» »

Основные различия между тоталитарными режимами. Тоталитарные режимы: сравнительная характеристика В чем заключались различия между тоталитарными

28.02.2024

Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель - выполнить конкретную задачу, а именно - вывести страну из исторического тупика.

Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю . Принцип тоталитарного общества - "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного - "разрешено то, что не имеет отношения к политике".

В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей - послушание и скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей - послушание и профессионализм.

Общее

Стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений;

Стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти;

Стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;

Относительно слабая укорененность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и, одновременно, неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;

Перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;

Относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок.

34. Тоталитарный политический режим: условия формирования и характерные черты.

Тоталитарный режим - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Признаки тоталитарного режима:

государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учете, мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

В качестве условий формирования тоталитаризма выделяются следующие : резкая ломка устоявшихся структур, маргинализация различных социальных групп; разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества; появление современных СМИ; деформация политического сознания; отсутствие демократических традиций, предрасположенность массового общественного сознания к насильственным способам решения вопросов; накопление государственного опыта решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс населения; наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

Авторитарный (от лат. "autoritas" - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

Характерные черты.

♦ концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

♦ наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

♦ ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;

♦ отсутствие огромного репрессивного аппарата;

♦ разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

♦ наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

36. Демократический политический режим: характерные черты, условия функционирования.

Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Характерные черты .

избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосований;

наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Условия функционирования демократического режима.

наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;

наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим работает эффективно только в том случае , если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против Действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

37. Государство: сущность, общие признаки, структура и функции. Таможенный кодекс РФ о таможенных органах как государственном институте.

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

Признаки государства:

1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

2. система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3. территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

4. суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5. право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

6. монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Структура государства

По разделению власти :

система законодательных (представительных) учреждений; исполнительно-распорядительные органы; судебные органы.

По выполняемым функциям .

Органы, осуществляющие внутренние функции:

Охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

Социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта;

Духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

Органы, осуществляющие внешние функции: - вооруженные силы; - разведка;

Органы межгосударственных отношений.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции : экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий дтя "удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальней среды обитания.

Внешниефункции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.

[Таможенный кодекс РФ] [Глава 39] [Статья 401]

1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.


Похожая информация.


В разделе Школы на вопрос Чем отличается тоталитарный режим от авторитарного? Наиболее серьезный момент связан с пониманием цели, «исторической миссии» данного режима, будь то доктрина «расового превосходства», специфические национально-имперские идеи или какие-то другие.2. Многие авторитарные режимы стремились сохранить прежний социально-экономический уклад. Латиноамериканские хунты, например, подходили к делу довольно прагматично.6. Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается в самой структуре власти. Еще одно из отличий авторитаризма от тоталитаризма заключается в том, какую роль играют в обоих режимах репрессии.9.

При тоталитаризме на первых порах крайне важным является факт симпатии, которую испытывает народ по отношению к власти. При авторитаризме деятельность оппозиции не запрещается, хотя часто по отношению к ней проводятся репрессии. Тоталитарный режим всегда легитимный в лице мирового сообщества, что связано с формальной законностью прихода к власти через выборы или другие политические рычаги влияния. Лидер в авторитарном режиме - всегда харизматичная личность и хороший оратор, способный вести за собой массы. Тоталитарный режим не так сильно зависит от лидера.

В истории мы можем найти лишь слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу. Его нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х годов». Карательные органы в этой системе - материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих - тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры, и имя им - миллионы. Большим шагом вперед в понимании сущности общества, сложившегося в нашей стране, явился уже сам факт признания тоталитаризма. Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика. Избавление от тоталитарной мистификации в другом - в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества.

Ответ на подобный вопрос не может быть лаконичным, так как важных отличий всегда несколько.

Итальянский режим отличался стремлением сохранить традиционные структуры, показателем чего служат, например, Лютеранские соглашения (1929 г.), заключенные между Б.Муссолини и Ватиканом. При традиционной типологизации фашизм и большевизм располагаются на двух крайних полюсах идейно-политического спектра. Не случайно они вели борьбу не на жизнь, а на смерть вследствие изначальной несовместимости идеологий. Петр I и Людовик XIV могли требовать внешнего подчинения и получать подтверждения своей власти, но они не могли контролировать все аспекты жизни общества.

Чем тоталитарный режим отличается от авторитарного

Главное для авторитаризма – политическое устройства страны. При тоталитаризме роль вождя крайне велика. Всевозможная пропаганда приравнивает лидера государства практически к божеству, которому все граждане обязаны поклоняться.

