» »

Как называется человеческие головы обвиты змеями. Кто были змеиные боги? В христианской, европейской традиции

29.12.2023

Змея - символ, оставивший заметный след в истории и культуре множества стран. На протяжении многих веков она вызывала у людей ассоциации со смертью и возрождением одновременно. Одни народы обожествляли пресмыкающихся, другие трепетали перед ними. Что же известно об этом загадочном символе, который не дает покоя исследователям даже в наши дни?

Змея - символ исцеления

Историки полагают, что впервые использовать образ змеи в роли эмблемы врачевания люди догадались еще во втором тысячелетии до нашей эры. Это случилось в Древнем Вавилоне, что исследователи объясняют существовавшем в этом государстве культом животных. Изначально пресмыкающееся изображалось без атрибутов, однако постепенно они появились.

Конечно же, нельзя не упомянуть самый известный символ. Чаша со змеей - эмблема, появившаяся в медицине приблизительно в седьмом столетии до нашей эры. При этом активно использовалось изображение дочери Эскулапа Гигеи, держащей в руках сосуд и пресмыкающееся. Как известно, в древности многие болезни лечились с помощью а чаша служила вместилищем для него. Возвращение этого образа, забытого на долгие годы, произошло уже в XVI веке по инициативе Парацельса.

Какими еще атрибутами дополнялся в (змея)? Чашей древние люди не ограничивались, популярностью пользовался и посох Асклепия. Асклепий - мифический греческий целитель, которому приписывалось божественное происхождение. Среди его многочисленных талантов числилось умение воскрешать мертвых. Легенда гласит, что однажды именно змея помогла врачевателю оживить убитого сына

Христианство

Змея - символ, который в христианской вере ассоциируется с добром и злом одновременно. С одной стороны, образ пресмыкающегося, сбрасывающего шкуру, связывают с Иисусом Христом, который пожертвовал собой и вознесся к небесам.

С другой стороны, в Библии змея преподносится в роли искусителя, ловко соблазняющего Еву полакомиться запретным плодом. Следовательно, этот образ говорит о коварстве, алчности, непокорности. Неудивительно, что пресмыкающееся нередко наделялось женской головой, такие рисунки символизировали искушение, соблазн.

Буддизм, индуизм

Змея - символ, который отметился не только в христианской религии. Скажем, в индуизме большим почтением пользовались священные кобры, которые рассматривались в качестве защитников. Индусы полагали, что пресмыкающиеся охраняют богов, пока те наслаждаются отдыхом. Неудивительно, что большое распространение получил образ Вишну, сидящего в кольце кобры.

Вообще, в буддизме существовало двойственное отношение к змеям. С одной стороны, последователи этой религии также почитали кобр. Подтверждением тому может служить образ Будды, который уютно расположился в тени кобры, оберегающей его от солнца с помощью своих капюшонов. Некоторые буддисты даже видели в змеях (кобрах) самого могущественного бога, который перевоплощается для того, чтобы спасать человечество от голода и болезней.

С другой стороны, ползучий гад, изображенный рядом со свиньей и петухом, рассматривался приверженцами религии в качестве символа грехов.

Греция, Рим

Змея - символ мудрости. Это утверждение никогда не ставили под сомнение обитатели Древней Греции, любившие изображать пресмыкающееся в руках у знаменитых врачевателей и спасителей: Гиппократа, Эскулапа, Гермеса. Помимо этого, змея считалась ипостасью легендарного целителя Эскулапа, которому приписываются серьезные достижения в сфере медицины.

Подтверждением того, что змея - символ, ассоциирующийся с мудростью в Древней Греции, может служить и то, что это пресмыкающееся обитатели страны посвящали богу Аполлону. Греки не сомневались, что прекрасный бог не только защищает людей от сил тьмы, но и дарит им знания. Аналогичная функция возлагалась и на Афину, часто изображавшуюся в компании со змеей.

Конечно же, символы со змеями пользовались огромной популярностью и на территории Древнего Рима. Значение им придавалось аналогичное описанному выше, поэтому пресмыкающиеся нередко изображались в руках у местных богов и героев.

В русских сказках

В русской культуре также неоднократно отметился двойственный символ змеи. Значение ему, как и в большинстве других стран, приписывалось неоднозначное. С одной стороны, во многих сказках можно встретить упоминание о том, что человек, съевший сердце пресмыкающегося, сможет познать язык животного и растительного мира. Это говорит о том, что ползучие гады ассоциировались на Руси с мудростью, знаниями.

С другой стороны, знаменитый Змей Горыныч выступает в роли коварного злодея, с которым вынуждены рискуя жизнью бороться отважные богатыри. Победа же над ним означает не что иное, как абсолютное торжество добра над злом.

Две змеи

Нередко встречается в культуре различных стран и еще более таинственный символ - две змеи. Если пресмыкающиеся свиваются друг с другом, такая эмблема ассоциируется с объединением двух могущественных сил - Судьбы и Времени. Образ двух ползучих гадов, крепко вцепившихся в хвост друг другу, намекает на то, что даже две полные противоположности происходят из одного источника.

Часто встречается в культуре и образ двух змей, обвивших посох или дерево. Примером такого символа может служить знаменитый кадуцей - эмблема, использовавшаяся в медицине. Это также указывает на двойственность пресмыкающихся, способных приносить яд и исцеление, здоровье и болезнь одновременно.

Различные образы

Что символизирует образ невинного ребенка, играющего со змеей? Такая картина во многих культурах ассоциируется с раем, потерянным и обретенным вновь. Она говорит также об освобождении бессмертной души от тленного мира. У некоторых народов этот образ рассматривался в качестве символа торжества над врагами, освобождения от рабства.

В некоторых культурах принято также изображать змею рядом с оленем или орлом. Этот образ говорит о противостоянии света и тьмы, причем за тьму отвечает именно змея. Объединение ползучего гада с орлом или оленем указывает на космическое единство, равновесие. Пресмыкающееся, которое обвивает женское тело, свидетельствует о соотношении женского и мужского начала. Змея, свернувшаяся узлом, вызывает ассоциации со скрытой силой, которая уже готова вырваться наружу, преодолев все препятствия на своем пути.

В том, что змея - символ мудрости, никогда не сомневались алхимики и маги. Алхимики в Средневековье активно использовали образ змеи, обвивающей шест. Эта картина символизирует подчинение жизненной силы. Символ, на котором изображено пресмыкающееся, проползающее через круг, указывал на алхимическое сплавление.

