» »

Что такое Дзен-буддизм: определение, основные идеи, суть, правила, принципы, философия, медитация, особенности. Дзен: к какой религии относится? Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен? Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, от

26.01.2024

Предлагаем разобраться в значении татуировки с изображением дзен. Именно так принято называть одно из ключевых понятий в буддизме. Его суть состоит в том, чтобы мистически наблюдать за внутренним и внешним мирами наблюдающего. Главной целью этого процесса является просветление.

Слово «дзен» имеет японское происхождение. Своими корнями оно восходит к древнеиндийскому «дхьяна», которое означает «погружение, глубинное созерцание». Главное, к чему стремятся последователи дзен-буддизма – это просветление. Его может достичь каждый человек благодаря медитации, а также погружениям в себя. В современной западной культуре это слово означает отрешенность от бытовых проблем и погружение в духовность.
Символику дзен принято ассоциировать с дзен-буддизом, а также японской каллиграфией. Оно означает те моменты, когда разум совершенно свободен от каких-либо мыслей и идей. Таким образом, истинная сущность человека вольна делать все, то хочет. Нельзя не сказать и то, что это изображение является одним из тех, возникновение которого зафиксировала история. В 1707 году монах Хакуин увидел, как мастерски работает один из деревенских каллиграфистов. Талант его настолько поразил, что он даже решил сжечь свои кисти, поскольку считал собственное творчество не очень достойным.

Самым интересным рисунком Дзен у мастера принято считать энсо. Это некий символ целостности и завершенности. Подобный рисунок может быть в виде как замкнутой, так и разомкнутой окружности. В первом случае круг является символом непрерывных перерождений, а пространство в нем олицетворяет просветление и освобождение. Второе может указывать на нечто более значительное и неотделимое от внешнего мира.

Символизм

Тату в виде дзен делают как мужчины, так и женщины. Такие нательные изображения чаще всего предпочитают делать в стиле реализм.

Татуировка дзен означает просветление, силу, изящность, вселенную, пустоту. Чаще всего подобный нательный рисунок делают на спине, боках, плечах, руке и груди.

Значение для мужчин

Не так часто, но все же иногда эффектное изображение выбирают и представители сильного пола. Для них такая татуировка будет символизировать:

  • просветление
  • пустоту
  • вселенную

Тату в виде дзен расскажет про сильную и неординарную личность . Такой мужчина мечтает стать мудрее, другими словами обрести просветление.

Кроме того, такое нательное изображение может означать пустоту и вселенную .

Иногда представители сильного пола делают тату дзен не по причине особого значения, а из-за эффектности изображения.

Значение для женщин

Иногда татуировку дзен предпочитают делать и представительницы прекрасного пола. Для женщин подобное нательное изображение означает:

  • пустоту
  • вселенную
  • просветление

Эффектный нательный рисунок может рассказать про харизматичность и силу характера своей обладательницы.

Такая татуировка означает пустоту и даже просветление.

Порой женщины делают нательный рисунок дзэн по причине красоты изображения, а не из-за особого символического значения.

Какое изображение для тату выбрать?

Существуют различные варианты тату дзэн. Нередко как мужчины, так и женщины отдают предпочтение нательным рисункам в технике акварель.

Созерцая аватарку Nobody я задумался...«а что это за кружок такой?» и вот влекомый любопытством набрел на статью с которой и решил вас ознакомить, возможно кто-то также задавал себе вопрос «ачто же этоза кружок такой?»))))

"… Продолжая тематику работ мастеров Дзен, первым делом я коснусь важного момента. Почти во всех картинах и каллиграфических работах просматривается этот, можно сказать, ключевой аспект, идея. Речь идет об Энсо (яп. «круг») - это каллиграфический символ в виде окружности, обычно и ассоциируемый с дзен. Считается, что энсо символизирует просветление, силу, Вселенную, его еще называют кругом просветления.
Энсо является, пожалуй, одним из самых популярных символов в японской каллиграфии - считается, что характер и мастерство художника проявляется в том, как он рисует энсо. Только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо.

