» »

Посмертная маска булгакова, причина смерти писателя. Жизнь и загадочная смерть михаила булгакова Последние годы жизни и смерть булгакова

27.01.2024

Биография и эпизоды жизни Михаила Булгакова. Когда родился и умер Михаил Булгаков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео.

Годы жизни Михаила Булгакова:

родился 3 мая 1891, умер 10 марта 1940

Эпитафия

«Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался».
Из стихотворения Анны Ахматовой «Памяти Булгакова»

Биография

Имя Михаила Афанасьевича Булгакова известно в нашей стране любому школьнику. Бурные споры о том, стоит ли включать «Мастера и Маргариту» в школьную программу, возникали и совсем недавно: можно ли представить, какое неоднозначное отношение вызывали работы Булгакова при его жизни, во время становления сталинского режима! И тем не менее этот писатель был и остаётся одним из величайших в русской истории: его блестящий талант художника, острая и резкая критика того, что он считал неприемлемым в отечественной действительности, глубокое погружение в психологию человека и философию снискали ему немеркнущую, заслуженную славу.

Булгаков стал старшим сыном из семи детей в семье профессора Киевской духовной академии и был интеллигентом до мозга костей. Михаил Афанасьевич избрал для себя медицинское поприще и в годы гражданской войны и смуты работал добровольцем Красного креста и военным врачом, а в Первую мировую трудился близ линии фронта. Позднее доктор завёл частную практику в Киеве.

В первые годы своей работы после получения диплома Булгаков какое-то время употреблял морфий, затем переболел тифом. Здоровья он был не богатырского. Зато в 30 лет Михаил Афанасьевич наконец-то нашёл себя в писательстве: он сетовал только на то, что произошло это, по его мнению, поздно.

Пьесы, которые Булгаков писал для театра, были более чем неоднозначны. В определённый период, уже после успеха на этом поприще, их никто не хотел не то что ставить, но даже и печатать. Неоднозначную роль сыграл в судьбе Булгакова сам Сталин, который то бескомпромиссно критиковал работы Михаила Афанасьевича, то вдруг делал писателю и драматургу неожиданные поблажки. В 1930-е гг. Булгаков колебался, эмигрировать или нет, но уехать ему не дали.

Михаил Афанасьевич работал режиссёром, даже пробовал себя в роли актёра. Он создавал спектакли, которые мы сегодня даже не воспринимаем, как театральные пьесы: «Бег», «Дни Турбиных», «Зойкина квартира». Одновременно Булгаков работает и над «нетеатральными» вещами — такими как «Записки покойника», «Морфий», «Собачье сердце».

Работу, которая принесла Булгакову самую громкую славу, писатель создавал и переправлял много лет. Это, конечно, «Мастер и Маргарита». Михаил Афанасьевич знал, на что шёл; знал, что эту книгу никто не издаст в то время. И действительно, шедевр Булгакова был опубликован только в 1966 г., спустя 26 лет после его смерти. Но именно он сделал писателя известным во всём мире.

Михаил Булгаков умирал от тяжёлой болезни, нефросклероза; врачи давали ему несколько дней, но он мужественно продержался после этого целых полгода. Несколько последних недель друзья и жена не отходили от его постели. Сам писатель, хоть и был крещён в православной вере, просил не проводить отпевание, боясь, что для жены это будет слишком тяжело. Гражданская панихида прошла в Союзе писателей, а тремя месяцами спустя урну с прахом Булгакова похоронили на Новодевичьем кладбище. В день похорон на сцене в девятисотый раз сыграли его «Дни Турбиных».

Линия жизни

3 (15) мая 1981 г. Дата рождения Михаила Афанасьевича Булгакова.
1909 г. Окончание Первой киевской гимназии и поступление на медицинский факультет Киевского университета.
1913 г. Женитьба на Татьяне Лаппа.
1916 г. Получение диплома о степени лекаря с отличием.
1917 г. Приезд в Москву.
1918 г. Возвращение в Киев. Мобилизация в качестве военного врача в армию Украинской Народной Республики.
1921 г. Первые драматургические работы, переезд в Москву, сотрудничество с московскими газетами.
1923 г. Вступление во Всероссийский союз писателей.
1924 г. Издание романа «Белая гвардия».
1925 г. Второй брак — с Любовью Белозерской.
1926 г. Постановка во МХАТе «Дней Турбиных».
1928 г. Поездка на Кавказ и возникновение замысла «Мастера и Маргариты».
1930 г. Булгаков становится режиссёром в Центральном театре рабочей молодёжи и режиссёром-консультантом МХАТа.
1932 г. Третий брак — с Еленой Шиловской.
1934 г. Булгаков принят в Союз советских писателей.
1936 г. Уход из МХАТа, работа в Большом театре.
1939 г. Ухудшение зрения, продолжение употребления морфия. У писателя обнаруживают наследственную болезнь почек. Булгаков диктует жене последний вариант «Мастера и Маргариты».
10 марта 1940 г. Дата смерти Михаила Булгакова.

Памятные места

1. Дом № 28 на Воздвиженской улице в Киеве, где родился М. А. Булгаков.

2. «Дом Турбиных» в Киеве (Андреевский спуск, 13), где Булгаков жил в 1906–1919 гг.

3. Большая Садовая, д. 10, первый московский адрес Булгакова. Ныне — дом-музей и театр.

4. Дом № 9 по ул. Маяковского во Владикавказе (ранее — Слепцовская улица), где Булгаков жил в 1920–1921 гг.

5. МХАТ, где Булгаков работал в 1930–1936 гг.

6. Новодевичье кладбище в Москве, где похоронен Булгаков.

7. Скульптурный дворик на ул Ольминского, 18 в Харькове (ресторан «Эрмитаж»), где стоит памятник Булгакову и коту Бегемоту.