Различные культуры

Почему символ (змея) не сыграл особой роли в культуре Китая? Потому что крайне редко отделялось от дракона, образ которого испокон веков привлекал китайцев. Однако известно, что ползучий гад в этой стране ассоциировался с самыми негативными качествами - хитростью, лживостью, злобой, ненавистью.

Гораздо благосклоннее к пресмыкающимся относились кельты, о чем свидетельствуют сохранившиеся эпосы. Змеи воспринимались ими в качестве символов возрождения, исцеления. Они нередко изображались с головой барана, рогами - в этом случае эмблема указывала на мужскую силу. А образ богини Бригитты, украсившей свои волосы свернувшейся змеей, символизировал плодородие, надежно защищал человеческое царство от темных сил.

Ацтеки традиционно приписывали змеям могущество, способность повелевать стихиями. Также эти символы ассоциировались у них со знанием, мудростью. В преданиях этого народа змеи нередко выступали в роли мифических предков, отважных героев. Большим почетом пресмыкающиеся пользовались на территории Африки. Они рассматривались в качестве знаков императорской власти, символизировали бессмертие, возвращение в мир живых из мира мертвых.

Наши дни

Любопытно, что символ змеи сумел сохранить большую популярность и в наши дни. Именно этот образ неизменно продолжают выбирать люди из различных стран, намереваясь сделать себе эффектную татуировку. Представительницы прекрасного пола выбирают этот образ, так как он ассоциируется с искушением, запретным плодом. Мужчинам наиболее нравятся символы кобр и других змей, способных подчеркнуть такие качества как властность, стремление доминировать. Те же, кто рассматривает пресмыкающихся в качестве символа мудрости и знаний, отдают предпочтение картинкам, на которых изображены змеи с чашами.

Г. С. Белякова

Змеиное многообразие

Змеи представлен почти во всех мифологиях мира как символ, связывавшийся, с одной стороны, с плодородием, землей, мудростью, с женской производящей силой, водой, дождем, а с другой — с домашним очагом, огнем (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом. Изображения змея находят еще в искусстве веpхнего палеолита. Культ змея был широко распространен в Триполье*, где он олицетворял пробуждение природы, веснy. На глиняных женских статyэтках змей часто изображался как существо, охраняющее и оплодотворяющее женщинy. Без змея не обходится почти ни один керамический сосуд трипольцев, но y них он не всегда представлялся добрым защитником очага.

_________________________________

* Трипольская культyра, аpхеологогическая культyра эпохи энеолита на теpритории УССР, Молдавии и Румынии. Названа по с. Триполье под Киевом. Остатки поселений, погребения, клады, расписная керамика. Хозяйство: земледелие, скотоводство, охота. рыболовство.

Уже в те далекие времена люди подчеpкивали его двойственность. В представлениях трипольцев, навеpное, жил какой-то злой змей — дракон, ассоциировавшийся с ужом. Такой уж изображается, как правило, на крышках сосудов снаружи и изнутри, а вид y него свирепый — круглые глаза, большие рога, крылья-когти. Двойной спиралью уж обвивает сосуд, то отпугивая, то угрожая каждомy, кто хочет прикоснуться к немy.

Видимо, спираль была для трипольцев символом того, чемy они поклонялись или чего боялись, возможно, чего-то непостижимого, но вечного: смены ли времен года, дня и ночи, таинства жизни и смеpти, вращения звездного неба или кругового движения солнца, т. е. того, что они видели, но постичь им было не дано. Спираль служила для них знаком виденного, а может быть, и его смыслом.

С времен веpхнего палеолита известно противопоставление змеи и птиц, получившее продолжение в раннеевразийском искусстве: птицы как животные веpхнего мира, змеи — нижнего. Однако на сменy этомy противопоставлению пришло соединение признаков змеи и птицы в образе летучего крылатого коня — дракона. Сопоставление образов змеи и коня привело к появлению мифологического образа змеи-дракона с головой коня и телом змеи.

В качестве символа плодородия змеи получил особое распространение на Крите и Кипре, где найдены изображения женщин (жриц) со змеями в руках. В Египте богиня плодородия и урожая Рененутет предстает в образах кобры или коброголовой женщины.

Змея была одним из атрибутов греческой богини мудрости Афины. В скифо-иранской традиции известна богиня со змеиными ногами и двумя змеями, растущими из плеч. Древнеиндийский мировой змей держал на себе землю. Сходнyю космическyю функцию держателя Земли выполнял и мировой змей в скандинавской и египетской мифологиях. В первой это был змей Мидгаpда-Еpмунганд, живущий в океане и опоясывающий всю Землю, а во второй — змей Мехента, окружающий Землю.

Самые популяpные в русском эпосе Змей Горыныч и Тугарин Змеевич крылаты, и потомy это скорее всего драконы. Есть в русских сказках и Змея (женского рода), которая прозревает единожды в годy на Иванов (Купалы) день, и тогда она бросается на человека или зверя, пробивая свою жеpтвy насквозь (похожее поверье есть и в западноевропейской мифологии о змее, которая стрелой влетает в пасть крокодила и пробивает емy бок). В славянской мифологии змеи имеют своего царя, имя которого Василиск.

Согласно народным поверьям, змей обладает демоническими свойствами и богатыpской силой, он знает целебные травы, имеет несметные богатства и живyю водy. Иногда змей предстает как страшное чудовище, превращающееся в красавца и вступающее в незаконные связи. Эти «второстепенные» , «побочные» представления связаны с основным — с образом огненного змея, олицетворявшим действительное явление природы — молнию, изгиб которой и в самом деле напоминал древнемy человекy змею на земле, а на небе — падающyю звездy, ибо звезда казалась емy тождественной свеpкающей молнии.

В русской летописи в записи под 1556 г. читаем: «Бысть знамение того места, где звезда пала на небеси, явися яко змий образом без главы стояше… ино яко хобот хвост сбираше, и бысть яко бочка и спаде на землю огнем и бысть яко дым по земли» . Многие предания отождествляют змея с грозовой тучей. Сам эпитет змея «огненный» свидетельствyет о его связи с грозовым пламенем.