Чем тоталитарный режим отличается от авторитарного

Тоталитаризм в этом отношении гораздо более последователен, устойчив и надежен для власть придержащих. Тоталитаризм, как показывает опыт, отнюдь не бессмертен и со временем теряет опоры своей устойчивости, вырождаясь в режим, чьи институты дряхлеют и который начинает все более напоминать авторитаризм. Однако именно эти учреждения и преследуются авторитаризмом из опасения подрыва его и без того не слишком надежных устоев. Наиболее характерный пример посттоталитаризма — политический режим, возникший в СССР после смерти Сталина. Институты авторитаризма таким образом представляют собой, в зависимости от обстоятельств, удивительную и не слишком функциональную смесь институтов традиционных, демократических и тоталитарных.

При этом оппозиционные силы во власти допускаются, но только в том случае, если они являются политически слабыми. По большей части оппозиция при авторитаризме носит декоративную функцию, и лишь на публике она выступает против официальной власти. Государства, в основе которых был авторитарный режим, существовали всегда.

Большинство людей отлично знают, или демократия. Эти термины постоянно употребляются телеведущими в новостях. Даже жители глухих деревень со средним образованием смогут объяснить, какая между ними разница. Но большинство людей не знает, чем отличается от авторитарного. Более того, некоторые вообще полагают, что эти термины обозначают одно и то же. На самом деле, это не так. Давайте попробуем выяснить, чем отличается от авторитарного.

Формулировка авторитаризма

Авторитаризм, или авторитарный режим, - явление, при котором власть сконцентрирована в руках одного человека или в пределах одной группы единомышленников. При этом оппозиционные силы во власти допускаются, но только в том случае, если они являются политически слабыми. По большей части оппозиция при авторитаризме носит декоративную функцию, и лишь на публике она выступает против официальной власти. Впрочем, в областях, которые не касаются политики (культура, экономика, частная жизнь), возможно проявление личности и характера человека. Однако при этом все равно важно, чтобы свобода не вредила действующей власти и не выставляла ее в негативном свете.

Стоит отметить, что практически любой авторитарный режим рано или поздно придет к формату единоличной диктатуры, и, даже если он начинался с власти определенной группы, он все равно трансформируется в режим диктатуры. Государства, в основе которых был авторитарный режим, существовали всегда. Сегодня такой страной можно назвать Марокко или Саудовскую Аравию.

Тоталитаризм

Тоталитарный режим образно называют "сыном авторитаризма", ведь он практически всегда является продолжением авторитарного развития государства. В таком государстве власть сосредоточена в руках одного человека, права которого безграничны. В истории известно много подобных случаев, хотя лидера всегда называли по-разному: царь, диктатор, генеральный секретарь, вождь, фюрер и т. д. И хотя в стране может существовать видимость коллективного управления, власть всегда сосредоточена в одних руках. Отличным примером может стать наше недавнее прошлое. В СССР существовал руководящий партийный орган ЦК КПСС, хотя реальная власть была сосредоточена только в руках одного человека - генерального секретаря партии.

Если провести сравнение авторитарного и тоталитарного режимов, то в первую очередь можно выделить сферу жизни общества. При авторитаризме допускается проявление характера и личности, при тоталитаризме - нет. Последний режим стремится контролировать все сферы жизни общества, включая даже мысли. Любое мнение, которое идет вразрез с правительственным, рассматривается как преступление и карается с жестокостью. Самый яркие примеры найти несложно: Адольф Гитлер, Иосиф Сталин. И этот список можно продолжать долго.

Приведем простой пример, чтобы более точно понимать, чем тоталитарный режим отличается от авторитарного.

Авторитаризм в Германии

Германия потерпела поражение в Первой мировой войне. В середине 20-го столетия к власти в разбитой стране пришла Национал-социалистическая партия и установила авторитарное правление. В основном действия были направлены на укрепление экономики и военной мощи страны, однако очень быстро власть перешла в руки одного человека - Адольфа Гитлера, который был лидером партии. С этого момента режим в стране начал трансформироваться из авторитарного в тоталитарный. Стоит отметить, что сама система авторитарного правления в Германии была невнятной. Ее даже историки упоминают только вскользь, чаще всего говорят о тоталитаризме, который играл ключевую роль в истории этой страны.