В поэме Синдзинмэй (SHINJINMEI) мастера дзен Созана (Sozan) есть слова:


Если мы останемся на двух концах, то как сможем понять целое?
Если не сконцентрироваться на первоначальном, то достоинства двух концов будут потеряны.
Не останавливайтесь на обоих предрассудках и не ищите дуализма.

В тексте идет глубокое понятие, что круг - словно громадное пространство, не испытывая недостаток ни в чем, и ничто не держа в избытке - всё уравновешенно. Это утверждение часто и используется на картинах с энсо.
Самое раннее упоминание энсо в живописи Дзен берет свое начало приблизительно в восьмом столетии.

Монах cпросил Мастера Исана (Isan) показать что представляет собой просветление, пробуждение, каким образом это можно изобразить? На что Мастер с недоумением ответил: «Это - прямо перед твоим носом, почему я должен пытаться выразить это посредством кисти и чернил?»
Тогда монах обратился к другому мастеру - Киозану (Kyozan) для разъяснения. Киозан на куске пергамента нарисовал круг и сказал: «Думая, размышляя над этим и поняв это - лучшее второе; не думая, не размышляя над этим и поняв это - лучшее третье»* (но он не сказал, что является лучшим первым).

После того круги Дзен стали центральной темой искусства Дзен. Энсо изображают в разнообразнейших формах: от ровного симметричного круга к целиком кривому и смазанному (порой в несколько мазков), от тонкого и деликатного к толстому и массивному. У большинства картин есть сопровождающая надпись, которая дает зрителю «намек» относительно окончательного значения специфического круга Дзен.

Можно выделить некоторые первичные типы Энсо:

1. Зеркало Энсо: простой круг, без сопроводительной надписи, опираясь только на интуицию зрителя. Я так понимаю, что наблюдающий сможет увидеть в этом свою суть, свое отражение, от того и название - зеркало.

2. Вселенское Энсо: круг, который представляет собой космос, воплощение абсолюта.

3. Лунный Энсо: полнолуние, яркое и ясное, молча иллюминируя все существования без дискриминации, символизирует просвещение человека, пробуждение Будды - своего естества.

4. Нулевой Энсо: все есть одно (а точнее не-два) и все есть ничто, время и пространство «пусты», и в то же время они порождают все существование.

5. Колесо Энсо: все меняетс

Дзен - это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад. Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как "непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты".

Считается, что истина дзен живет в каждом из нас. Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи. Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

Жизнь в стиле дзен

- Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?
- Все потому, что я не прекращаю практику дзен.
- Дзен – что это?
- Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать - сплю. А в остальном - следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.
- Но разве не все делают то же самое?
- Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть - ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать - ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.

Задача для практикующего дзен-буддизм - увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.

Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.

Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.

Что такое дзен? 10 правил дзен-буддизма для достижения гармонии

- Будьте внимательны ко всему, что вы делаете в настоящий момент . Если вы моете чашку, мойте чашку. Вкладывайтесь на 100% разумом и сердцем в то, чем занимаетесь прямо сейчас, и тогда вы достигнете по-настоящему хороших результатов. Ум всегда будет острым и свежим, если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте. Это несложно, надо просто напоминать себе о том, чтобы быть внимательным. Когда вы едите, осознавайте вкус и фактуру пищи – кстати, так очень легко похудеть, потому что вы больше не будете автоматически съедать лишнего. Когда спускаетесь по лестнице, сосредоточьтесь на спуске, не думайте о бумагах, которые ждут вас в офисе, или о человеке, живущем в другом городе. Монахи практикуют медитацию при ходьбе, – они осознают, как их ступни касаются или отрываются от земли. Отличный способ избавиться от мыслей – слушать свое дыхание. А когда такая внимательность войдет в привычку, ваш КПД возрастет в несколько раз. Вы научитесь легко сосредотачиваться, ни на что не отвлекаться. Станете великим переговорщиком, тонко чувствующим собеседника. И вообще, в работе вам не будет равных. (Но для вас, дзенствующего, амбиции не имеют значения.)