Издревле поражала человека живучесть змеи. Продолжая извиваться, ее изрубленное тело вызывало трепет и благоговение перед ее особой жизненной силой. Существовало ритyальное убийство змей. Змея могла укусить смеpтельно, и поэтомy олицетворялась с силами зла, тьмы, преисподней. В греческой мифологии есть миф о Тифоне — чудище с сотней змеиных голов, способных лаять, шипеть, рычать.

Тифон вступает в брак с Ехидной — полудевой, полузмеей с прекрасным ликом, но ужасной в своей змеиной сущности; и от этого брака рождаются такие же страшные чудовища — Химера, опустошавшая Грецию, Леpнийская гидра, похищавшая скот и тоже опустошавшая земли в окрестностях Леpны, и другие. Тифон, низвеpгнутый под землю в наказание за бунт против Зевса, лежит там связанный и изрыгает пламя, сотрясая почвy.

Змей и орел

Схватка змея с оpлом, являвшимся олицетворением добра и света, — очень древний и распространенный мотив. Следы его находят на кубке Шумеpского правителя Гудеа (XXII в. до н. э.); в известных образах Геоpгия-победоносца, побеждающего змея на русских иконах, и «фракийского всадника» ; в отлитом из металла Медном всаднике в Санкт-Петеpбypге.Во всех этих изображениях всадники ассоциировались с оpлами. В печатных гравюрах торжество добродетели воплотилось в образе оpла с побежденной змеей в когтях.

В индyистских мифах также живописyется битва междy мудрым змеем Нагом и птицей Гарудой. Дочь Нага в облике девушки с истинно змеиной хитростью вырвала любовь y целомудренного юноши Аpджуны. «Ты обязан помогать несчастным, — сказала она, — а разве я не несчастна в любви к тебе?»

В античные времена змея в копях оpла нередко трактовалась как символ победы патриаpхата над матриаpхатом: змея означала в таком случае женское начало и сакральнyю (тайнyю) мудрость. Гомеровские греки считали оpла с окровавленной змеей в лапах добрым предзнаменованием, означавшим, что Троя падет: Орел-Зевс одолеет змеиное «женское» начало, ибо кто, как не Афродита, толкнула Еленy нарушить святой закон патриаpхата и бежать с Парисом.

На острове Коpфy почитали богиню Медузy, которая в греческой мифологии превратилась в чудовище. Вид его был ужасен: крылатое, покрытое чешyей, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращающим все живое в камень. А ведь при матриаpхате змеиные атрибуты Медузы означали лишь бессмеpтие и святость… Медуза стала одной из гоpгон, она была бессмеpтна. (Согласно одномy из мифов, Пеpсей отрубил ей головy и из ее крови родился Пегас — крылатый конь, олицетворявший поэтическое вдохновение.)

Письменная «Змеиада»

В «Ветхом Завете» змей (теперь уже мужского рода) стал дьяволом-змием. Через него в миp вошел страх. Но и проклятый Богом змей продолжал оставаться символом мудрости.

Христианам змея представлялась существом двуликим, воплощавшим в себе одновременно добро и зло. В средневековом «Бестиарии» можно прочесть, что мудрость вызывала опасливое недоверие. Моисей в пустыне оберегал соотечественников от хворей и змеиных укусов с помощью Медного Змия.

Во II — III вв. в книге «Физиолог» появился такой рассказ.

Змея, почувствовав, что стареет и слабеет, начала поститься и закончила лишь тогда, когда y нее отслоилась кожа (пост продолжался 40 дней и 40 ночей). Затем змея нашла расщелинy, проползла в нее, сбросила старую кожy и помолодела…

Змея, сбрасывающая старую кожy, была привычной иллюстрацией средневековых бестиариев, в которых она занимала срединное положение междy двумя группами животных: междy вымышленными и вполне реальными, но наделенными невероятными свойствами. Змею изображали и с женским телом, и с львиным, и со скоpпионьим, с бесчисленными головами. Вольный полет фантазии со временем превратил змею в оборотня Василиска, в летучего змея — дракона, в аспида. Согласно одной из веpсий, египетская царица Клеопатра именно аспида заставила ужалить себя, по другой веpсии, ее укусила фантастическая змея — «гипнал» , от укуса которой человек засыпает и умирает во сне.

Страницы рукописей и фронтоны средневековых храмов украшали изображения и самой ужасной из змей — эмоpриса, который, по сказаниям, выжимал из людей всю кровь. В древних преданиях рассказывалось о том, что в Аравии обитает змея-сирена, способная мчаться быстрее лошади, а в Италии боа-удав выдаивает коров.

Встречающаяся во всех славянских странах гадюка — «порождение ехидны» — описана в «Бестиарии» как весьма зловредное создание. Человеческое воображение шло от образа мирового змея как символа Вселенной, обнимающего время, вечность и бессмеpтие, обвившего планетy кольцом и ждущего конца мира, чтобы проглотить ее, к заурядномy «запечномy змею» — разновидности домового. Таким он был y западных славян и очень напоминал индийского Нага .

Распознано по изданию:
Г. С. Белякова «Славянская мифология» , М., 1995

Двойственность символизма змеи.

Символика защиты и разрушения, объединяющая все мифы о змеях, показывает, что змея имеет двойственную репутацию, является источником силы, если ее правильно использовать, но потенциально опасна и часто становится эмблемой смерти и хаоса, так же, как и жизни. Она может быть как символом добра, так и символом зла. Такая двойственность символики, заставляющая балансировать между страхом и поклонением, способствовала тому, что змея предстает то в образе прародителя, то в образе врага, считается то героем, то монстром.

Практически во всех гностических школах змий понимался или как символ Высшего мира, или как хаотическое начало (сын Яллаваофа). Но иногда змий одновременно являлся символом благого и злого, хотя эти два образа его резко разделяются. То же наблюдается и в наше время в странах Востока и у других народов.

Положительная символика .

Пример положительной символики змеи - понятие кундалини: символ внутренней силы, психической энергии, змееподобный клубок жизненной энергии, дремлющей в основании позвоночника. Энергию кундалини называют «змеиной силой». Иногда ее изображают в виде свернувшейся змеи с головами на обоих концах.

В тантризме две змеи, обвившие центральный столб, - древний символ, который иллюстрирует основное положение эфирной физиологии: восходящие змеиные энергии порождают вихрь энергии, преображающей всего человека.

Изображения змеи, прибитой к кресту, которые встречаются в средневековом христианском искусстве, стали символом воскресения и превосходства духа над плотью.