Эпизоды жизни

Булгаков действительно некоторое время употреблял морфий в качестве антигистаминного и обезболивающего, но морфинистом не был. Он самостоятельно прекратил употребление препарата, когда обратил внимание на его действие.

Третья жена Булгакова, Елена, стала прототипом Маргариты в знаменитом произведении. Закончив первый вариант, писатель сказал: «Я приготовил Вам подарок, достойный Вас». Она же посвятила всю свою жизнь после смерти писателя сохранению его творческого наследия и в конце концов добилась публикации «Мастера и Маргариты».

На могиле Булгакова на Новодевичьем кладбище был установлен большой камень, «Голгофа», который был перенесён сюда с могилы Н. В. Гоголя.

Заветы

«Сознание своего полного, ослепительного бессилия нужно хранить про себя».

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

«Только через страдание приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают».

«Злых людей нет на свете».

«Писатель, если он настоящий, не остановится. Если настоящий писатель остановится — он погибнет».


Документальный фильм «Михаил Булгаков. Проклятие мастера»

Соболезнования

«Переплетение в самых неожиданных, но внутренне закономерных формах реальности и фантастики — черта таланта Булгакова».
Константин Паустовский, писатель

«Он был веселый мистификатор - и в сочинениях своих, и в жизни; но в каждой его шутке терзалось нетерпение говорить впрямую».
Писатель и друг Булгакова Сергей Ермолинский

Конец XIX века – время сложное и противоречивое. Нет ничего удивительного в том, что именно в 1891 году на свет появился один из самых загадочных русских писателей. Речь идёт о Михаиле Афанасьевиче Булгакове – режиссёре, драматурге, мистике, авторе сценариев и либретто опер. История Булгакова не менее увлекательна, чем его произведение, и команда «Литерагуру» берет на себя смелость это доказать.

День рождения М.А. Булгакова – 3 (15) мая. Отец будущего писателя, Афанасий Иванович, был профессором духовной академии Киева. Мать, Варвара Михайловна Булгакова (Покровская), воспитывала семерых детей: Михаила, Веру, Надежду, Варвару, Николая, Ивана, Елену. В семье часто ставили спектакли, пьесы для которых сочинял Михаил. Он с детства любил постановки, водевили, космические сценки.

Дом Булгакова был любимым местом встречи творческой интеллигенции. Его родители часто приглашали именитых друзей, которые оказывали определенное влияние на одаренного мальчика Мишу. Он очень любил слушать взрослые разговоры и охотно в них участвовал.

Юность: образование и начало карьеры

Булгаков учился в гимназии №1 города Киева. Окончив её в 1901 году, он стал студентом медицинского факультета Киевского университета. На выбор профессии оказало влияние материальное состояние будущего писателя: после смерти отца Булгаков взял на себя ответственность за большую семью. Его мать снова вышла замуж. Все дети, кроме Михаила, оставались в хороших отношениях с отчимом. Старший же сын хотел быть финансово независимым. Он окончил университет в 1916 году и получил диплом лекаря с отличием.

Во время Первой мировой войны Михаил Булгаков в течение нескольких месяцев служил полевым врачом, затем получил место в селе Никольском (Смоленская губерния). Тогда были написаны некоторые рассказы, позже вошедшие в цикл «Записки юного врача». Из-за рутины скучной провинциальной жизни Булгаков начал употреблять наркотические средства, доступные многим представителям его профессии по роду деятельности. Он просил перевести его на новое место, чтобы наркозависимость оказалась неявной для окружающих: в любом другом случае врача могли лишить диплома. Избавиться от напасти помогла преданная супруга, которая втайне разбавляла наркотическое вещество. Она же всячески вынуждала мужа оставить вредную привычку.

В 1917 году Михаил Булгаков получил должность заведующего отделениями Вяземской городской земской больницы. Через год Булгаков с женой вернулись в Киев, где писатель занимался частной врачебной практикой. Зависимость от морфия была побеждена, но вместо наркотических средств Михаил Булгаков часто употреблял алкоголь.

Творчество

В конце 1918 года Михаил Булгаков вступил в офицерский отряд. Не установлено, был ли он призван как военный врач, или сам выразил желание стать членом отряда. Ф.А. Келлер, заместитель главного командующего, распустил отряды, так что он тогда не участвовал в боевых действиях. Но уже в 1919 году его мобилизовали в армию УНР. Булгаков сбежал. Версии относительно дальнейшей судьбы писателя расходятся: некоторые свидетели утверждали, что он служил в Красной Армии, некоторые – что он не уезжал из Киева до прихода белых. Достоверно известно, что писатель был мобилизован в Добровольческую армию (1919). Тогда же он опубликовал фельетон «Грядущие перспективы». Киевские события нашли отражение в произведениях «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Белая гвардия» (1924). Стоит заметить, что литературу в качестве основного занятия писатель выбрал в 1920 году: завершив службу в госпитале Владикавказа, он стал писать для газеты «Кавказ». Творческий путь Булгакова был тернист: в период борьбы за власть недружественное высказывание в адрес одной из сторон могло кончиться гибелью.

Жанры, темы и проблемы

В начале двадцатых годов Булгаков писал преимущественно произведения о революции, в основном пьесы, которые впоследствии ставились на сцене Владикавказского ревкома. С 1921 года писатель жил в Москве и работал в разных газетах и журналах. Кроме фельетонов, он публиковал отдельные главы повестей. Например, «Записки на манжетах» увидели свет на страницах берлинской газеты «Накануне». Особенно много очерков и репортажей – 120 – напечатано в газете «Гудок» (1922-1926). Булгаков был членом Российской ассоциации пролетарских писателей, но при этом его художественный мир не был зависим от идеологии союза: он с большой симпатией писал о белом движении, о трагических судьбах интеллигенции. Его проблематика была намного шире и богаче дозволенной. Например, социальная ответственность ученых за их изобретения, сатира на новый уклад жизни в стране и т.д.