- Действуйте, а не только рассуждайте . Вот настоящий секрет успеха. На Востоке слова без практики не имеют цены: мастерства можно достичь, если каждый день класть кирпичи, но не чтением книг об этом. Бодхидхарма просил своих учеников сжигать писания, чтобы они не становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом. Знание – это карта, на которой указана конечная цель, но, чтобы ее достигнуть, нужно самому пройти весь маршрут.

- Совершайте прямые действия . Многочасовые раздумья на тему "что будет, если…" – это не про дзен. Он простой, прямой и непосредственный. Поэтому, если вы хотите что-то сказать или сделать, просто скажите или сделайте, не усложняя. Например, обнимите отца со словами: "Знаешь, папа, я очень тебя люблю". Или скажите начальнику, что вам нужно повысить зарплату. (Или обнимите начальника со словами: "Знаешь, папа, тебе нужно повысить мне зарплату".)

- Расслабьтесь . Это самое приятное в повседневном дзен. Правда, если мир иллюзорен, стоит ли напрягаться? Зачем беспокоиться, если события нельзя изменить? А если можно – беспокоиться тем более не о чем. Позвольте себе немножечко пожить, как трава, поплыть по течению… Примите себя и свои проявления: недостатков не существует, это люди их придумали. Вы совершенны. И перестаньте себя за все укорять. Укоряя себя, вы укоряете божественное начало, Абсолют в себе, как будто он может быть несовершенен. Это все равно что упрекать луну за то, что она недостаточно желтая, а солнце чересчур горячее.

- Отдыхайте . Используйте тихие мгновения, возникающие в течение дня, как время самонаблюдения и спокойствия, медитации или непродолжительного сна. Даже молодым людям пойдет на пользу короткий послеобеденный отдых. Выучите какое-нибудь из упражнений цигун или научитесь дышать животом. Созерцайте что-нибудь приятное. Не забывайте перезаряжать внутренние батареи.

- Слушайте свое сердце . Каждый раз обращайтесь к нему, когда принимаете важное решение. Дон Хуан предупреждал: если у твоего Пути нет сердца, он убьет тебя. Перестаньте заниматься тем, что вам не нравится, и займитесь любимым делом. Если до сих пор вы не выбрали Путь, вспомните о своих мечтах. О самых сокровенных детских желаниях. Может, это как раз то, что вам сейчас нужно?

- Принимайте вещи такими, какие они есть . Приспосабливайтесь к ним. События происходят так, как происходят, а мы делим их на плохие и хорошие вместо того, чтобы взглянуть на факты прямо. Знаете, все что угодно может стать источником конфликта, угрозы или насилия. Но может – сострадания, любви и радости. Все зависит от угла зрения. Наблюдайте за жизнью и двигайтесь согласно ее течению: это поможет вам жить и развиваться.

- Будьте открыты . Слушайте людей не только головой, но всем сердцем, и не ради того, чтобы продолжить свой монолог, когда возникнет пауза. Воспринимайте новые идеи и принципы независимо от того, каким умудренным и опытным вы себя чувствуете. Откройтесь навстречу переменам и неожиданным возможностям – иногда то, что кажется отклонением от пути, оказывается кратчайшей тропой к вашей цели. Продолжайте искать новых друзей, не отгораживайтесь от незнакомцев – кто-то из них может изменить вашу жизнь и оказать огромную помощь.

- Находите смешное в повседневной жизни . Дайте волю своему чувству юмора, не относитесь ко всему слишком серьезно. Серьезность – это способ сделать простые вещи сложными. Почитайте руководство для начинающего медитатора: "Вас подставили. Вас кинули на все ваши бабки до цента. Все деньги – иллюзия. У вас ничего нет. И не было". Или: "Не бойтесь остаться наедине с собой. Вы не кусаетесь".

- Просто будьте . Войдите в свое чистое существование без границ. Дзен не содержит ничего, что сковывает человеческую природу. Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению. "Кто же тебя неволит?" – спрашивает Учитель. "Никто", – отвечает ученик и тут же достигает просветления.

Дзэн, дзен (санскр. дхья́на - «созерцание», кит. чань) - одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V-VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее.
В широком смысле дзэн - это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII века. Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики].
Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзэн, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики. Японский дзэн представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото. Японскому дзэн принадлежит около 20 % буддийских храмов в Японии.