В религии друидов, первобытных обитателей Европы, культ змеи играл настолько важную роль, что вожди имели почетный титул «змий». Каждый, вступавший в священный сан друида, должен был произнести культовую формулу: «Я есмь друид, я есмь строитель, я есмь пророк, я есмь змий».

У ассирийцев змей был символом жизни (на ассирийском и арабском языках слово «змея» происходит от корня «жить»).

В Древнем Египте змея - символ Солнца и самого Осириса, а также символ небесной реки. Известно также изображение Исиды, где верхняя часть тела - человеческая, а нижняя - змеиная. Почитаемые в Древнем Египте Амон и Атон были богами-змеями. Кроме того, змея - победительница врагов фараона, испепеляющая их своим огнем. Олицетворением этого является так называемый урей, или «диадема фараона», - защитная эмблема высшей власти. В широком смысле урей (буквально - «змей») - змея, обвившаяся вокруг солнечного диска (Гора), или кобра с львиной головой. Он служит украшением головного убора Осириса и ряда других божеств. Эзотерически урей символизирует посвящение и приобщение к сокровенной мудрости, что всегда связано с изображением змеи. Эзотерические таинства посвящения именовались «змиями» (что вызывает в памяти евангелическое выражение: «Будьте мудры, как змии»).

В античном мире бытовало мнение, что отцами некоторых мифических богов и героев были змеи (включая Александра Македонского, о котором говорили, что его зачал Зевс в облике змеи). В греческой мифологии Кадм, основатель Фив, сеял зубы змея-дракона, из которых потом выросла фиванская знать. В Элиде особым почтением пользовался Сосиполис, «Спаситель Мира», «божественное дитя», которое до рождения явилось в образе змеи. Змея же являлась необходимым атрибутом божественного творца мира и жизни.

В Индии Шива известен под многими именами, в том числе его называют и царем змей. Среди многих изображений аватар Вишну наиболее известно то, где он лежит как бы в полусне на извивах мировой змеи Ананты, а у его ног восседает его супруга Лакшми, богиня красоты и счастья. В легенде о Кришне Калейени (служитель богини Кали) является царем змей, а жена царя Каисы, Низумба, называется «дочерью змеи». Патанджали, автора сутр, йоги называли «божественной змеей». Вообще в изображении индийских божеств почти всегда присутствуют змеи. В этой стране змеи почитаются гениями небес, а встреча змеи на дороге приносит счастье. Кроме того, и в Индии, и в некоторых других регионах змеи часто оказываются хранителями святынь, источников воды и сокровищ. Эта традиция связана с символикой плодородия, присущей змее, и с поверьем, что драгоценные камни - это застывшая слюна змей.

На островах Самоа божество Савевзиумо символически представляется человеком, нижняя часть тела которого - змеиная. Своим бесконечным протяжением, охватывающим все острова океана, змея символизирует вездесущность божества.

В китайском фольклоре существует легенда, что змеи вознаграждают добродетельных людей жемчужинами. Японский император носит титул «Ми-кадо», что значит «сын змеи», ибо ему приписывается происхождение от небесного змея.

Народ Nahuas, который наряду с майя создал одну из древних цивилизаций в доколумбовой Америке, называл себя «людьми змеиной расы». Империя Хibalba была известна под названием царства змей. Гумбольд рассказывает, что в Мексике в торжествах, игравших роль христианских мистерий, эмблемой прародительницы людей являлась змея. Эта прародительница человечества носила имя Цихуа-Кохуатль, что буквально означает «женщина со змеей». Вообще же культ змей повсеместно распространен по берегам Миссисипи и в Центральной Америке, причем обращает на себя внимание сходство встречающихся здесь изображений с индийскими.

Были мифические змеи и другого рода. Оказывается, существовали змеи, которые жили у знахарей и знахарок. Желающие могли их «либо вывести из петушиного яйца», либо купить. Эти змеи продавались, потому что никто не имел права держать их более трех лет. Считалось, что они приносят богатство. И в то же время народ не очень верил, что богатство можно нажить таким легким путем. Поэтому в легенде есть любопытная оговорка: богатство-то они могут принести, но небольшое, иногда даже не очень заметное.

Негативная символика .

Если рассматривать пугающую часть символики змеи, то она - явный прообраз драконов и морских змей (западный фольклор) или змееподобных гибридов, таких, как в греческой мифологии дети Ехидны (Гидра, Химера) и змеехвостая собака из преисподней (Цербер), символизирующих множество опасностей, подстерегающих человека в жизни. Укус ядовитой змеи стал причиной смерти Эвридики, жены Орфея. Она попала в загробный мир, где змеехвостый Минос судил мертвые души. Поэтому убийство змеи считалось подвигом, особенно если расценивалось как символ борьбы с властью отцов и старейшин - как в легенде о Геракле (Геркулесе), который, будучи еще младенцем, задушил двух змей, а позже победил лернейскую гидру. Чтобы установить свой культ в Дельфах, Аполлон должен был убить Пифона - дракона, вскормившего ужасного монстра Тифона.

В Египте первым подвигом выросшего Гора было убийство змея. С другой стороны, душа каждого умершего должна сражаться со змеей Апопи и победить ее или погибнуть.

В Индии кровожадная богиня Кали была наполовину женщиной, наполовину змеей. Первый подвиг юного Кришны - победа над гигантским змеем, хотя это всего лишь символическое повторение победы Вишну над змеем Калинаты.

Птицы, ассоциирующиеся со светом, такие как орел, сокол или легендарная Гаруда в Индии, часто изображались убивающими змей, как и многие боги и герои.

В иранском зороастризме змея - одно из самых дурных предзнаменований, предвещающее появление сатаны, также она символизирует тьму зла. Ариман свергнут небесами на землю в виде огромной змеи.

В тибетском буддизме «зеленой змеей» называется один из трех основных животных инстинктов, присущих человеку, - ненависть.

Китайский гений зла, возгордившийся перед Всевышним, Тши-Сеу, есть, в свою очередь, гигантский змей. Змея - одно из пяти вредных животных в Китае, хотя иногда предстает и в положительных ролях. Демон японцев - тоже змей, восставший из гордости против бога. В Японии существует сказание о героической победе над змеей юноши Иомато.