В 1925 году написана пьеса «Дни Турбиных». Она имела оглушительный успех на сцене Московского художественного академического театра. Даже Иосиф Сталин оценил произведение, но все-таки он в каждом тематическом выступлении акцентировал внимание на антисоветском характере пьес Булгакова. Вскоре творчество писателя подвергли критике. За последующие десять лет были опубликованы сотни резких рецензий. Пьесу «Бег» о Гражданской войне запретили ставить: Булгаков отказался делать текст «идеологически правильным». В 1928-29 гг. из репертуара театров исключены спектакли «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Багровый остров».

А вот эмигранты с интересом изучали ключевые произведения Булгакова. Он писал о роли науки в жизни человека, о важности правильного отношения друг к другу. В 1929 году писатель размышлял над будущим романом «Мастер и Маргарита». Уже через год появилась первая редакция рукописи. Религиозные темы, критика советских реалий – всё это сделало появление произведений Булгакова на страницах газет невозможным. Неудивительно, что писатель всерьез размышлял о переезде за границу. Он даже написал письмо Правительству, в котором просил либо разрешить ему уехать, либо дать возможность спокойно работать. В следующие шесть лет Михаил Булгаков был режиссёром-ассистентом МХАТа.

Философия

Представление о философии мастера печатного слова дают самые известные произведения. Например, в повести «Дьяволиада» (1922) описана проблема «маленьких людей», к которой так часто обращались классики. По мнению Булгакова, бюрократизм и равнодушие – это настоящая дьявольская сила, и ей трудно противостоять. Уже упомянутый роман «Белая гвардия» носит во многом автобиографический характер. Это жизнеописание одной семьи, оказавшейся в непростой ситуации: Гражданская война, враги, необходимость выбирать. Кто-то считал, что Булгаков слишком лояльно относится к белогвардейцам, кто-то упрекал автора за лояльность советской власти.

В повести «Роковые яйца» (1924) рассказывается поистине фантастическая история учёного, который нечаянно вывел новый вид пресмыкающихся. Эти существа беспрестанно размножаются и вскоре заполняют весь город. Некоторые филологи утверждают, что в образе профессора Персикова нашли отражение фигуры биолога Александра Гурвича и вождя пролетариата В.И. Ленина. Другая знаменитая повесть – «Собачье сердце» (1925). Интересно, что в СССР она официально опубликована только в 1987 году. На первый взгляд сюжет носит сатирический характер: профессор пересаживает собаке человеческий гипофиз, и пёс Шарик становится человеком. Но человеком ли?.. Кто-то видит в этом сюжете предсказание грядущих репрессий.

Своеобразие стиля

Основным козырем автора была мистика, которую он вплетал в реалистические произведения. Благодаря этому критики не могли напрямую обвинить его в оскорблении чувств пролетариата. Писатель умело сочетал откровенный вымысел и реальные социально-политические проблемы. Однако его фантастические элементы – это всегда аллегория на схожие явления, происходящие на самом деле.

Например, роман «Мастер и Маргарита» объединяет самые разные жанры: от притчи до фарса. Сатана, выбравший для себя имя Воланд, однажды прибывает в Москву. Он встречает людей, которые получают наказания за своих грехи. Увы, единственной силой правосудия в советской Москве выступает дьявол, ведь чиновники и их прихвостни глупы, алчны и жестоки к своим же согражданам. Они и есть настоящее зло. На фоне этого разворачивается история любви талантливого Мастера (а ведь мастером в 1930-е гг. называли Максима Горького) и смелой Маргариты. Только мистическое вмешательство спасла творцы от верной смерти в сумасшедшем доме. Роман по понятным причинам был опубликован уже после смерти Булгакова. Та же судьба ждала неоконченный «Театральный роман» о мире литераторов и театралов (1936-37) и, например, пьесу «Иван Васильевич» (1936), фильм по мотивам которой смотрят по сей день.

Характер писателя

Друзья и знакомые считали Булгакова одновременно обаятельным и очень скромным. Писатель всегда был вежливым и умел вовремя отойти «в тень». Он обладал талантом рассказчика: когда ему удавалось преодолеть застенчивость, все присутствующие слушали только его. Характер автора был основан на лучших качествах российской интеллигенции: образованности, гуманности, сострадательности и деликатности.

Булгаков любил пошутить, никогда никому не завидовал и не искал лучшей жизни. Его отличали общительность и скрытность, бесстрашие и неподкупность, сила характера и доверчивость. О романе «Мастер и Маргарита» писатель перед смертью сказал только одно: «Чтобы знали». Такова его скупая характеристика своему гениальному творению.