Что такое дзен?

Дзен вряд ли можно назвать религией в популярном понимании смысла этого слова. В дзен нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет каких-либо церемониальных обрядов, нет никакого учения о загробной жизни, и, наконец, в дзэне нет также такого понятия, как душа, о благополучии которой должен кто-то заботиться.
Дзэн свободен от всех подобных догматических и религиозных затруднений. В дзэне нет Бога как такового, но это не значит, что дзэн отрицает существование Бога

Учение дзэн не имеет дела с какими-либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение.

Если бы меня спросили, чему учит дзэн, я ответил бы, что он ничему не учит. Какие бы учения ни содержались в дзэне, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзэн только указывает путь. Если этот факт, сам по себе, не есть учение, то в дзэне, положительно, нет никаких специально созданных принципиальных доктрин или какой-либо основной философской системы. Дзэн претендует на свое родство с буддизмом, но все буддийские учения содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзэна, не больше, чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помощью можно только смахнуть пыль с интеллекта.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки

Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Дзэн стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее противоположностей. Поэтому дзэн не отрицает Бога, не утверждает его существования, так что в дзэне нет такого Бога, которого подразумевают последователи других религий. Дзэн в равной мере не является ни религией, ни философией.

Дзэн верит во внутреннюю чистоту человеческого духа и его божественность. Все, что неестественно прибавляется или с силой вырывается, вредит целостности духа. Поэтому дзэн не воспринимает различные религиозные условности.
В то же время можно обнаружить что в необычных утверждениях дзэна содержится так много религии. Но религии не в том смысле, как ее обычно понимают.

В то же время дзен – это не просто какая-либо буддийская медитация. Дхьяна в обычном понимании не соответствует практике, имеющей место в дзэне. Человек может размышлять над религиозными и философскими проблемами в процессе практики дзэна, но это носит лишь случайный характер: сущность дзэна совсем не в этом.

Цель дзен- посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на него, чтобы он стал своим собственным господином. Такое проникновение в истинную природу ума или души является основной целью дзэн-буддизма

Можно сказать, что Дзен - это ум в целом и в нем мы находим много вещей; но ум этот не представляет собой нечто составное, разделяющееся на множество качеств и не оставляющее за собой ничего после такого разделения. Дзен не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей. Последователи дзена могут иметь свои доктрины, но эти доктрины носят сугубо личный индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзену.

Дзен настаивает на необходимости внутреннего духовного опыта. Он не придает большого значения священным сутрам или их толкованиям. Личный опыт прямо противопоставляется авторитетам и внешнему откровенно. Дзен не является системой, основанной на логическом анализе, а скорее является антиподом дуалистического образа мышления.

Дзен претендует на свое родство с буддизмом, но все буддийские учения, содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзена не больше, чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помощью можно только смахнуть пыль с интеллекта, но не больше.

Наиболее практическим методом достижения духовного просветления последователи дзена считают практику Дхьяна, называемую в Японии дзадзен (можно перевести как «сидеть в медитации»).
Но дзэн - это нечто большее, чем медитация или дхьяна в обычном смысле этого слова. Медитация -это состояние, вызываемое искусственно, она не является естественным свойством ума. В дзене нет объекта, на котором можно было бы сосредоточить мысль.

Дзен - это облако, кочующее в небе. Его ничто не удерживает и не останавливает, оно движется туда, куда захочет. В дзене достаточно чувствовать, что огонь горячий, а лед холодный, так как когда нам холодно, мы радуемся огню.
Дзен выше всяких понятий, поэтому его трудно уловить. Какую медитацию дзен не предлагал, вещи следует воспринимать такими, каковы они есть, то есть снег - белый, а ворона - черная.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки

Основная идея дзена - войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, причем сделать это самым прямым образом, не прибегая к чему-либо внешнему или неестественному. В связи с этим, все, что связано с внешней стороной, в дзене отрицается, так как единственный авторитет в нем - это наша собственная внутренняя природа.