В германской мифологии Тор и Беовульф убивали змей-драконов, но и сами погибли, сраженные ими. У германцев в «Песне о нибелунгах» подвиги Зигфрида начинаются победой над драконом - Фафниром. В скандинавской мифологии старший сын бога огня Локи - олицетворение зла, представляет собой змея, стремящегося обвить мир смертоносными кольцами и ядом погубить все живое.

В западном фольклоре символизм змеи по большей части отрицательный. Причина этого - в ее раздвоенном языке, заставляющем предполагать лицемерие и обман, и яде, приносящем неожиданную и мгновенную смерть. Змею обвиняют в том, что из-за нее люди потеряли Божий дар вечной жизни, ссылаясь при этом не только на историю Адама и Евы, но также и на вавилонский «Эпос о Гильгамеше», герой которого прошел огромное расстояние, чтобы найти волшебное растение, возвращающее молодость, а когда нашел - его тут же украла змея.

Иудейская и христианская традиции представляют змея как врага и даже идентифицируют его с сатаной. Поэтому в западном искусстве змея стала основным символом зла, греха, искушения, обмана. Ее изображают у подножия креста в качестве эмблемы первородного греха: в сценах искушения Христа, а также под ногой у Девы Марии. Апостол Иоанн изображается с чашей, вокруг которой обвилась змея, в память о том, что его хотели отравить, яд не подействовал, поскольку Иоанн перекрестил чашу. Святой Георгий Победоносец, скачущий на коне и поражающий копьем змея, является покровителем Москвы.

Согласно Тертуллиану, знаменитому древнеримскому богослову, ранние христиане называли Христа «Змеей добра»; в искусстве медная змея напоминала о словах Христа: «Сын Человеческий может вознестись на небо».

В средневековой же Европе убийство гадюк считалось богоугодным делом. Змеи были непременным атрибутом колдуний, ведьмовские зелья включали в себя некоторые части змей. В сказках распространена такая аллегория: злые слова, ругательства, превращаются в змей, падающих изо рта. Легенды о многоголовых змеях, о чудовищном Тифоне, с которым Зевс вел долгую и упорную борьбу, породили сказки о змеях-горынычах, с которыми сражаются доблестные богатыри, отрубая одну голову за другой. В русских народных сказках образ змеи возник гораздо позднее, во времена татаро-монгольского ига, и символизировал «поганище» - врага.

Космогоническая символика змеи .

Змея в представлениях людей является в первую очередь магическим символом сил, породивших жизнь, иногда она изображала самого Бога-создателя.

Образ змеи, охраняющей отложенные ею яйца, ассоциируется с огромной змеей, обвившей весь мир и поддерживающей его или помогающей земному диску плавать в окружающем его Океане. Так, индуистский бог-создатель Вишну опирается на кольца огромной змеи Ананты (Шеши). Богиня Индра убивает змею хаоса Вритру, освободив плодотворные воды, которые та охраняла. Огромная змея землетрясений Васуки помогла при пахтании моря, из которого была освобождена земная твердь. В африканских мифах радуга-змея, хвостом упираясь в воды загробного мира, головой достигает небес. В скандинавских мифах огромная, непредсказуемая змея бури Мидгард держит мир в своих объятиях. Голова змеи венчает носы кораблей викингов - это имело как защитное, так и устрашающее значение. В Южной Америке затмения объясняли тем, что Солнце или Луну проглатывает гигантский змей. Согласно древнеегипетскому мифу, барке, на которой Солнце путешествует каждую ночь по царству мертвых, угрожает змея Апоп, и необходима помощь еще одной змеи, чтобы барка Солнца утром смогла появиться над горизонтом. В Мексике Кецалькоатль, божественный пернатый змей, который встречается в фольклоре повсюду в Южной и Центральной Америке, объединяет в себе силы земли и неба.

Многообразие символики змеи объясняется тем, что она находится в постоянном контакте с силами земли, вод, тьмы и загробного мира - одинокая, хладнокровная, скрытная, часто ядовитая, стремительно передвигающаяся без ног, способная проглатывать животных во много раз больше себя и омолаживаться, сбрасывая кожу. Форма тела змеи, так же как и другие ее характеристики, порождает множество сравнений: с волнами и холмистой местностью, равнинными реками, виноградной лозой и корнями деревьев, радугой и молниями, спиралевидным движением космоса. В конце концов змея стала одним из самых широко распространенных анималистических символов. Огромных размеров змея изображена на 400-метровом Великом змеином кургане в Огайо.

По преданиям догонов, бог-создатель Амма породил двух близнецов Номмо - полулюдей-полузмей, а те дали начало человеческому роду. Один из Номмо был кузнецом. Предки догонов, согласно поверьям, могли превращаться в змей и обладали бессмертием, но после грехопадения их души долго не могли найти успокоения. Оракул, вырезавший из дерева большую змею, дал им место пристанища и отдохновения.

В племени дагомея почитают божественного змея Айдо-Хведо, в котором видят символ радуги, движения небесных тел и провозвестника дождей.

Змея в мировосприятии африканских народов символизирует не только небесную, божественную природу, но и демонические силы.

На острове Бали существуют силы, посвященные водяным змеям. В древнебалийской рукописи черепаха Бедавант, основа мироздания, была обвита двумя змеями.

У народов Тропической Африки змеи воплощают идею бессмертия , поскольку при линьке меняют кожу, то есть оболочку физического существования.

Оуроборос (Ороборо) - змея, кусающая себя за хвост, - символ не только вечности, но и божественной самодостаточности.

Родовой символизм змеи .

Змеи часто встречаются и как родовые предки (тотемы) в африканских и североамериканских легендах, а также в Китае, где Нюй-Ва и Фу-Си были змееобразными богами-прародителями, а змеи, живущие в доме, согласно поверью, были духами предков и приносили удачу.

Змея как символ мудрости .

Тотемный символизм в сочетании с верой, что змеи знают тайны земли и способны видеть в темноте, наделяют змей мудростью или даром прорицания. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», - сказал Христос своим ученикам (Евангелие от Матфея, 10:16). Греческое слово «дракон» (которым не только называется монстр, но которое означает также и «змея с пронзительным взглядом») этимологически связано со зрением. В искусстве змея - атрибут богини мудрости Афины (Минервы) и аллегорической фигуры Благоразумия, означающий дар предвидения. Согласно легенде, троянская прорицательница Кассандра была обязана своим талантом священным змеям Аполлона, которые лизали ей уши, когда она лежала в его храме.

Змея в культах плодородия .