Становление тоталитарного режима

После окончательного становления тоталитаризма началось принудительное насаждение нацистской идеологии. Параллельно создавался мощный идеологически-полицейский аппарат - инструмент для эффективного контроля граждан страны. Причем инструмент позволял контролировать граждан не только в границах страны, но и за ее пределами. В государстве контролировались вообще все, что могло поддаваться контролю: спорт, медицина, пресса, культура и т. д. Все области деятельности граждан попали под жесткий присмотр. В результате Германия превратилась в очень жестокую, но хорошо отлаженную машину, где каждый винтик имел свое место. Последствия подобной трансформации всем хорошо известны. К счастью, просуществовал режим Гитлера недолго, однако даже за короткий период времени он принес много несчастья всему миру.

В принципе, Германия является демонстрацией того, чем тоталитарный режим отличается от авторитарного, ведь здесь один способ правления резко сменился другим. Результаты налицо.

Идеология

Она является вторичной при авторитарном режиме власти. Здесь главная задача сводится к тому, чтобы заставить людей выполнять задачи, которые являются для них приемлемыми. И в этом заключается отличие авторитарного режима от тоталитарного. Последнему необходима очень мощная и четкая идеология, которая продвигается всеми возможными средствами информации. Она же является оправданием для преступлений, которые могут совершаться властью (лидером) даже против собственного народа. Строить тоталитаризм без идеологии никак нельзя - он будет обречен на провал.

Оппозиция

Люди, которые думают иначе, не нравятся никакой власти. Но авторитаризм допускает использование оппозиции для своих личных целей. Обычно при этом режиме управления создают видимость противодействия властям, но по факту никаких действий не предпринимают. Такая "карманная оппозиция" может подавать голос по команде правящей партии и проводить мирные акции протеста, которые никому не мешают.

Тоталитарный режим отличается от авторитарного тем, что он вообще не допускает оппозицию к власти. Даже самая идея того, что кто-то может создавать видимость борьбы против власти, строго запрещена. Любой смутьян будет наказан с особой жестокостью. Следовательно, даже полностью контролируемая оппозиция при тоталитаризме исключается - для нее нет даже фундамента.

Свобода

Авторитаризм дает возможность гражданам своей страны проявляться себя, он гарантирует неприкосновенность частной жизни и по тем направлениям, которые вообще не связаны с политикой. Это касается экономики, медицины, спорта и т.ид. Однако культура обязательно проверяется на наличие политической составляющей, то же самое касается духовной сферы. Если обнаруживается критика существующей власти, то возможны негативные последствия для авторов этой критики.

Тоталитарный режим держит все сферы под жестким контролем. Гражданам нельзя ни в какой сфере выходить за рамки продиктованных правил, все должно соответствовать регламенту и быть строго расписано.

Общие черты тоталитарного и авторитарного режимов здесь проявляются в цензуре культуры и духовной сферы. Обе системы обеспокоены критикой в свой адрес в данных сферах, вот только тоталитаризм также вмешивается и в другие области жизни граждан, авторитаризм стоит в стороне.

Роль вождя

При обоих режимах есть вождь, вот только при авторитаризме его роль не так велика. Главное для авторитаризма - политическое устройства страны. Учитывая тот факт, что "царь" при таком способе правления особо не вмешивается в жизни граждан, то и влияние его на них слабо. Это приводит к тому, что граждане критично относятся к своему лидеру. Достаточно распространены случаи, когда граждане открыто смеются над лидером своей страны и выражают недовольство. На просторах бывшего СССР такое явление является классическим.

При тоталитаризме роль вождя крайне велика. Всевозможная пропаганда приравнивает лидера государства практически к божеству, которому все граждане обязаны поклоняться. При этом вождь должен обладать сильной харизмой, и народ его должен обязательно любить, верить в него. Причем люди его искренне любят, и лишь небольшая часть населения может быть им недовольна, вот только они этого не показывают даже в родственных кругах.

В заключение

Напоследок отметим, что обе системы являются неэффективными и регрессивными, ведь в конечном итоге они приводят к революциям, войне и даже гибели государства. В истории подобных примеров множество. Теперь вы знаете, чем тоталитарный политический режим отличается от авторитарного. Ответ на подобный вопрос не может быть лаконичным, так как важных отличий всегда несколько.

