» »

Современные темы семинаров по русскому языку. Семинар по русскому языку и литературе

15.02.2024

27 января 2017 года на базе МБОУ «СОШ №3 г. Харабали» состоялся практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы Харабалинского района по теме: «Работа учащихся по выполнению текстовых заданий по русскому языку, литературе при подготовке к государственной итоговой аттестации».

27 января 2017 года на базе МБОУ «СОШ №3 г. Харабали» состоялся практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы Харабалинского района по теме: «Работа учащихся по выполнению текстовых заданий по русскому языку, литературе при подготовке к государственной итоговой аттестации».









Учителя русского языка и литературы школы показали не только уроки, но и провели психолого-педагогический практикум для родительской общественности, а также вниманию присутствующих был представлен арт-час «Этюды о России».

На уроке Журавлевой Т.В., учителя высшей квалификационной категории «Слово о словах» (подготовка к сочинению - рассуждению на морально-этическую тему), проведенном в 6 А классе, царила атмосфера творчества и сотрудничества. Учащиеся закрепляли умение по составлению связного текста и орфографические знания, анализировали поэтический текст, решали проблемную задачу - написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Красивая, нежная музыка настроила учащихся 9 «А» класса на встречу с прекрасным - лирикой А.С. Пушкина. Ахмедова Э.А., учитель высшей квалификационной категории, прочла стихотворение Александра Сергеевича, приглашая ребят к разговору.

В ходе урока литературы учащиеся проводили исследования текстов в лирике А.С. Пушкина, работали со словарями и терминами, заполняли бланки, выполняя тестовую работу и формулируя ответ на сопоставительный анализ текста. Ученики ответили на проблемные вопросы, составили кластер, связанный с лирикой А.С. Пушкина, работали с тестами.

Лопырева Н.В., учитель первой квалификационной категории, имеет богатый опыт по подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Её выпускники отлично справляются с заданиями и последние два года имеют одни из самых высоких результатов по государственной итоговой аттестации в районе. На консультации в 11 «А» классе, Надежда Валенти новна показала наиболее эффективные приемы и способы работы с текстовыми заданиями, которые вызывают трудности у большинства учащихся. Дети работали слаженно, активно. В завершении консультации была проведена самостоятельная работа, результат которой был выведен на экран в таблице совместного редактирования. Использование таких методик позволяет решать многие дидактические задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности, активности.

Тема подготовки к ГИА является актуальной на протяжении ряда лет. Школа уделяет этому вопросу особое внимание, апробирует разнообразные формы работы как с учащимися так и с родительской общественностью. На семинаре был представлен один из проектов этой работы - психолого-педагогический практикум для родительской общественности 8-11-х классов «Готовимся к экзамену вместе». Данная форма работы вызвала неподдельный интерес, как у родителей, так и у гостей. Было приятно наблюдать, как родители вместе со сво ими детьми, пользуясь предложенным алгоритмом, старались правильно и быстро выполнить предложенные задания. Интересная и полезная информация, как для учащихся, так и для родителей была сообщена психологом школы Шипиловой Э.Е., были даны рекомендации родителям, как избежать стресса в процессе подготовки и во время сдачи государственной итоговой аттестации.

П раздником души, недаром именн о так его назвали коллеги, районного семинара стал арт-час «Этюды о России». Культура народа России - интеграция литературы, живописи и музыки помогла показать красоту поэтического слова, услышать и почувствовать проникновенность звуков, потому что слова и звуки являются полным выражением жизни. В арт-часе были показаны этюды, составленные учащимися 2-11 классов школы. Особенно запомнились участникам семинара поэтические произведения в прочтении: Палий Д. (4а кл.), Беккер Д.(4а кл), Галкина К.(4а кл.), Гамзатовой А., (6а кл.), Бочарниковой П (7а кл.), Стопкина М. (8а кл.), Тарасовой А. (8б кл), Седова Р. (5а кл), Марышева Д.(10а кл.), Мяснянкина А.(11а кл.), Попова К.(11а кл.), Антроповой Д. (11а кл.), Раздолгиной Н.(11а кл.), Поповой Е. (11а кл.). Мастерство учителя музыки Рахметовой Э.К. проявилось в профессиональном исполнении учащимися вокальной группы «Новое поколение» музыкальных произведений: «Славься» из оперы Глинка М.И. «Иван Сусанин»; «Купала»; «Аллилуйя»; «Чтобы не было больше войны»; «Аист на крыше»; «Мечтай». Группа «Новое поколение» является победителями и лауреатами межрегиональных и международных конкурсов «Золотой ключик», «Аленький цветочек», «Россия в новом тысячелетии».

