и толпа", "Эхо", "Памятник"). Отражение в нем эстетического самосознания зрелого Пушкина. Философско - нравственная проблематика лирики этого периода, поиск нравственного идеала, осмысление идеи "самостояния человека" ("Мирская власть", "Из Пиндемонти", "Странник", "Когда за городом задумчив я брожу…", "Не дай мне бог сойти с ума…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Безумных лет угасшее веселье…", "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы", "Пора, мой друг, пора…", "…Вновь я посетил…", "Я вас любил…", "Осень"). "Повести Белкина" – состав цикла, проблематика, особенности организации повествования в них, поэтики, жанра, творческого метода; "маленькие трагедии" – состав, проблематика, "европейский мир" и европейская история в изображении Пушкина. Особенности жанра, композиции, характерологии.

Поэма "Медный всадник". Философское осмысление эпохи Петра I и русской истории. Символика образов, функция фантастического в поэме. Образ Евгения в контексте "личность и государство". Сказки Пушкина, их народность и историчность, символика персонажей и образов. "Песни западных славян". Вопрос о протеизме поэта. Расцвет прозы Пушкина в 30-е годы. Проблема "русского бунта" в "Дубровском" и "Капитанской дочке", героя-дворянина и его роли в крестьянском восстании. Пугачев как воплощение типичных черт национального характера. Жанровые особенности и композиция романа. Повесть "Пиковая дама": новый тип героя, особенности композиционной структуры, жанра и поэтики. Фантастическое и сновидное, их функции в повести. Тема поэта и светской "толпы" в "Египетских ночах". Исторические труды Пушкина ("История Пугачева" и материалы к истории Петра I). Литературно-критическая и издательская деятельность поэта. Значение Пушкина в развитии русской и мировой литературы.

Тексты . “К другу-стихотворцу”, “Рассудок и любовь”, “Пирующие студенты”, “Бова”, “К Батюшкову”, “Воспоминания в Царском Селе”, “Городок”, “Вода и вино”, “Лицинию”, “Наполеон на Эльбе”, “Слеза”, “Гроб Анакреона”, “К Дельвигу”, “К портрету Жуковского”. “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Вольность”, “На Аракчеева” (эпиграмма), “Ноэль”, “Руслан и Людмила”, “Кинжал”, “В.Л. Давыдову”, “Наполеон”, “Кто, волны, вас остановил”, “Гречанка верная, не плачь”, “Черная шаль”, “Надежный страж дремал на царственном пороге”, “Свободы сеятель пустынный”, “Погасло дневное светило”, “Демон”, “Я

«Рылеев создал новую поэзию, отвечающую поступательному движению декабризма». Его поэзия медитативно-одическая.

Творческое наследие Рылеева легко распадается на три группы I произведений:

а) разные лирические стихотворения, малые формы;

б) лиро-эпические «Думы» и

в) крупные формы - поэма «Войнаровский» (замыслы поэм о Наливайке, трагедии о Хмельницком и пр.).

К первой группе мы относим стихотворения: «К временщику», «К Косовскому», «А.П. Ермолову», «Гражданское мужество», «Гражданин», «На смерть Байрона», «Стансы» (А. Бестужеву), «Вере Николаевне Столыпиной», «Бестужеву» (т.е. все тому же Александру Бестужеву).В сатире «К временщику» клеймится окружающая действительность, «аракчеевский» режим. В оде «Гражданское мужество» в обобщенной форме прославляется одно из коренных качеств подлинной доблести, служения отчизне, идеал, которому надо следовать; тут программа действия для целого поколения. Здесь и отечественные образцы гражданского мужества: Долгорукий, Панин, - дерзавшие говорить истину при Петре I, и Екатерине II, и ныне здравствующий Мордвинов, член Государственного совета, отличавшийся справедливостью и непреклонностью своих позиций. Из всемирных образцов вспоминаются оба Катана, Цицерон. Образцом служит и герой 1812 года А.П. Ермолов, которому адресуется особое послание. Это послание - от целого поколения, от всех декабристов: они знали об оппозиционных настроениях Ермолова и что его не жалуют при дворе; декабристы даже рассчитывали на помощь Ермолова в случае восстания. Из ближайших примеров доблести всеевропейской значимости избирался Байрон, кончине которого в Греции посреди восставшего народа Рылеев посвящает специальное стихотворение.самое знаменитое стихотворение Рылеева «Гражданин», написанное в год восстания. Здесь и сатира на общество, «ветреное племя» «переродившихся славян», здесь и призыв к «гражданскому мужеству» (само название стихотворения), здесь и образцы доблести (Брут, Риэго). Но здесь еще и автобиографическая тема, разработанная в упомянутых посланиях, тема поэта-гражданина, отрешившегося от наслаждений и удовольствий жизни и целиком посвятившего себя служению высокому долгу. Стихотворение «Гражданин» и начинается с прямой постановки самому себе особой задачи в жизни: «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан», поэт не хочет «в постыдной праздности влачить свой век», прожигать жизнь «в объятьях сладострастья», он другой - он постигнул «предназначенье века», он хочет бороться «за угнетенную свободу человека».

2. «Песня про… купца Калашникова». Проблематика, система персонажей, стилевое своеобразие.

В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, а не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне…». XVI век в изображении Лермонтова - высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются “за кадром”. Вместе с тем досто-верна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из “слав-ной семьи из Малютиной”, нарушение царём своей клятвы помиловать победителя. Да и основной конфликт поэмы - конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кромешником, “лукавым рабом” царя Кирибе-евичем, - безусловно, прочитывается в контексте “лютого времени”. Проблематика поэмы не сводится к противопо-ставлению века незаурядных людей и унылой современности. В центре «Песни» - вопрос о чести и бесчестии, ключевой вопрос лермонтовских произведений.

«Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в вос-произведении народного сознания. Замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в «Бородино»: восхищение герои-ческими подвигами и личностями прошлых эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения.

В «Песне…» выражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современно-сти, о правах человеческой личности. В частности, существует предположение, что в поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели Пушкина. Смысл поэмы Белинский видел в том, что в нец «…поэт от настоящего ми-ра не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее…

Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и его ранних поэмах. Царский опричник Кирибеевич - продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и гото-вого принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей. Купец Калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте. С ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. Он одерживает моральную победу над сво-им противником.

Еще недавно Кирибеевич, обнаруживающий способность к сильной любви и во имя страстного чувства нарушаю-щий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой. Теперь концепция Лер-монтова заметно меняется. Байронический герой-индивидуалист развенчивается. В образе Кирибеевича есть свое поэ-тическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении. В конце поэмы говорится о по-клонении народа могиле Калашникова, но не Кирибеевича, хотя погиб и он.

Важное место в системе образов поэмы занимает Иван Грозный. Он дан в духе народных представлений, зафикси-рованных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедли-вости и вместе с тем деспотизма. Так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип Лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности. Естественно, что в такой поэме Лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, при-сущих народно-поэтическому творчеству.

Но в «Песне про купца Калашникова» нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклор-ных текстов. Лермонтов творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в соответствии со своим за-мыслом. Мир устного народного творчества органически входил в художественный мир Лермонтова. «Песня…» была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей фамилией). Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии: «Не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие "Песнью" "доброго бо-ярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оце-ниваются персонажи "Песни...", не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество "правды-матушки" в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8