Змей, обвившийся вокруг запретного дерева в раю, - сюжет, имеющий множество параллелей в фольклоре. В древнегреческом мифе змея охраняет золотые яблоки Гесперид, а также дерево, на котором висит золотое руно. Дерево и обвившая его змея - эмблема ближневосточной богини плодородия Иштар. Как подтверждают и многие другие изображения богинь земли, держащих фаллосоподобных змей (символы плодородия), эти животные играли весьма важную роль в земледельческих культах Средиземноморья и Ближнего Востока. Обряды инициации в честь малоазиатского бога Сабазия имитировали проход змеи через тело служителя культа. Змеи, опутывающие ноги и руки сатиров в сценах вакхических празднеств, напоминают об античных ритуалах в честь богов плодородия, а также о виноградной лозе. Змеи характерны и для семитских культов плодородия, где использовались в сексуальных обрядах.

Змея, алхимия и целительство .

Змея, обвившаяся вокруг жезла, - алхимический символ Философского Меркурия в его первичном состоянии. Жезл - сера, поглощенная Меркурием.

Змея часто используется как символ целительства и медицины. Это частично объясняется древним поверьем, что змея сбрасывает кожу для возвращения молодости и владеет секретом вечной жизни. Согласно мифологии, Гермес (Меркурий), посланник богов, получил кадуцей - крылатый посох, обладающий силой примирять противников, и, когда он решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями, они немедленно обвили посох, в мире между собой. Змеи, обвившие кадуцей, символизируют взаимодействие противоположных сил. Карл Юнг считает их эмблемой гомеопатической медицины, основное положение которой можно сформулировать как «лечение подобного подобным».

Змея, обвивающаяся вокруг сучковатого посоха, является эмблемой греческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа), который, как считается, мог даже воскрешать мертвых.

Как посох Асклепия, так и кадуцей используются в геральдике для обозначения принадлежности к медицине. Змея, обвившаяся вокруг чаши, - символ современной медицины.

Гадюка .

Подобно всем змеям символизирует коварство и зло. Как один из четырех ликов дьявола, согласно святому Августину, гадюка «есть грех», особенно зависть. Считается, что она завидовала счастью Адама и Евы в Эдеме.

Кобра .

Власть змеи в более опасном ее выражении символизируется как в Индии, так и в Египте поднявшейся вертикально и распустившей капюшон коброй.

В Индии кобры-божества (наги) считаются священными, являются символами защиты. Как рассказывает легенда, однажды во время своих странствий Будда так измучился, шагая по раскаленной пустыне, что упал без сил. Проползавшая мимо кобра раздула свой капюшон и прикрыла им Будду от смертоносных палящих лучей Солнца, как зонтиком (впоследствии Будда изображался сидящим под укрытием кобры с семью капюшонами). Очнувшись в тени, Будда в знак благодарности прикоснулся к змее двумя пальцами, и следы от пальцев (два круглых пятна, похожие на очки) остались у нее навсегда.

Индийская кобра часто изображается с самоцветами на капюшоне, что символизирует духовные ценности. Но наряду с ними кобра также символизирует беспокойство и страх.

Питон .

Питона обычно связывают с водной стихией как жизненной субстанцией (символ наводнения) и с мужской оплодотворяющей силой. Питон приобретает фаллическое значение в обрядах инициации, хотя это не единственное и не самое важное его символическое значение. Как и все змеи, питон символизирует потенциальную жизненную энергию. Он может означать также целительскую силу.

В средние века ужи считались символом защиты дома. Так, в Швейцарии, прибалтийских странах, в Австрии они часто жили в домах. Люди верили, что ужи не только не приносят вреда хозяевам, но, напротив, покровительствуют им и могут нападать на врагов дома (в те времена ужей считали ядовитыми).

Мы видим, насколько разнообразна и загадочна символика этого необычного существа – змеи. И тем не менее, приведённые в этом материале сведения ещё далеко не полны. В следующих публикациях мы продолжим изучение этой увлекательной и глубокой темы, так что, оставайтесь с нами, будет интересно!

Подготовила: Юлия Матвеева (Россия)

ЗМЕИ В МИФАХ И ЛЕГЕНДАХ часть 2
Мифы и легенды Египта, Азии и Америки

Продолжаю серию о символе года - змее.
Змея (змей) — многозначный и универсальный символ, часто упоминается в мифах стран Востока.

ЕГИПЕТ
В Древнем Египте змеи являлись носителями как доброго, так и злого начала.
Старая египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.
Апоп — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, враг бога солнца Ра . Когда ночью солнце- Ра начинает плавание по подземному Нилу , Апоп, желая погубить его, выпивает из реки воду. В сражении с Апопом (каждую ночь) Ра выходит победителем.

В виде крылатых кобр охраняют Исида и Нефтида Осириса, окружая его тенью своих крыльев.

Амон и Атон , божества Древнего Египта, также были богами-змеями.


Урей - изображение кобры, готовой защитить правителя- украшало диадему фараона как знак его царствования на небе и на земле.

Знаменитая маска Тутанхамона

Элизабет Тейлор в роли знаменитой египетской царицы Клеопатры.


По легенде Клеопатра покончила жизнь самоубийством, дав укусить себя змее.

АФРИКА
В африканских мифах радуга-змея, хвостом упираясь в воды загробного мира, головой достигает небес. Змея-Радуга часто выступает как поглотитель вод, который борется с сыном солнца. Таков и египетский миф об Апопе .
«Бессмертие» змей и мечта о молодости
Африканские легенды рассказывают о первых людях, которые могли, подобно змеям, менять старую кожу на новую и жить вечно.
В шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными.
И людям стало казаться, что змеи бессмертны, мудры - ведь они знают секрет вечной молодости и бессмертия, и живут долго.
Способность змеи сбрасывать старую кожу сделала ее символом омоложения и долголетия, а лечебные свойства змеиногo яда - современной эмблемой Meдицины.
.........................
АЗИЯ
В Месопотамии вавилонская Тиамат, «Змея Тьмы» олицетворяет собой изначальный хаос. Ее называют праматерь Тиамат, все породившая. Из ее тела, рассеченного солнечным божеством Мардуком, создается мир.
Со змеей изображалась великая богиня Иштар, Венера Малой Азии.
………………….
ИНДИЯ И СТРАНЫ БУДДИЗМА
В Индии - настоящий культ змей - и в мифах, и в жизни. В индуизме змея — шакти , сила природы и космоса, проявление огня Агни , свирепого змея.
На змие Шеша, воплотившем в себе идею вечности, покоится в волнах Мирового океана бог Вишну , покровитель добра и закона.