  • 6 Вопрос. Верно ли, что любое правление в интересах народа является демократическим?
  • 7 Вопрос. Дайте краткую характеристику форм правления и их разновидностей.
  • 8 Вопрос. Дайте характеристику директивного, функционального и коммуникативного аспектов власти. Какой аспект власти в наибольшей мере соответствует условиям современного общества?
  • 9 Вопрос. Как бы вы могли охарактеризовать партии «новой волны»?
  • 10 Вопрос. Как взаимодействуют процессы демократизации и глобализации?
  • 12 Вопрос. Как соотносятся политика и мораль?
  • 13 Вопрос. Какая модель демократии в наибольшей мере соответствует условиям многосоставного общества?
  • 14 Вопрос. Какие критерии применил Хуан Линц при построении типологии политических режимов?
  • 15 Вопрос. Какие процессы ведут к трансформации тоталитарных режимов в посттоталитарном направлении?
  • 16 Вопрос. Какие факторы позволяют ряду исследователей указывать на угрозу «глобальной недемократической волны»?
  • 17 Вопрос. Каким образом выражается институциональная зависимость между способом голосования и конфигурацией партийной системы.
  • 18. Каким образом можно истолковать выражение «политика как наука и искусство»?
  • 19. Какими средствами можно ограничить политическую власть?
  • 20. Какими факторами определяется нарастание тенденций децентрализации и федерализации в унитарных государствах?
  • 21.Каковы функции государства? Являются ли функции государства неизменными? Постоянно ли их соотношение?
  • 22.Каковы элементы общего и особенного в демократических переходах третьей «волны» демократизации?
  • 24.Какой статус отводится группам интересов в плюралистической модели демократии?
  • 25. Какую роль играет идеология в тоталитарных режимах?
  • 26 Вопрос. Какую роль играет процесс легитимации собственности в современных демократиях?
  • 27 Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах возникает политика?
  • 28 Вопрос. Может ли власть быть неполитической? Если может, то чем политическая власть отличается от иных видов власти?
  • 29 Вопрос. Можно ли политику отождествить с властью? Если можно, то каковы пределы такого отождествления?
  • 30 Вопрос. Назовите отличительные признаки авторитарных режимов
  • 31 Вопрос. Отличается ли власть от господства, влияния, мощи, силы, принуждения, полномочий? Поясните Вашу точку зрения.
  • 32 Вопрос. Охарактеризуйте основные условия демократии и демократизации. Являются ли они обязательными для любого общества?
  • 33 Вопрос. Охарактеризуйте различные типы партийных систем (м. Дюверже)
  • 34 Вопрос. Почему в теории политической системы Дэвида Истона система представлена в виде «черного ящика»?
  • 35 Вопрос. Почему уровень политического участия в тоталитарных режимах выше, чем в демократиях? Какова специфика политического участия в тоталитарных режимах?
  • 37 Вопрос. С какими проблемами столкнулись исследователи переходов к демократии?
  • 38 Вопрос. С какой целью в политологии применяется понятие полиархии?
  • 39 Вопрос. Что такое кадровые, массовые и универсальные партии?
  • 40 Вопрос. Является ли легитимное обладание собственностью универсальным принципом демократического государственного строительства?
  • 15 Вопрос. Какие процессы ведут к трансформации тоталитарных режимов в посттоталитарном направлении?

    К посттоталитарным относят порядки советского типа, например постсталинский режим. Методы правления здесь уже утрачивают ряд основных признаков тоталитаризма. Такие режимы отличаются и от собственно авторитарных, хотя в ряде отношений посттоталитарные политические, социальные и экономические структуры преобразуются в авторитарном направлении.

    Обычно посттоталитарные режимы развиваются после ухода из жизни тоталитарного лидера-харизматика, когда начинается процесс так называемой рутинизации харизмы (т.е. попытки законсервировать идеалы прежнего правления). Поскольку культ личности здесь явно ослабевает, то существенно возрастает уровень бюрократизации правящей элиты.

    Главными характеристиками посттоталитаризма являются: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота.

    Начало бюрократизации и профессионализации, определенные элементы либерализации (смягчение тотальной идеологии и большая терпимость к деполитизации) политического процесса в целом означают уже постготалитарное развитие. Политологи выделяют три состояния режима. Ранний постготалитаризм наиболее близок к тоталитарному правлению, однако отличается от него, как правило, возникновением ограничителей на власть лидера (СССР при Н.С. Хрущеве, 1953-1964). В позднем посттоталитаризме власть все более терпимо относится к критике режима (Чехословакия, 1977-1989). При зрелом посттоталитаризме значительно преобразуются все характеристики прежней системы властвования, неизменной остается только руководящая роль партии (Венгрия, 1982-1988).