Личная жизнь

  1. Ещё, будучи студентом, Михаил Булгаков женился на Татьяне Николаевне Лаппа . Семье пришлось столкнуться с нехваткой денежных средств. Первая супруга писателя — прототип Анны Кирилловны (рассказ «Морфий»): бескорыстная, мудрая, готовая поддержать. Именно она вытащила его из наркотического кошмара, вместе с ней он прошел годы разрухи и кровавой распри русского народа. Но полноценная семья с нею не сложилась, ведь в те голодные годы было сложно задумываться о детях. Супруга очень страдала от необходимости делать аборты, из-за этого отношения Булгаковых дали трещину.
  2. Так бы и прошло время, если бы не один вечер: в 1924 году Булгаков был представлен Любови Евгеньевне Белозёрской . Она имела связи в мире литературы, и не без её помощи была опубликована «Белая гвардия». Любовь стала не просто другом и товарищем, как Татьяна, но и музой писателя. Это и есть вторая жена писателя, роман с которой был ярким и страстным.
  3. В 1929 году он познакомился с Еленой Шиловской . Впоследствии он признавался, что только эту женщину он и любил. К моменту встречи оба состояли в браке, но чувства оказались очень сильными. Елена Сергеевна была рядом с Булгаковым до его смерти. Детей у Булгакова не было. Первая жена сделала от него два аборта. Возможно, поэтому он всегда чувствовал себя виноватым перед Татьяной Лаппа. Приёмным сыном писателя стал Евгений Шиловский.
  1. Первое произведение Булгакова – «Похождения Светлана». Рассказ написан, когда будущему писателю было семь лет.
  2. Спектакль «Дни Турбиных» любил Иосиф Сталин. Когда автор попросил отпустить его за границу, Сталин сам позвонил Булгакову с вопросом: «Что, мы Вам очень надоели?». «Зойкину квартиру» Сталин смотрел как минимум восемь раз. Считается, что он покровительствовал писателю. В 1934 году Булгаков просил предоставить ему заграничную поездку, чтобы он смог поправить здоровье. Он получил отказ: Сталин понимал, что если литератор останется в другой стране, то «Дни Турбиных» придётся снять с репертуара. Таковы особенности взаимоотношений автора с властью
  3. В 1938 году Булгаков написал пьесу о Сталине по просьбе представителей МХАТа. Вождь прочитал сценарий «Батума» и остался не слишком довольным: он не хотел, чтобы широкая публика узнала о его прошлом.
  4. «Морфий», повествующий о наркозависимости врача, — автобиографическое произведение, которое помогло Булгакову победить зависимость. Исповедуясь бумаге, он получал силы для борьбы с недугом.
  5. Автор был очень самокритичен, поэтому любил коллекционировать критику посторонних людей. Он вырезал из газет все рецензии на свои творения. Из 298 были отрицательными, а похвалили творчество Булгакова всего три человека за всю его жизнь. Таким образом, литератор не понаслышке знал участь своего затравленного героя – Мастера.
  6. Очень сложно складывались отношения писателя и его коллег. Кто-то его поддерживал, например, режиссер Станиславский грозился закрыть свой легендарный театр, если в нем запретят показ «Белой гвардии». А кто-то, например, Владимир Маяковский, предлагал освистать показ пьесы. Он прилюдно критиковал коллегу, очень нелицеприятно оценивая его достижения.
  7. Кот Бегемот был, оказывается, вовсе не выдумкой автора. Его прототипом являлся феноменально умный черный пес Булгакова с такой же кличкой.

Смерть

От чего умер Булгаков? В конце тридцатых годов он часто говорил о близкой смерти. Приятели считали это шуткой: писатель обожал розыгрыши. На самом деле Булгаков, бывший врач, заметил первые признаки нефросклероза – тяжёлой наследственной болезни. В 1939 году диагноз был поставлен.

Булгакову было 48 лет – столько же, сколько его отцу, который умер от нефросклероза. В конце жизни он снова начал употреблять морфий, чтобы приглушить боль. Когда он ослеп, жена писала за него главы «Мастера и Маргариты» под диктовку. Правка остановилась на словах Маргариты: «Так, это, стало быть, литераторы за гробом идут?». 10 марта 1940 года Булгаков умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Дом Булгакова

В 2004 году в Москве состоялось открытие «Булгаковского Дома» — музея-театра и культурно-просветительского центра. Посетители могут покататься на трамвае, увидеть электронную экспозицию, посвящённую жизни и творчеству писателя, записаться на ночную экскурсию по «нехорошей квартире» и встретить настоящего кота Бегемота. Функция музея – сохранение наследия Булгакова. Концепция связана с мистической темой, которую так любил великий писатель.

Также есть незаурядный музей Булгакова в Киеве. Квартира изрыта тайными ходами и лазами. Например, из шкафа вы можете попасть в тайную комнату, где находится что-то вроде кабинета. Там же можно посмотреть множество экспонатов, говорящих о детстве писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тайна смерти Михаила Булгакова

10 марта 1940 года в своей московской квартире от тяжелой болезни скончался известный писатель, драматург и театральный режиссер Михаил Афанасьевич Булгаков, посмертную славу которому принес роман "Мастер и Маргарита".

Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии.

До осени 1900 года он учился дома, затем поступил в первый класс Александровской гимназии, где были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявлял свои разнообразные способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал.
После окончания гимназии в 1909 году Булгаков становится студентом медицинского факультета Киевского Императорского университета св. Владимира. В 1913 году Булгаков вступает в свой первый брак - брак с Татьяной Лаппа.
С началом первой мировой войны вместе с женой Булгаков работает в госпитале. Там он пристрастился к морфию, но благодаря супруге, смог избавиться от пагубой зависимости. Впоследствии трагическая судьба врача-морфиниста станет основой сюжета булгаковского рассказа "Морфий", который был опубликован в журнале «Медицинский работник» в 1927 году.

В 1915 году Булгаков ушел добровольцем на фронт, работал в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов. В 1916 году, окончив университет, получил диплом с отличием и отправился в Смоленскую губернию земским врачом, что впоследствии нашло свое отражение в «Записках юного врача».
Гражданская война застала Булгакова в Киеве. Он видел закат «белого движения», стал свидетелем немецкой оккупации Украины в 1918 году, зверств петлюровских банд.В 1919–1921 годах он жил во Владикавказе, работал в газете «Кавказ» и начал писать для театра. В 1921 году Булгаков переехал в Москву.
Во времена нэпа литературная жизнь в России начала возрождаться, создавались частные издательства, открывались новые журналы. В 1922 году Булгаков опубликовал рассказы «Необыкновенные приключения доктора» и «Спиритический сеанс». Увидели свет многие его произведения: «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Сорок сороков», «Путевые заметки», «Багровый остров».