В процессе обсуждения уроков гости дали высокую оценку тем метод ам и образовательным технологиям, которые учителя школы использовали на уроках в рамках семинара. Участники семинара поблагодарили учителей за возможность использовать их опыт в своей работе.

Марина Сотпа
Методический семинар «Развитие устной и письменной речи русского языка»

Проблема;Наши учащиеся все еще недостаточно овладевают русским языком , затрудняются свободно вести разговор на русском языке . Поэтому нужно особое внимание обратить работе по развитию речи .

Актуальность выбранной темы

Внедрение ФГОС

Глубокое изучение русского языка

Изучение опыта коллег

Цель работы : создание системы занятий по развитию речи , позволяющей исправить нарушения речи , обогатить речь.

Задачи :

Изучение передового педагогического опыта по работе над развитием речи .

Разработка серии занятий по развитию речи в начальных классах .

Создание дидактических материалов, направленных на развитие речи учащихся

– основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития .

Работа по развитию речи состоит из трёх частей :

1) Обогащение словарного запаса учащихся.

2) Развитие навыков построения словосочетаний и предложений с употреблением изученных грамматических и лексических форм.

3) Развитие навыков связной речи .

Обогащению словарного запаса содействуют словарные упражнения. Нужно формировать у учащихся умение видеть, опознавать незнакомые слова, выяснить их значения, пользуясь словарями, подбором синонимов. Объяснение слов можно сопровождать рисунками, наглядностями.

Обогащению словарного запаса способствует подбор слов на определенную тему.

1. Записать слова, обозначающие положительные и отрицательные качества своего друга, подруги.

2. Какие слова вы употребляете, рассказывая о лете в нашем селе?

Коммуникация + сотрудничество =

активное обучение) командная работа

Коммуникация это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

Сотрудничество- это способность работать вместе для достижения общих целей (Психологическая энциклопедия) .

Активное обучение

это организация и ведение учебного процесса, которые направлены на побуждение обучающихся к учебно – познавательной деятельности, посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств, а также развитие коммуникативных , управленческих навыков учащихся, формирование у учеников таких качеств, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению. (В. Н. Кругликов) .

Командная работа это совместная деятельность группы людей связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижения. (Тимергалиева М. М.) .

Урок без использования

командной работы :

учитель - источник знаний; акцент : учитель – учебный материал;

только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель;

учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ;

основан на конкуренции и соперничестве учеников;

каждый ребенок отвечает самостоятельно;

есть возможность у ученика «спрятаться» , остаться невидимкой;

общение и коммуникация реализуются не в полной мере.

Урок на основе командной работы

учитель не является единственным источником знаний, поскольку его нет в команде : акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал;

эксперт – каждый ребенок, т. к. является для других учеников источником знаний;

вопросы задаются команде и решение принимается коллегиально;

предполагает сотрудничество;

каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью командного успеха;

работает каждый ученик;

способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.

Командная работа (интерактивное обучение)

Учитель – ученик

Две составляющие окружающей среды образования :

Социальная среда

Физическая среда

Развитию речи способствует и анализ лексических значений средств языка .

Дается задание, чтобы ученики сравнили ответы своих товарищей. Почему один ученик получил «5» , а другой - «2» ? Как вы думаете, от чего точность такой речи зависит ?

Задания по развитию построения навыков , построения словосочетаний и предложений могут быть различными.

– Творческое списывание (вставка вместо точек пропущенных слов, которые даются в начальной форме, распространение предложений с помощью вопросов, дописывание предложений).

– Самостоятельное составление предложений по опорным словам, по схеме.

– Составление предложений по открыткам.

– Словесное описание нарисованного.

– Составление текста по опорным словам.

Например : после посещения национального музея, учащимся было дано задание : описать одну из комнат музея.

Сначала ученики вспомнили названия экспонатов, написали слова, нужные для описания, а потом описали наиболее запомнившийся зал.