Шеша или Ананта-шеша («бесконечный Шеша») —тысячеголовый змей, царь всех нагов .
Шеша - олицетворение вечного времени , вечности, а каждый из витков его тела символизирует одну из вселенных мира с её историей.
Его изображают как гигантского змея, свернувшегося кольцами на водах вселенского причинного океана , а его кольца - место отдыха для Вишну и его супруги Лакшми .


Вишну (санскр. — «всеобъемлющий») — верховный Бог в индуизме . Наряду с Брахмой и Шивой является одним из богов Тримурти (триады божеств), где выполняет функции охранителя мироздания.
Вишну поклоняются непосредственно, либо через его аватар , самые популярные из которых Кришна и Рама .
Обителью Вишну является Вайкунтха , супругой — Лакшми ; творение, поддержание и разрушение миров — это его божественная игра (лила). Основные функции Вишну — поддержание дхармы и разрушение зла.
Змеи часто символизируют дождь и воду, плодородие. Это стражи порога, дверей и сокровищ и вод, а также, защитники коров. Вместе со слоном, черепахой, быком и крокодилом змея может служить опорой мира и поддерживать его.
Кобра символизирует гору Вишну и в этом качестве означает знание, мудрость и вечность.

Кришна — одна из форм Бога в индуизме , восьмая аватара Вишну , один из наиболее популярных индуистских богов . В искусстве Кришну часто изображают танцующим на головах змея Калия , играющим одновременно на флейте.

Змей Калия отравил своим ядом воды Ямуны, от чего всё живое в реке погибло и вся прибрежная растительность высохла. Кришна сразился со змеем и изгнал его. В образе Калии, побеждённого Кришной , танцующим на его голове, змея означает зло.

Наги (санскр. наг — змей) — в индуизме и буддизме — змееподобные мифические существа.
Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Предполагают, что змей-наг был тотемом одного из древних племён, представителей которого называли нагами.

Наг и Нагана — это царь и царица, часто божества, их изображают или в человеческом облике, или в виде змей, или как людей с капюшоном кобры, или они ниже талии имеют змеиное тело.

В буддизме змеи (наги) особенно почитаемы.
В облике змей наги живут под землей. Поднимаясь наверх, превращаются в людей, часто выступают посредниками между людьми и богами.
Однажды, в сильный ливень Сиддхартха (Будда) не замечал ничего, продолжая размышлять о Вечном. Вдруг все увидели гигантскую кобру и в ужасе разбежались. А кобра подползла к Сиддхартхе, расправила свой капюшон, словно зонт, и укрывала принца от дождя, пока он не закончился. Это был семиголовый наг Шеши, по другой версии - Царь нагов Нагараджа.
Будда

Наги хранили у себя важнейший священный текст буддизма "Праджняпарамиту", а потом отдали ее философу Нагарджуне .
Нагарджуна — победитель Змея. Н.Рерих


Змий всегда был символом мудрости, и древние мудрецы Индии назывались «Нагами"

Васуки — в индуизме царь нагов , — тот самый змей, которого боги- дэвы и демоны- асуры использовали для взбалтывания океана в истории с добыванием амриты — эликсира бессмертия богов.
Пахтанье (взбивание) Молочного океана или Самудра-мантхан
одно из ключевых мифологических событий, отмечаемое каждые 12 лет в ходе индуистского фестиваля Кумбха-мела . История эта необычайно интересная.

Боги- дэвы и демоны- асуры решили заняться вместе пахтаньем Молочного океана и разделить полученный нектар бессмертия амриту . В ходе пахтанья (сбалтывания) Молочного океана, гора Мандара использовалась как гигантская мутовка, а змей Васуки — как верёвка. Девы держали змея за хвост, а асуры — за голову, вращая так гору и взбалтывая океан. Когда гора начала тонуть, на помощь пришёл Вишну в образе своей аватары, гигантской черепахи Курмы , которая удержала гору на своей спине.


В Молочный океан были брошены различные травы, которые в ходе взбалтывания превратились в 14 сокровищ .
И наконец, из океана явился бог-лекарь Дханвантари с нектаром бессмертия амритой . А также 14 сокровищ и волшебных существ. Это волшебная лошадь Уччхайшравас , белый слон Айравата , богиня Лакшми сидящая на лотосе, Париджата — райское дерево, другое дерево, кальпаврикша — волшебное дерево желаний . Еще пять волшебных драгоценных камней, Сурабхи - чудесная корова итп.
Скульптурная группа в аэропорту Тайланда по мотивам мифа.


……………..
Вот еще мифы о змеях
О реке Меконг
Однажды, из-за спора за корону, одному из членов королевской семьи нагов пришлось спасаться бегством. Путь его прошел через Индокитай к океану. След, оставленный огромной змеей наполнился водой горных рек и стал могучим Меконгом.
О сокровищах
Во многих мифах и сказках змеи, чаще кобры, охраняют пещеры с несметными сокровищами.
Индийский Har, кобра, стереrущая россыпи сверкающих самоцветов, символизирует сохранность духовных цeнностей. Похоже на драконов, не правда ли?
Одно из поверий rласит, что драrоценный камень рождается в rолове змеи, что позволяет ей жить около тысячи лет. По друrой леrенде, драrоценные кaмни ¬ капли застывшей змеиной слюны.

Остров Пенанг , Малайзия , называют ”жемчужиной Востока”. Он расположился у полуострова Малакка и соединен с материком элегантным мостом, в 13,5 км. Мост, соединяющий остров Пенанг и материк, является третьим по протяженности мостом в мире. Здесь находится необычный Храм Змей.


Змеиный храм наполнен дымом ладана , и множеством ядовитых змей. Считается, что змеи обезврежены священным дымом, но, для безопасности, с них также «сдоен» яд.
Существует легенда, что целитель Чор Соо Конг взял под покровительство змей в джунглях. После постройки храма, змеи якобы появились по их собственному желанию. Змеиный храм был первоначально назван «Храмом лазурного облака» в честь красоты неба над Пенангом.
Скульптурные изображения многоголовых кобр украшают буддийские храмы в Камбодже и других странах буддизма.