В 1924 году он работал в газете железнодорожников – «Гудок», объединившей в это время таких талантливых литераторов, как Олеша и Катаев, Ильф и Петров, Паустовский и другие. По инициативе МХАТа создал на основе романа «Белая гвардия» пьесу, которая была поставлена под названием «Дни Турбиных». В 1927 году завершил драму «Бег», которая была запрещена незадолго до премьеры.
В 1925 году в альманахе «Недра» была опубликована повесть «Роковые яйца», вызвавшая недовольство властей. Повесть «Собачье сердце», уже подготовленная к публикации, не была разрешена к печати (впервые была опубликована в 1987).

С 1928 годаБулгаков начал писать роман «Мастер и Маргарита» и работал над ним двенадцать лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. В 1965 году в журнале «Новый мир» был опубликован «Театральный роман», написанный в 1936–1937 годах.
В 1929-1930 годах не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой его строки. Он обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать из страны или дать возможность зарабатывать на жизнь. После этого работал в МХАТ и Большом театрах.
В 1939 году М. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена Сталиным, но, вопреки ожиданиям писателя, она была запрещена к печатанью и постановке. Состояние здоровья М. Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжает употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начинает диктовать жене (это уже его третья жена - Елена Сергеевна Нюрнберг-Шиловская, для которой этот брак тоже быть третьим) последние варианты романа «Мастер и Маргарита». Последние правки он сделал 13 февраля.
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели М. Булгакова, а 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. По столице поползли слухи, что болезнь писателя была вызвана его оккультными занятиями - увлекшись всяческой чертовщиной, Булгаков поплатился за это своим здоровьем, и его ранняя смерть была следствием сношений Булгакова с представителями нечистой силы. Другая версия гласила, что в последние годы жизни Булгаков вновь пристрастился к наркотикам, и те свели его в могилу. Официальной же причиной смерти писателя был назван гипертонический нефросклероз.

11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица М. Булгакова посмертную маску.М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Смотрите также:

Причины смерти Булгакова.

Его болезнь открылась осенью 1939 года во время поездки в Ленинград. Диагноз был таков: остроразвивающаяся высокая гипертония, склероз почек. Вернувшись в Москву, Булгаков слег уже до конца своих дней.

"Я пришел к нему в первый же день после их приезда,- вспоминает близкий друг писателя, драматург Сергей Ермолинский. - Он был неожиданно спокоен. Последовательно рассказал мне все, что с ним будет происходить в течение полугода - как будет развиваться болезнь. Он называл недели, месяцы и даже числа, определяя все этапы болезни. Я не верил ему, но дальше все шло как по расписанию, им самим начертанному. Когда он меня звал, я заходил к нему. Однажды, подняв на меня глаза, он заговорил, понизив голос и какими-то несвойственными ему словами, словно стесняясь: - Чего-то я хотел тебе сказать. Понимаешь. Как всякому смертному, мне кажется, что смерти нет. Ее просто невозможно вообразить. А она есть.

Он задумался и потом сказал еще, что духовное общение с близким человеком после его смерти отнюдь не проходит, напротив, оно может обостриться, и это очень важно, чтобы так случилось. Жизнь обтекает его волнами, но уже не касается его. Одна и та же мысль, днем и ночью, сна нет. Слова встают зримо, можно, вскочив, записать их, но встать нельзя, и все, расплываясь, забывается, исчезает. Так пролетают над яром прекрасные сатанинские ведьмы, как долетают они в его романе. И реальная жизнь превращается в видение, оторвавшись от повседневности, опровергая ее вымыслом, чтобы сокрушить пошлую суету и зло.

Почти до самого последнего дня он беспокоился о своем романе, требовал, чтобы ему прочли то ту, то другую страницу. Это были дни молчаливого и ничем не снимаемого страдания. Слова медленно умирали в нем. Обычные дозы снотворного перестали действовать.

Весь организм его был отравлен, каждый мускул при малейшем движении болел нестерпимо. Он кричал, не в силах сдержать крик. Этот крик до сих пор у меня в ушах. Мы осторожно переворачивали его. Как ни было ему больно от наших прикосновений, он крепился и, даже тихонько застонав, говорил мне едва слышно, одними губами: - Ты хорошо это делаешь. Хорошо. Он ослеп.

Он лежал голый, лишь с набедренной повязкой. Тело его было сухо. Он очень похудел. С утра приходил Женя, старший сын Лены (сын Елены Сергеевны Булгаковой от первого брака.- А. Д.). Булгаков трогал его лицо и улыбался. Он делал это не только потому, что любил этого темноволосого, очень красивого юношу, по-взрослому холодновато-сдержанного,- он делал это не только для него, но и для Лены. Быть может, это было последним проявлением его любви к ней - и благодарности.

10 марта в 4 часа дня он умер. Мне почему-то всегда кажется, что это было на рассвете. На следующее утро,- а может быть, в тот же день, время сместилось в моей памяти, но, кажется, на следующее утро - зазвонил телефон. Подошел я. Говорили из Секретариата Сталина. Голос спросил: - Правда ли, что умер товарищ Булгаков? - Да, он умер. Тот, кто говорил со мной, положил трубку".

К воспоминаниям Ермолинского следует добавить несколько записей из дневника жены Булгакова Елены Сергеевны. Она свидетельствует, что в последний месяц жизни он был углублен в свои мысли, смотрел на окружающих отчужденными глазами. И все же, несмотря не физические страдания и болезненное душевное состояние, он находил в себе мужество, чтобы, умирая, шутить "с той же силой юмора, остроумия". Продолжал он и работу над романом "Мастер и Маргарита".

Вот последние записи из дневника Е. С. Булгаковой:

Продиктовал страничку (о Степе - Ялта).

Работа над романом.

Ужасно тяжелый день. "Ты можешь достать у Евгения* револьвер?"

Сказал: "Всю жизнь презирал, то есть не презирал, а не понимал. Филемон и Бавкида** . и вот теперь понимаю, это только и ценно в жизни".