    В тоталитаризме нет ни социального, ни экономического, ни политического плюрализма, и власть жестоко подавляет любые попытки институционализации или просто выражения оппозиционных мнений. Авторитарные режимы признают ограниченный политический и более широкий экономический и социальный плюрализм. При зрелом посттоталитаризме развивается социальный плюрализм, может даже формироваться параллельная политическая культура, появляются по сути антитоталитарные публикации самиздата. Тогда же складывается и известный экономический плюрализм в виде небольшого частного сектора в сфере услуг, сельском хозяйстве. Вместе с тем посттоталитарный социальный и экономический плюрализм отличается от авторитарного: 1) в авторитаризме сильнее развит частный сектор и больше свободы вероисповедания; 2) зарождающаяся посттоталитарная параллельная культура представляет собой лишенную традиций новую тенденцию, ибо предыдущий режим искоренил все источники организованного и ответственного плюрализма.

    Как показывает исторический опыт, самым устойчивым наследием тоталитаризма оказались позиции господствующей партии. И в посттоталитарных обществах официальная партия все еще обладает «руководящей и направляющей» ролью в политике, монополией на власть и стоит над государством, а пределы ее критики санкционированы только рамками «социалистического плюрализма» мнений.

    Однако при посттоталитаризме меняется характер руководства. Лидеры уже не являются харизматическими фигурами - ведь коллективное руководство не способно быть таковым. Правящая элита расширяется за счет бюрократов, технократов и пр. - номенклатурных работников.

    После кончины всевластного тоталитарного лидера политическая элита прежде всего старается обеспечить предсказуемость нового руководителя и тем самым свою безопасность, что становится едва ли не главным фактором перехода от тоталитаризма к посттоталитаризму. Лидеры нового режима по-прежнему являются выходцами из «руководящей и направляющей» партии, но они неспособны на устрашение своего окружения и общества в целом даже просто из-за нехватки харизматичности. Кроме того, на них уже действуют идеологические лимиты. С точки зрения конституционности власти лидера, ограничения его власти и предсказуемости политики посттоталитарное лидерство сближается с авторитарным. Различия между постоталитаризмом и авторитаризмом прослеживаются между тем в процессе рекрутирования лидеров. Посттоталитарные лидеры обязательно выдвигаются структурами, созданными самим тоталитарным режимом, авторитарных же поднимают к вершинам власти силы прежнего режима. Основной критерий для вхождения в тоталитарную правящую группировку - личная преданность вождю, в авторитаризме - профессиональные навыки в любых областях, включая юриспруденцию и коммерцию. Хотя в зрелом постготалитаризме профессионализм и компетентность в управлении постепенно выходят на первое место, но доступ к получению таких навыков все еще контролируется партией, членство в которой необходимая предпосылка карьеры.

    Вместе с тем в посттоталитаризме меняется отношение к идеологии со стороны и общества и некоторых представителей элиты. Сравнение действительности с утопическим идеалом наполняет политическое сознание скептицизмом, апатией или критическими настроениями, недоверием к «конечной цели» тотальной идеологии. Для большинства граждан идеология становится просто формальным ритуалом, т.е. идеологизированная тоталитарная мобилизация замещается посттоталитарным конформизмом (приспособленчеством). Если в тоталитаризме действовал принцип «тот, кто не с нами, тот против нас», то в идущем ему на смену режиме он переформулирован - «тот, кто не против нас, тот с нами». Значит, можно говорить об относительных деидеологизации и политической демобилизации посттоталитарного общества.

    Итак, характерные признаки посттоталитарных режимов:

    Отсутствие политического плюрализма;

    Появление элементов социального и экономического плюрализма;

    Сохранение официальной идеологии при сравнительном уменьшении идеологизированное™;

    Некоторое ослабление мобилизации граждан через существующие институты, но при обеспечении необходимого уровня конформизма по отношению к режиму;

    Бюрократическое номенклатурное руководство, рекрутируемое из рядов правящей партии.

    Есть две довольно близкие по своей сути формы управления государством - авторитаризм и тоталитаризм. Но разница между ними есть, и притом существенная. Что представляют собой данные политические явления?

    Что такое авторитаризм?

    Под авторитаризмом понимается политический режим, в котором государством управляет один человек или относительно небольшая группа лиц с минимальными ограничениями в полномочиях. Номинально они могут относиться к какой-либо конкретной ветви власти - исполнительной (чаще всего) либо законодательной.