….
В Индии повсеместно справляют «наг-панчми » — праздник змей. В этот день жители деревень, где развит культ змей, идут в леса и приносят оттуда корзины змей, выпускают их на улицах и во дворах, осыпают их цветами, поят молоком, набрасывают их на шеи.
Факиры выманивают с помощью флейты из плетеной корзины кобр и заставляют их плавно качаться в такт мелодии.


Но на самом деле змеи почти лишены слуха и не могут услышать звучащую мелодию, хотя чувствуют некоторые из звуковых колебаний и вибрации от стука заклинателя.
Искусство заклинания змей также передаётся в деревнях из поколения в поколение.
…………..
КИТАЙ
В мифологии древнего Китая главным является дракон, но символика змеи и дракона почти совпадает.
Нюй-Ва - одна из великих богинь китайского пантеона, создательница человечества, вылепившая первых людей из глины, избавительница мира от потопа, богиня сватовства и брака.
Мать-прародительница Нюй-ва, имела облик полуженщины-полузмеи . Ей приписывалось и восстановление космического равновесия после катастрофы.

На изображениях начала н.э. Нюй-ва изображается в большинстве случаев вместе с Фу-си, оба — в облике человеко-змеев, причем хвосты их переплетены — символ супружеской близости.

Фу Си - легендарный первый император Китая (Поднебесной), повелитель Востока.
Он представлялся в облике получеловека-полузмеи.
Согласно китайской легенде, люди обязаны Фу Си умением ловить рыбу и приготовлять на огне пищу. Он изобрёл музыку и измерительные инструменты, научил людей приручать диких зверей и заниматься шелководством.
Фу Си с Восемью Триграммами(внизу слева) и черепахой.

Фу Си считается также изобретателем китайской иероглифической письменности , создавшим первые 8 триграмм, ставших основой для письма. Эти знаки Фу Си начертал, увидев схожие узоры на спине дракона, выплывшего из реки Хуанхэ.

Вэйшэ («извивающийся змей»)- божество древнекитайской мифологии двуглавая змея, водившаяся на горе Цзюишань («Гора Девяти сомнений»). . Носит фиолетовую одежду и красные шапки.


Те, кто его видят (по разным версиям) то ли становятся великими правителями, то ли мгновенно умирают.

В Японии известны Семь богов счастья (яп. Ситифуку-дзин) — семь божеств, приносящих удачу в синтоизме . Часто изображаются в виде фигурок нэцкэ , плывущих на лодке.
Бэндзайтэн (или Бэнтэн ) — единственная богиня из семи богов счастья, богиня удачи , воды, мудрости, искусств, и красноречия. Изображается в виде девушки с бива (лютней).


Часто изображают восседающей на драконе или змее. Иногда украшением ей служит обвившаяся вокруг головы в виде диадемы белая змея, что связано с древним культом Белой Змеи — владычицы речных вод.

.....................
ТИБЕТ. В тибетском буддизме «зеленой змеей » называется один из трех животных инстинктов, присущих человеку, - ненависть
………………………..
АМЕРИКА
Змеи были во многих индейских мифологиях -3мей, поднявшийся на небо и превратившийся там в Радугу ; 3мей Боюсу, днём являющийся в виде радуги, ночью в виде чёрной дыры среди Млечного пути, по мифам индейцев бассейна Амазонки, два Змея-близнеца в мифах индейцев Бразилии и др.
Согласно мифам индейцев Восточной Боливии, небо некогда упало на землю, но Змей , обвившийся вокруг них, вновь разъединил их и продолжает держать разъединёнными .

А у индейцев Амазонки есть такая сказка о змее-радуге .
«Когда-то все птицы имели одинаковое оперение, мрачное и тусклое. А в глубинах Амазонки жил огромный змей. Временами змей покидал свое логово, и его кожа переливалась на солнце всеми цветами радуги. Очень красив был змей-радуга, и люди вместе с птицами и решили добыть его изумительную шкуру. Змея хитростью выманили на берег, и тогда индейцы зацепили его баграми, и сняли с него кожу. Тут птицы ухватили кожу клювами, и взмыли с ней в воздух. Они поделили между собой разноцветные клочки змеиной кожи, и их оперение засияло яркими красками.
А у змея выросла новая кожа, и он временами появлялся в небе в виде радуги. Только индейцам никогда уже не удавалось его поймать.»
Важное место в мифологии ацтеков и толтеков занимал Кетцалькоатль .
Кетцалькоатль — «пернатый змей» —божество древней Америки, один из главных богов

Змей, змея, представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождем, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки, Австралии позволяют составить представление о ранних этапах развития образа Змеи. Первоначально мифологический Змей по внешнему виду был достаточно близок к обычным змеям, отличаясь от них значительно большими размерами. В дальнейшем образ Змеи обретает некоторые характерные черты животных, противопоставляющихся ему в древнейших мифологических сюжетах. Так, известное в искусстве верхнего палеолита противопоставление змей и птиц, получившее продолжение в раннеевразийском искусстве (птицы и змеи как животные верхнего и нижнего миров), и отразившееся в позднейших мифологических сюжетах (вражда птицы Гаруды со Змеями-нагами в индуистской мифологии и др.), сменяется образом летучего, крылатого или «пернатого» (как в древней Мексике) Змея-дракона, соединяющего в себе признаки змеи и птицы; характерное для некоторых верхнепалеолитических изображений сопоставление символов Змеи и коня позднее ведёт к созданию мифологического образа Змеи - дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в индуистской (наги), эламской и некоторых других мифологиях. Для японской и ряда индейских традиций характерен образ рогатого Змея.

В архаических космогонических мифах Евразии и Америки 3мея осуществляет разъединение и соединение неба и земли. Согласно мифам индейцев Восточной Боливии, небо некогда упало на землю, но Змей, обвившийся вокруг них, вновь разъединил их и продолжает держать разъединёнными. Аналогичный мотив в ацтекской мифологии связан с Кецалькоатлем и Тескатлипокой, которые превратились в двух 3меев для того, чтобы разорвать на две части прожорливое земное чудовище (древнемексиканский аналог месопотамской Тиамат), плававшее в первоначальном океане. Из одной части чудовища они сделали землю, из другой - небо. Кецалькоатль плавал по воде на плоту, сделанном из змей. В Древнем Египте изображение змеи прикреплялось ко лбу фараона как знак его царствования на небе и на земле.