Мне: "Будь мужественной".

Утром, в 11 часов. "В первый раз за все пять месяцев болезни я счастлив. Лежу. покой, ты со мной. Вот это счастье. Сергей в соседней комнате".

"Счастье - это лежать долго. в квартире. любимого человека. слышать его голос. вот и все. остальное не нужно."

В 8 часов (Сергею) "Будь бесстрашным, это главное".

Утром: "Ты для меня все, ты заменила весь земной шар. Видел во сне, что мы с тобой были на земном шаре". Все время весь день необычайно ласков, нежен, все время любовные слова - любовь моя. люблю тебя - ты никогда не поймешь это.

Утром - встреча, обнял крепко, говорил так нежно, счастливо, как прежде до болезни, когда расставались хоть ненадолго. Потом (после припадка): умереть, умереть. (пауза) . но смерть все-таки страшна. впрочем, я надеюсь, что (пауза) . сегодня последний, нет предпоследний день.

Без даты.

Сильно, протяжно, приподнято: "Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя!" - Как заклинание. Буду любить тебя всю мою жизнь.- Моя!

"О, мое золото!" (В минуту страшных болей - с силой). Потом раздельно и с трудом разжимая рот: го-луб-ка. ми-ла-я. Записала, когда заснул, что запомнила. "Пойди ко мне, я поцелую тебя и перекрещу на всякий случай. Ты была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной. Когда я слышал стук твоих каблучков. Ты была самой лучшей женщиной в мире. Божество мое, мое счастье, моя радость. Я люблю тебя! И если мне суждено будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила мои вещи, я писал их для тебя. Я люблю тебя, я обожаю тебя! Любовь моя, моя жена, жизнь моя!" До этого: "Любила ли ты меня? И потом, скажи мне, моя подруга, моя верная подруга."

Миша умер".

И еще один штрих. Валентин Катаев, которого Булгаков недолюбливал и даже однажды публично назвал "жопой", рассказывает, как навестил Булгакова незадолго до смерти. "Он (Булгаков) сказал по своему обыкновению: - Я стар и тяжело болен. На этот раз он не шутил. Он был действительно смертельно болен и как врач хорошо это знал. У него было измученное землистое лицо. У меня сжалось сердце. - К сожалению, я ничего не могу вам предложить, кроме этого,- сказал он и достал из-за окна бутылку холодной воды. Мы чокнулись и отпили по глотку. Он с достоинством нес свою бедность.

Я скоро умру,- сказал он бесстрастно. Я стал говорить то, что всегда говорят в таких случаях,- убеждать, что он мнителен, что он ошибается. - Я даже могу вам сказать, как это будет,- прервал он меня, не дослушав.- Я буду лежать в гробу, и, когда меня начнут выносить, произойдет вот что: так как лестница узкая, то мой гроб начнут поворачивать и правым углом он ударится в дверь Ромашова, который живет этажом ниже.

Все произошло именно так, как он предсказал. Угол его гроба ударился в дверь драматурга Бориса Ромашова."

История болезни Михаила Булгакова

Михаил Булгаков предстал перед читателями и зрителями во всей полноте сорок лет спустя после смерти. С этого момента возник острый интерес не только к его творчеству, но и к биографии, тем более, что для любителей «желтизны» там есть в чем покопаться: три жены, пристрастие к морфию, особые отношения со Сталиным и т.д. На моей памяти четыре жизнеописания писателя, фундаментальных, так сказать, и множество мелких. Бесспорна трагичность писательской судьбы Булгакова, которая в финале жизни усугублялась тяжкой, безысходной болезнью…

Из анамнеза: Михаил Булгаков родился 3 мая 1892 года (в этом году исполнится 120 лет со дня рождения) в семье А.И.Булгаков и В.М.Покровской, где был старшим из семи детей. Отец умер в сорок восемь лет от «злокачественного нефросклероза», мать в возрасте 52 лет от сыпного тифа. Братья Булгакова прожили по 70 лет, две сестры дожили до 80. Одна сестра умерла в 59 лет в психиатрической клинике Новосибирска, другая в возрасте 52 лет умерла от геморрагического инсульта на фоне многолетней гипертонической болезни. Но для понимания истории болезни писателя имеет большое значение факт болезни и смерти в 1906 году его отца, Афанасия Ивановича Булгакова. С весны 1906 года он, по воспоминаниям современников, стал ощущать какое-то «подозрительное недомогание», проболел все лето, а в сентябре у него резко ухудшилось зрение, появилась выраженная слабость, мышечные боли и т.д. Его начали лечить от болезни глаз и, вероятно, лишь на этом этапе было произведено исследование мочи, после чего все внимание киевских и приглашенных московских врачей сосредоточилось на них. В это время в доме Булгаковых появился доктор И.П.Воскресенский, который участвовал в лечении А.И. Булгакова, а позднее лечил от наркотической зависимости и самого писателя. Эффекта от тогдашнего знахарского лечения, конечно, не было никакого, и 14 марта 1906 года А.И.Булгаков умер при явлениях почечной недостаточности. Мне известен подобный пример: болезнь выдающего российского философа В.С.Соловьева, да и о болезни императора Александра III нельзя забывать. Ничего казуистического в этом нет.

Следующий эпизод в истории жизни М.Булгакова связан с его пристрастием к морфию в 1917-18 гг., но этот эпизод если имеет отношение к обсуждаемой теме, то косвенное. В начале 1920 года Булгаков перенес тяжело протекавший возвратный тиф, в 1923 году какое-то время лечится от «ревматизма», в 1924 году его консультирует, а затем оперирует по поводу «хронического аппендицита» виднейший российский хирург А.В.Мартынов. До 1929 года здоровье Булгакова никаких опасений не внушает. Трижды за восемь лет он отдыхает в Крыму (Коктебель, Мисхор, Судак, Алупка, Феодосия, Ялта). Летом - дача (очень любил купаться), зимой - лыжи и бильярд.