Если до конца понять дзен, ум придет в состояние абсолютного покоя и человек станет жить в абсолютной гармонии с природой. Что еще тогда остается делать?
Когда однажды одного учителя дзен спросили, что такое дзен, он ответил: «Ваши повседневные мысли».
Дзен лишен всякого духа сектанства. Христиане, в равной мере, как и буддисты, могут практиковать его. В одном и том же океане мелкая и крупная рыба чувствует себя превосходно.

Дзен - это океан. Дзен - это воздух. Дзен - это горы. Это гром и молния, это весенний цветок, знойное лето и снежная зима и далее не более того, дзен - это человек.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки

Уникальность дзен в том виде, в каком он практикуется в Японии, заключается в систематической тренировке ума.

Великая истина дзена живет в каждом. Загляните внутрь и ищите выше всяких форм. Он свободен, покоен и блажен. Он вечно проявляется в ваших шести чувствах и четырех стихиях (элементах), все озарено его светом. Отбросьте двойственность, связанную с субъектом, забудьте то и другое. Поднимитесь выше интеллекта, отделите себя от рассудка, проникая непосредственно в глубины разума Будды, вне которого нет ничего реального.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки

Каких бы метких выражений и сравнений нам Бодхисатва не оставил, они являются продуктом его собственного опыта, и как бы мы не верили ему, наша вера не будет истинной до тех пор, пока мы сами не постигаем истины.

Оставьте все ваши страстные стремления. Забудьте детские забавы. Превратитесь в кусок безупречной глины. Пусть вашей единственной мыслью будет вечность. Станьте подобием холодного и безжизненного тела или старого подлампадника над заброшенной могилой
Сэкисе Койсе

Часто дзен определяют так: «Прямой контакт с духовной сущностью человека» или «Постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды».

Когда будет достигнуто состояние полной неподвижности и бессознательности, все признаки жизни исчезнут, но вместе с ними исчезнут также и все ограничения. Никакая мысль не будет беспокоить ваше сознание. И вдруг,- о чудо,- совершенно неожиданно вас озарит божественный свет. Это можно сравнить с лучом света в кромешной мгле или сокровищем, найденным бедняком.

Все ваше существо лишится всяких ограничений. Вы почувствуете себя свободным, легким, и прозрачным, ваш просветленный взор проникнет в самую природу вещей, которые отныне станут для вас подобием множества сказочных цветов, воздушных и неосязаемых. Так проявляется наше простое «я», наша истинная первозданная природа, во всей своей удивительно прекрасной наготе.

Источники:
Дайсэцу Тайтаро Судзуки. Основы дзен-буддизма
Сюнрю Судзуки. Ум дзен-Ум начинающего

Японский круг Энсо - вершина искусства Дзен в своем чистейшем смысле. Оно не было создано профессиональными художниками, но обычными людьми, идущими по пути просветления и пробуждения понимания подлинной природы ума. Энсо отражает их личные переживания и знания о реальности, но не абстрактную философскую доктрину.

Энсо - это изображение круга, обычно выполняющаяся одним круговым мазком кисти. Живопись всегда сопровождается подписью, подразумевающей определенный смысл, включает дополнительные подсказки и уточнения, порой напоминающие традиционный дзенский коан. Как самостоятельное искусство, каллиграфия Энсо стала символом чистоты и силы японской эстетики. В изображении примитивного круга отражается состояние ума художника, передаются характер и процесс его духовной реализации.

История Энсо началась с того, что в 1707 году молодой монах по имени Хакуин увидел деревенского мастера каллиграфии, старого мастера Дзен. Хотя собственная каллиграфия Хакуина возможно выглядела более изысканно вследствие интенсивной практики, увиденное отразилось в душе Хакуина болезненно очевидно. Хакуин понял, что его живопись не отражают внутренней реализации, а несколько лет практики потрачено впустую. Тогда Хакуин сжег свои кисти, удвоил усилия в практике Дзен и серьезно занялся каллиграфией.

Позже Хакуин описал каллиграфию старого мастера Дзен следующей фразой: "Свет добродетели - навык не важен"

Энсо - Круг Дзен: Примеры