Развитию речи способствуют уроки , проведенные на материале связного текста. Для этого нужно провести уроки, например, по теме «Птицам нужна помощь» .

Перед изучением этой темы учащимся дается задание на дом : пронаблюдать и описать небольшой зимний пейзаж, например, какие птицы остались зимовать и т. д.

Темой высказывания этого урока будет «Наступление зимы» . Оборудование – картинки птиц, кормушка Если названия птиц детям незнакомы, записываются в словарики.

Потом ученики вспоминают стихи об зиме,о птицах. На дом дается задание, чтобы ребята написали минсочинение на тему : «Птицы-наши друзья» .

Тема «Зима» продолжается и на следующем уроке. Дается задание детям, чтобы один ряд написал о солнечном дне, другой ряд описал пасмурный день. На доске пишутся опорные слова, ученики выбирают оттуда нужные выражения.

Таким образом, подряд на нескольких уроках можно говорить о зиме.

Развитию диалогической речи будут способствовать составление диалогов. на темы. Для составления таких диалогов заранее даются опорные

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Работая учителем в начальных классах, я стараюсь развивать у детей способность выражать свои мысли ярко, образно, лаконично. И чем раньше мы начинаем работу в этом направлении, тем лучше идет процесс развития мыслительной деятельности учащихся. Ведь развивая речь , приобщая их к художественному слову, мы учим их добру, нравственности, осмыслению жизненных ценностей, и тем самым способствуем развитию гармоничной личности. Логически четкая образная речь ученика – показатель его умственного развития . В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении русского языка : «Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека».

Мы постоянно сталкиваемся в школе, на уроках, в общении между собою, на страницах газет и журналов с требованиями культуры речи , соблюдением норм литературного языка , часто слышим споры о языке . Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Таким образом, культура речи не личное дело из учеников, а общественная потребность и необходимость в ходе их развития и становления .

Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед начальной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки.

Развитие правильной и красивой речи у ребёнка – задача важная, но очень не простая.

На первоначальном этапе формирования связной речи большое значение имеет умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др., умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития ребёнка . Конечно, в течение дня дети ситуативно задают массу вопросов. Но гораздо труднее им будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Не менее важным является и конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно : придумать несколько однокоренных слов, срифмовать слова, позже, перейдя к составлению рифмованных цепочек и двустиший (как предвестник словотворчества) ; составить достаточно длинное распространенное предложение.

Следующий этап – это составление загадок, телеграмм, коротких писем героям сказок. Берём, например, сказку и решаем вместе с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо , а кому телеграмму. Обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю.

Работая с ребятами, я убедилась в том, что если предложить им что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремлёнными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль применять нестандартные приёмы обучения письменной речи . Одним из таких приёмов является работа с дидактическими модулями.

В модуле «Слово» -слово рассматривается с точки зрения разных разделов языкознания : фонетики, морфемики, морфологии, словообразования, лексики.

Предложение, как единицу речи мы характеризуем по количеству грамматических основ, по интонации, цели высказывания, наличию главных членов предложения, второстепенных.

Знакомимся с понятием «Текст» , с делением его на микротемы, с цепной и параллельной связью предложений в тексте, что помогает детям успешно писать сочинения и изложения.

Такой методический инструментарий позволяет выйти на технологическую карту, как проект учебного процесса, который отражает нашу деятельность. Но у нас с ребятами появляется потребность в четвертом модуле «Словотворчество» , где составляем загадки, пишем сказочные истории, сочиняем стихи, пишем выступления, доклады. И работаем на протяжении всего учебного процесса. Загадки и сказки появляются уже в 1-м классе, поэтами начинают чувствовать себя со 2-го класса, а в 3и 4-м классах выступают с докладами.

Любая творческая работа предусматривает результат. Но мало иметь результат, его нужно применять на практике, в жизни.

Мы всегда находимся во взаимосвязи с окружающей средой и социумом.

Сохраняя преемственность, выходим в дошкольные учреждения. Ребята выступают перед малышами с загадками и сказками собственного сочинения. Посещая библиотеки, музей, зал искусств, предприятия города, ребята с удовольствием пишут сочинения тематические, сочинения-отзывы, доклады, создают книжки-малышки и так далее.