Надо, ради справедливости, отметить, что в Булгакове сочетались удивительным образом противоречивые качества. С одной стороны - тревожная, достигающая степени ипохондрии, забота о своем здоровье: Булгаков любил посещать аптеку, где «он закупал лекарства обстоятельно, вдумчиво», охотно ходил к врачам, был болезненно брезглив, всю жизнь боялся болезни почек. Своему другу, С.Ермолинскому он говорил: «…каждый человек должен быть врачом в том смысле, чтобы настороженно относиться ко всем незримым врагам. Их миллионы!», «Имей в виду, самая подлая болезнь - почки. Она подкрадывается как вор, исподтишка, не подавая никаких болевых сигналов, именно так чаще всего. Поэтому, если бы я был начальником всех милиций, я бы заменил паспорта предъявлением анализа мочи, на основании коего и ставил бы штамп о прописке». О Булгакове можно было сказать словами Н.Бердяева: «Я боюсь именно болезней, заразы, всегда представляю себе дурной исход болезни. Я - человек мнительный». Однако, при этом Булгаков много курил, любил плотно поесть, мог просидеть в застолье до пяти утра. Он хотел выглядеть респектабельно, что никак не предполагает туристических походов. Комфортабельная квартира, санаторий, такси, сидячий образ жизни, тем более что у Булгакова временами развивалась боязнь открытого пространства. Трудно назвать такой образ жизни, да к тому же на фоне жестокого многолетнего стресса, здоровым. Не буду касаться травли, запретов, снятия пьес, отказа в выезде за границу. Какое железное здоровье надо иметь, что бы вынести все это. Это ведь не теперешняя трепотня - Г.Ягода это вам не М. Швыдкой!

…Булгаков начинает сдавать. С 1930 года все чаще и чаще писатель начинает жаловаться на головную боль, бессонницу, творческую непродуктивность, быструю утомляемость. В течение 3-х лет головная боль преследует писателя неотступно. В 1933 году Булгаков обращается к приват-доценту Н.Л.Блументалю, известному московскому терапевту, ответственному секретарю журнала «Советская клиника», «насчет почек». Как писала Е.С Булгакова: «Но говорят все в порядке». В конце 1933 года головная боль у М.Булгакова учащается, присоединяется боль в груди. Михаил Афанасьевич в это время лечится у частных московских врачей: Н.Л. Блументаля, М.Л. Шапиро, Я.П. Полонского, А.И. Берга. Они находят у Булгаков сильное переутомление, но говорят, что «сердце в порядке». Не устаю задавать себе вопрос: а кто-нибудь хотя бы раз измерил у Булгакова артериальное давление? После отказа Булгаковым в поездке за границу состояние писателя ухудшается: появляется страх смерти, одиночества, пространства. Часто в дневнике Е.С.Булгаковой появляется запись: «М.А. вернулся с дикой мигренью». 24 октября 1934 года по совету друга писателя, видного советского нейрохирурга, Андрея Андреевича Арендта было начато лечение гипнозом, после которого страх у Булгакова исчез, настроение становилось ровным, бодрым, повышалась работоспособность. Писатель был внушаемым человеком! Но затем опять: «мигрень», «приведен из театра с головной болью», «упорная головная боль». Все чаще Булгаков прибегает к помощи пирамидона, «тройчатки», грелкам на голову. Вот пример врачебного заключения того времени: «22.05.1934. Сего числа мною установлено, что у М.А.Булгакова имеется резкое истощение нервной системы с явлениями психастении, вследствие чего ему предписаны покой, постельный режим и медикаментозное лечение. Тов. Булгаков может приступить к работе через 4-5 дней». Справка подписана врачом А.Л. Иверовым. Алексей Люцианович Иверов , начиная с 1923 года, почти сорок лет был врачом МХАТ. В этом же году Булгаков ездил в Ленинград, к некоему доктору Полонскому лечиться «электризацией», а в Москве его пользует гипнозом уже упомянутый доктор Берг. В марте 1938 года Булгакова консультирует невропатолог Цейтлин - «одолели головные боли». Булгакову всегда помогала «тройчатка» - кофеин, фенацетин, пирамидон. Судя по всему, он прибегал к ней часто. Ежегодно, весной Булгаков делает анализы крови, мочи, рентгеноскопию грудной клетки, систематически обращается к терапевтам и невропатологам. И, тем не менее, беда пришла оттуда, откуда он и ждал ее всю жизнь…