    Авторитарное правление осуществляется без значимого контроля со стороны общества либо других ветвей власти. Поэтому формирование соответствующих органов или назначение на должность главы государства происходит недемократическими методами - посредством административного ресурса либо все же на выборах, но с фальсифицируемыми результатами. Реальная политическая оппозиция в стране отсутствует. Деятельность силовых структур осуществляется в интересах правящих кругов.

    Вместе с тем при авторитаризме могут наблюдаться значительные экономические свободы. Власть способна предлагать частному бизнесу благоприятные условия для развития, не формировать значимых бюрократических барьеров для регистрации и входа на рынок новых предприятий. Это вполне объяснимо: авторитарные правители заинтересованы в больших налоговых поступлениях. Чем более активен бизнес, тем интенсивнее идут платежи в бюджет. Однако авторитарные власти могут (и, как правило, безнаказанно) вмешиваться в дела крупного бизнеса - вплоть до силового присвоения активов предприятий.

    Довольно большое внимание уделяется решению социальных задач - таких как выплата пенсий, поддержка нуждающихся, развитие образования. Допускается умеренно активная общественная деятельность - главное, чтобы она не была связана с политикой. Официальная идеология при авторитаризме, как правило, не насаждается. Авторитарная власть заинтересована в стабильности своих позиций, в том, чтобы граждане не выражали недовольства текущей политической системой - поэтому социальной политике может уделяться особое внимание.

    Что такое тоталитаризм?

    Тоталитаризм - это политический режим, при котором власть также сконцентрирована в руках одного человека или узкой группы лиц, действующих с минимальными ограничениями в части полномочий. Однако назначение главы государства либо правящей верхушки осуществляется исключительно недемократическими методами. На соответствующие должности люди попадают вследствие закулисных игр на уровне высших эшелонов власти либо в результате вооруженных переворотов. Как правило, при тоталитаризме нет выраженного разделения властей. Если оно и есть, то является номинальным.

    Тоталитаризм похож на авторитаризм с точки зрения закрытости политических процессов от общества. Однако он отличается более выраженным проникновением государства в социальные процессы. Если при авторитаризме, как мы отметили выше, обычно не формируется и не насаждается официальная идеология - таковая обязательно сопровождает тоталитаризм. Неповиновение ей наказуемо. Общественная деятельность граждан вне официальной идеологии крайне ограничена.

    Равно как и предпринимательская - в тоталитарном государстве она может быть запрещена вовсе или разрешена в том виде, при котором готовность заниматься бизнесом выражают очень немногие люди. Выгоднее становится устраиваться на работу.

    Вместе с тем уровень жизни в тоталитарном государстве, как правило, вполне приемлем для большинства его жителей. Власть более или менее заботится о социальном равенстве, гарантии дохода, занятости, финансовой поддержке нуждающихся. Поэтому вероятность недовольства гражданами текущей политической системой весьма невысока.

    Сравнение

    Главное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что первая форма государственного устройства не предполагает значительного вмешательства властей в общественные и экономические процессы. Под полным контролем - только политическая система страны. При тоталитаризме власть управляет, в свою очередь, всеми типами институтов - политическими, социальными, экономическими.

    Тоталитаризм и авторитаризм - формы государственного устройства, которые могут время от времени сближаться друг с другом по некоторым признакам или, наоборот, отдаляться. Дело в том, что для них обоих характерна безграничная концентрация власти в руках отдельных лиц. Политический фактор в данном случае первичен по отношению к социальному и экономическому. При наличии полноты власти правительство всегда может создать «удобные» для себя экономику и социум - с большим или меньшим набором свобод.

    Таблица

    Авторитаризм Тоталитаризм
    Что между ними общего?
    Власть формируется недемократическими методами, концентрируется в руках одного человека или узкой группы лиц с обширным кругом полномочий, деятельность которых не подотчетна гражданам
    Авторитаризм может перетекать в тоталитаризм и наоборот - в зависимости от заинтересованности правящих кругов в либерализации предпринимательской и общественной деятельности граждан либо, напротив, в ужесточении контроля над данными сферами
    В чем разница между ними?
    Правящая верхушка держит под контролем только политическую сферу Правящая верхушка держит под контролем все институты - политические, социальные, экономические
    Разрешена деятельность общественных групп (вне сферы политики) Общественные инициативы граждан по большей части запрещены
    Нет официальной идеологии Есть официальная идеология
    Разрешен частный бизнес Предпринимательская деятельность запрещена либо может осуществляться с существенными ограничениями