Таким образом, овладение языком , запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления . Психолог Н. И. Жинкин писал : “ Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык , тем легче и полнее будут усваиваться знания ”. Знание, факты, то есть информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления .

Вывод : В ходе кропотливой работы у учащихся меняется отношение к языку , к его культуре. Развивается осознание красоты языка и эстетической ценности, формируется потребность совершенствовать устную и письменную речь .

Семинар учителей русского языка и литературы

«Комплексное использование межпредметных технологий в работе учителя-словесника»

19 апреля 2016 года в гимназии прошел практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы города по теме: «Комплексное использование межпредметных технологий в работе учителя-словесника». На семинаре присутствовала методист МУ ДПО «Методический центр ПКПР» Канашина Валентина Михайловна, учителя города, руководители гимназии.

Как известно, задачей учителя-словесника является не только вооружение учащихся языковедческими и литературоведческими знаниями, умениями и навыками, но и формирование у них нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести человека. Ещё античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали». Не вызывает сомнения, что к учителю русского языка и литературы это относится в первую очередь, ибо именно он является проводником идей общечеловеческих ценностей.

Словесник - звено в цепи поколений; его деятельность направлена на передачу детям и юношеству общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Учебные достижения обучающихся всегда положительны в том случае, когда работа педагога носит творческий характер, деятельность учителя и ученика осуществляется с учётом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики; когда подход к обучению носит деятельностный характер.

На современном этапе задачей учителя является формирование творческой личности школьника. Педагогика сотрудничества ученика и учителя, их взаимообогащающие и гуманистические взаимоотношения реализуются в их взаимной творческой деятельности - другого пути нет.

Идея сотрудничества исключает авторитарность, эксплуатацию памяти. Она стимулирует совместный поиск, глубокую веру учащегося в свою защищённость и право на ошибки, на утверждение себя через поиск и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной стороны, и с другой - веру учителя в духовные силы своих учеников. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то искомое, которое способно действительно вскрыть внутренние резервы обучения. Творческая познавательная деятельность учащихся - это самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика - нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте). Следовательно, основными критериями творчества в познавательной урочной деятельности ученика являются самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения цели. Выполнение творческих заданий учениками, применение форм и методов ведения урока, способствующих раскрытию творческих способностей учащихся - одно из важных направлений работы учителя.

Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей, интегрированных уроков активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей.

Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя-словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.

Таким образом, появляется необходимость в комплексных формах, имеющих межпредметное содержание: обобщающих уроках, семинарах, научно-практических конференциях.

Важно, что такие формы связаны с коллективным решением учебных проблем в сочетании с индивидуальными заданиями, соответствующими познавательными интересами учащихся. Из практики работы следует отметить, что межпредметные связи всесторонне влияют на процесс обучения - от постановки задач до его организации и результатов.

Современный урок требует разнообразия форм и методов обучения и использование новых образовательных технологий, что в свою очередь даёт возможность учителю создавать ситуацию успеха для каждого ученика, содействовать раскрытию его творческих способностей.

Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются информационно-коммуникативные технологии (создание электронных презентаций, внедрение проектных методик и др.). Это важнейшее условие творческого, нравственного и интеллектуального развития каждого ученика. Используя такие методики, решаются и многие дидактические задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности, активности; в проекте возможно совмещение различных форм учебной деятельности.

Особое место среди современных образовательных технологий занимает технология развивающего обучения, т.к. именно она даёт широкий простор ученическому творчеству, что в свою очередь развивает личностные качества школьника.

Исследовательские методы в обучении, лекционная, семинарская и зачётная формы особенно эффективны в старших классах. Важное значение имеет использование на уроках технологии игровых методов, ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Обучение в игре даёт хорошие результаты усвоения программного материала на разных этапах обучения. Особенно эффективна эта технология в работе с учащимися с низкой мотивацией, на уроках литературы, где часто используется диалогическая речь, инсценировки.

Обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) - также одна из важных современных обучающих технологий, успешно применяемая в педагогической практике учителя.

Совершенствование педагогического мастерства - важнейшая задача учителя. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в первую очередь помогает педагогу решить эту столь важную задачу. Кроме того - это прекрасный способ самореализации. При такой организации работы открываются новые горизонты, новые перспективы. Это рождение нового творческого поиска учителя, который в конечном результате ориентирует каждого ученика на изучение словесных богатств родного языка как источника его образованности и духовной культуры.