Эта история уже стала хрестоматийной: резкое ухудшение состояния Булгакова произошло в 1939 году, после крушения надежд на постановку его пьесы «Батум», которая, как он рассчитывал, сможет наладить его отношения с Советской властью… В сентябре 1939 года во время пребывания в Ленинграде Булгаков ощутил резкое ухудшение зрения. Примечательно, что первый эпизод произошел еще до этой поездки, которая считается началом катастрофы. Булгаков перестал различать вывески на другой стороне Невского проспекта, причем обоими глазами! 12 сентября его осматривает известный ленинградский профессор, опытный клиницист-офтальмолог, Николай Иванович Андогский (1869-1839). Он обнаружил снижение зрения до 0,5 D справа и 0,8 D слева, пресбиопию, «явления воспаления зрительных нервов с участием окружающ ей сетчатки в обоих глазах, более значительно справа, менее значительно - слева», расширение и извитость сосудов. Назначения Андогского скромны: очки для близи и три столовых ложки хлористого кальция, а вот прогноз - грозный: «Ваше дело плохо, поезжайте немедленно в Москву и обязательно сдайте анализ мочи»- якобы сказал профессор (умерший через месяц!) Булгакову. Уже 16 сентября Булгаков сдает анализ мочи: вроде бы и неплохо - у.в. - 1016, лейкоциты 2-4, но 10 гиалиновых цилиндров (!) и единичные зернистые. В Москве же, судя по всему, 20 сентября у Булгакова впервые в жизни измерили артериальное давление. Оно оказалось…205/120 мм рт. ст.! У Булгаков появляется постоянный лечащий врач, некий доктор Захаров, который начинает пользовать писателя пиявками. М.А. Булгакова осматривает профессор, один из первых руководителей глазной клиники МОНИКИ, В.П.Страхов. 28 сентября 1939 года он констатирует, что у Булгакова неврит зрительного нерва с двух сторон, имеются кровоизлияния и «белые пятна» на глазном дне. Острота зрения уже 0,2 D с двух сторон! Пиявки, капли пилокарпина и дионина… Ретинопатия сетчатки, характерная для тяжелой гипертензии, говоря современным языком. 2 октября Булгакову делают пробу Зимницкого: у.в. 1009,1006,1007,1007. Изостенурия очевидна. В крови небольшой лейкоцитоз, уровень гемоглобина 78%, СОЭ-7 мм/час. Остаточный азот (по нормам того времени 20-40 мг%) был у Булгакова 81,6мг%, спустя неделю 64,8мг%, еще спустя неделю 43,2 мг%. Непонятно, каким образом (ограничение белка?) было достигнуто снижение в два раза? Когда прояснилось, что у Булгакова болезнь почек, к нему пригласили профессора Мирона Семеновича Вовси, выдающегося советского терапевта и нефролога. Вовси допустил деонтологическую бестактность, сказав, что Булгакову остается жить не больше трех дней, а писатель прожил шесть месяцев! У писателя оставался постоянно низкий удельный вес мочи (1009-1020), протеинурия, редкие эритроциты, до 40 гиалиновых цилиндров в поле зрения. Белок в конце жизни достигал цифры 6,6 %. Булгакова пытались «размочить», ему назначали ртутный диуретик «Салирган», теофиллин (5%), виннокаменную кислоту и лимоннокислый натрий. Остаточный азот неуклонно рос и достиг уровня 96 мг%, креатинин увеличился до 3,6 мг% (тогдашняя норма - 3,6 мг%). Магнезия, «тройчатка», пиявки, кровопускания, диета. Вот и все, чем могли ему в то время помочь. Его направляют в «кремлевский» санаторий в Барвихе (где позже лечился от инфаркта С.М.Эйзенштейн и умер от саркомы средостения А.Н.Толстой) и лечат режимом и диетой. Уж в конце 1939 года Булгаков подводит черту под своими отношениями с врачами: « … к концу жизни пришлось испытать еще одно разочарование - во врачах-терапевтах. Не назову их убийцами,…но гастролерами, халтурщиками и бездарностями охотно назову. Есть исключения, конечно, но как они редки! Да и что могут помочь эти исключения, если от таких недугов, как мой, у аллопатов не только нет никаких средств, но и самого недуга они, порой, не могут распознать».
Сам врач, Булгаков еще со времен работы над биографией Мольера, видимо, начал саркастично относится к лекарям любого ранга! 3 февраля 1940 года Булгакова консультирует заведующий кафедрой факультетской терапии I ММИ, лечащий врач Сталина, Владимир Никитович Виноградов (позже он не смог вылечить С.П.Королева от мерцательной аритмии). Режим, диета, ограничение жидкости, папаверин, «миоспазмоль», ванны, микстура с хлоралгидратом, глазные капли. Не надо быть «светилом», что бы додуматься до этого! Спустя две недели у Булгакова появилась симптоматика левожелудочковой недостаточности и ему назначают сердечные гликозиды, еще спустя неделю у врача М.Росселова от посещения Булгакова «впечатление предуремического состоянии». Ужасает врачебная беспомощность: пирамидон, пиявки, еще какая-то терапевтическая дребедень. Между тем, Булгакова кроме врачебной мелкоты (Аксенов,Захаров, Жадовский, П.Н.Покровский, М.М.Покровский,М.Л.Шапиро, В.П.Успенский, М.П.Манюкова и т.д.) консультировали и тогдашние корифеи: профессора-терапевты Д.А.Бурмин, М.П.Кончаловский, А.А.Герке, С.О. Бадылькес кремлевский терапевт Л.Г.Левин , известный тогда невролог Ф. Д. Забугин (1884-1972), кремлевский офтальмолог М.М.Авербах, начинающие светила М.Ю.Раппопорт (невролог), А.М.Дамир (терапевт) и другие (не всех вспомнила Е.С.Булгакова). Но это не помогло, да и по правде сказать - давление ни разу до 1939 года не измерили в стране, открывшей «тоны Короткова»!

О чем может идти речь в случае М.А.Булгакова? По моему мнению, можно предполагать наличие у писателя:

1) Злокачественной гипертонии (болезни отца и сестры);

2) Хронической почечной патологии (врожденного поликистоза почек, фибромускулярной дисплазии?);

В последнее время (Л.И.Дворецикй, 2010) предлагается оригинальная, хотя и небесспорная версия о наличии у писателя анальгетической нефропатии с развитием терминальной ХПН. Тут сразу возникает вопрос: при алкогольном циррозе печени невозможно назвать критичную массу выпитого для его формирования, а при анальгетической нефропатии сколько нужно принимать анальгетиков чтобы она проявилась? Ссылка на то, что Булгаков был внушаемым человеком, у которого однажды уже развивалась зависимость, не слишком уместны, ведь начал то он принимать анальгетики в тот период, когда на фоне преследований конца 20-х-начала 30-х гг. вполне могла манифестироваться гипертоническая болезнь, которую нелюбимые им аллопаты попросту говоря, проморгали. Прав был профессор Преображенский в своей нелюбви к российскому пролетариату!

Николай Ларинский, 1998-2012