Все эти вопросы обсуждались во время семинара, в рамках которого учителя гимназии провели уроки русского языка и литературы: в 5а классе урок русского языка по теме «Описание времени года. Весна» (учитель Ступина Ирина Георгиевна ); в 8а классе урок развития речи по теме «Составление делового письма» (учитель Сидорова Елена Анатольевна ); в 9а классе урок литературы «Моя душа мгновений след…» (урок-погружение в творчество М.И. Цветаевой) (учитель Учеватова Марина Станиславовна ).

В процессе обсуждения уроков гости дали высокую оценку тем методам и образовательным технологиям, которые учителя гимназии использовали на уроках, обратили внимание на системность в работе педагогов, хорошую подготовку учащихся. Было отмечено, что все уроки соответствовали требованиям ФГОС. Участники семинара поблагодарили учителей за возможность использовать их опыт в своей работе.

Обучение русскому языку и литературе в Адыгейском государственном университете имеет богатую традицию и признанные достижения. Естественно, что переход школы на новые образовательные стандарты не может не беспокоить учителей, да и образовательное сообщество в целом. А проблемы, связанные с обучением русскому языку и литературе, были и будут всегда актуальными. Времена меняются, изменяются и методы и формы обучения русскому языку и литературе. Наравне с традиционными уроками, сегодня активно используются современные технологии обучения, которые создают определенные сложности для многих учителей. Именно эта проблема привела к мысли о необходимости создания постоянно действующего семинара «Традиционное и инновационное в обучении русскому языку и литературе в билингвальном пространстве» в Адыгейском государственном университете. Семинар создан при активной поддержке и утвержден приказом ректора Хунагова Р.Д. на базе кафедры русской филологии факультета адыгейской филологии и культуры. И мы не ошиблись. В рамках плана работы семинара в мае 2017 году была проведена первая сессия, организован выездной семинар для учителей Красногврдейского района «Инновационные технологии как средство повышения эффективности обучения школьников русскому языку и литературе» Подтверждением тому вновь стал семинар для учителей русского языка и литературы Шовгеновского района, состоявшийся 19 октября 2017 года на базе средней общеобразовательной школы №1. В работе семинара приняли участие почти все учителя - словесники района. Семинар открыла заведующая кафедрой русской филологии, модератор семинара Хейшхо Ф.И. С приветственным словом к участникам семинара обратилась руководитель УМО учителей русского языка и литературы района Джанчатова А. А. Затем началась панельная дискуссия на тему «Инновации в обучении русскому языку и литературе в условиях продуктивного билингвизма», которую провела доцент кафедры русской филологии Кахужева З.К. В панельной дискуссии приняли участие Багадирова С.К., доцент кафедры психологии, к.п.н., зав. кафедрой психологии АГУ, Шарова Е.И., доцент кафедры общей педагогики, к.п.н., начальник отдела методического обеспечения и аудита качества образования АГУ, Цергой Т.А., доцент кафедры психологии, к. психол. н., Ачмиз Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а. Хакуринохабль, Нагоева Р.К., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» п. Зарево. Особого внимания заслуживают мастер-класс по русскому языку «Для меня сегодняшний урок… (применение инновационных технологий на уроках русского языка), подготовленный Шаовой Л.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а. Хакуринохабль и мастер - класс по литературе «Текст - это тайна, познайте ее (9-11 классы)», подготовленный Кахужевой Н.С., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» а. Джерокай. В конце семинара с теплыми словами и добрыми пожеланиями к организаторам обратились руководитель УМО учителей русского языка и литературы Шовгеновского района Джанчатова А.А., Ачмиз Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а.Хакуринохабль.

Радует то, что учителя по достоинству оценили и доклады, и выступления, и, особенно, мастер-классы. В анкетах, предложенных учителям, прозвучали очень теплые отзывы о семинаре в адрес организаторов и непосредственных участников:

Мы за сотрудничество! Очень благодарны Вам!

Хочется выразить огромную благодарность организаторам семинара. Спасибо большое. Очень рады сотрудничеству с АГУ!

Спасибо за семинар! Хотелось бы, чтобы такие встречи имели продолжение.

Больше таких общений с коллегами. Спасибо!

Спасибо! Очень интересный и увлекательный семинар. Особое спасибо нашим гостям!

Выражаю благодарность организаторам семинара. Хотелось бы пожелать, чтобы встречи были регулярными.

Наверное, самое главное в организации подобных мероприятий - оценка полезности и необходимости проведения таких семинаров. Положительные отзывы в анкетах участников семинара свидетельствуют о важности и необходимости подобных мероприятий. А организаторы всегда готовы к сотрудничеству с учителями и надеются на плодотворную совместную работу, ибо цели у них общие.

Шхачемукова Сусанна, студентка 5 курса



11 марта 2016 года состоялся городской семинар учителей русского языка и литературы, тема которого «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области» в урочное и внеурочное время». В работе семинара приняли участие учителя русского языка и литературы школ города, заведующая ММЦ Руднева Н.В., руководитель ГМО учителей русского языка и литературы Иноземцева Т.В., администрация школы.


Открыла семинар Дунаева Г.В., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, выразив надежду на плодотворную и полезную работу. Галина Владимировна, положив каждому из присутствующих на ладонь яркую бабочку, рассказала притчу:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Тем самым Дунаева Г.В. напомнила присутствующим о том, что в их руках ребенок. Надо, чтобы он чувствовал себя любимым, нужным, а главное - успешным. А школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного влияния человека на человека, влияния учителя на ученика. Ведь главная задача учителя не только давать знания, но и воспитывать. Именно поэтому семинар был посвящен духовно-нравственному воспитанию учащихся школы.



Дунаева Галина Владимировна представила свой опыт работы по теме «Методы, формы и приёмы работы по подготовке учащихся к ОГЭ (изложение) по русскому языку». Цель мастер-класса: знакомство с наработками учителя по данной теме, освоение и отработка практических умений написания сжатого изложения. В ходе работы участники семинара работали в парах и самостоятельно, написали сжатое изложение. Педагогом были созданы условия для развития профессионализма участников семинара, совместно отработаны методические приемы.

На уроке литературы в 5 Б классе по теме «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в творчестве С.А.Есенина» учащиеся Лазаревой Елены Васильевны познакомились с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А.Есенина, почувствовали в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Урок начался с демонстрации мини-проекта «Мой дом - Щигры», который подготовили Клевцова Дарья и Улитина Полина. А далее ученики построили дом с помощью кирпичиков, на которых были написаны нравственные качества. На уроке ребята продемонстрировали умение работать в парах, самостоятельно, выразительно читать, анализировать поэтический текст, находить в нем изобразительно-выразительные средства языка. Урок способствовал развитию образного и эстетического мышления.



Литературно-музыкальная композиция «История любви» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), подготовленная Клевцовой Еленой Евгеньевной и учащимися 11 класса смотрелась на одном дыхании. Ребята играли очень искренне, эмоционально, передавая те чувства, которые характерны для них в этом возрасте: любовь, первые признания и разочарования. Параллельный показ двух историй любви: Творца и Мастера - позволил участникам семинара по-другому взглянуть на произведение, на историю Мастера и Маргариты. Слайдовая презентация в ненавязчивой форме обращала внимание присутствующих на важные факты биографии, помогла воссоздать зрительный облик автора. Удачно подобранная песня и видеофильм придали дополнительный эмоциональный настрой. Неожиданно и приятно было видеть после спектакля на лицах присутствующих слезы, это значит, что история любви Булгакова и Мастера тронула их сердца.

Участники семинара побывали на заседании поэтической студии «Вдохновение»: «Целый мир от красоты», руководителем которой является Сергеева Татьяна Гавриловна. Цель работы поэтической студии: создание условий для становления духовного мира ребенка, формирования активной личности, реализация творческих способностей учащихся. Присутствующих тронуло проникновенное чтение учащимися собственных поэтических текстов. Выступление ребят получилось содержательным, ярким и запоминающимся.

Рефлексия показала, что семинар получился интересным, полезным, актуальным. Участниками и гостями семинара была дана высокая оценка деятельности учителей русского языка и литературы нашей школы. В заключение участники семинара, выбрав полоску желтого цвета, сложили лучистое солнышко. Оказывается, всё в наших руках!
Дунаева Г.В., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы