» »

Легализация государственной власти. Что означает понятие «легитимность» в общем смысле и «легитимность политической власти

10.01.2024

ЛЕГИТИМАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Легитимация государства – это процесс, результатом которого является получение государством статуса законного государства. Допустим, в стране существует государство, этим государством управляет монарх, само же государство управляет населением страны (или страной). Право монарха осуществлять управление государством не подвергается сомнению ни со стороны подданных, ни со стороны монархов соседних стран и дальних, ни со стороны подданных других монархов. Право осуществлять управление государством у монарха от БОГА, монарх договаривается не с самим Господом, но с его всеми признаваемым представителем, например, Папой Римским. В стране Россия царя короновали в православной церкви. Население (народ) должно было считать законными всякие поборы государства, всякие указы и приказы.
Но в некоторый исторический момент в некоторых странах люди вдруг сочли, что все не так просто с монархами и государствами. Что сами люди должны иметь какие-то права, что именно они могут либо признавать государства законными, либо отказывать им в законности и свергать монархов. Кажется, что государство тогда может быть законным и иметь право на насилие, когда ему это право дает народ страны. И не просто народ, а дееспособная его часть – часть народа, которая организована в нацию. Чтобы договариваться с государством, нация должна иметь статус юридического лица. Только в этом случае два юридических лица, одно из которых представляет государство, а другое представляет нацию страны, могут заключить письменный договор – Национальную конституцию. Всякая иная ситуация, когда, например, государство издает законы, контролирует их исполнение, судит за их нарушение и осуществляет наказание, является ситуацией, когда государство не легитимно, т.е. незаконно. У него нет документа, благодаря которому можно заключить, что оно имеет право на управление страной и право на насилие.
Таким образом, народы, которые достигают состояния государственности, но не организованы в нацию, не имеют легитимного государства. Хотя в недалеком прошлом государства в странах без наций были легитимными, законными. А еще раньше законными были княжества, королевства, империи. В наше время государства таких форм можно считать бандитскими и мошенническими государствами. Они основаны на силе и могут существовать, пока владеют ресурсами и средствами насилия, чтобы удерживать власть. Организация народов страны в нацию, создание представительного органа нации, который бы организовывал и содержал государство страны, есть легализация и легитимация государства страны, которое становится национальным государством. В такой стране возможно не только огосударствление, но и национализация. Когда же национализация подменяется огосударствлением, то это просто мошенничество, которое имеет место при незаконном государстве.

«СТАТЬЯ 15, ч. 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (Справочное издание, аныктамалык басла, ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ, КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, по состоянию на 2014 год, ООО «Издательство «Эксмо», М, 2014, с.5).
В каком пространстве находится закон? Что является местом нахождения закона? Где найти закон? Что значит опубликовать закон? Это значит организовать изготовление определенных средств письменности, которые будут соответствовать некоторому оригиналу, который также является средством письменности. Но средство письменности – это некоторая конструкция из определенных материалов, например, это конструкция из бумаги и внесенных в бумагу составов, допустим, чернил. Можно точно утверждать (или отрицать?), что в любой конструкции из бумаги и чернил закона быть не может. Закон – это то, что получает пользователь конструкции в себе и считает законом. Таким образом, закон может быть исключительно в человеке в качестве некоторой его структуры организма, которая определяет характер его деятельности в определенных ситуациях. У каждого индивида свой закон. Согласование индивидуальных законов осуществляется с помощью определенных средств, которые могут пользователями отождествляться с законом, приниматься за закон, существующий независимо от них. Данная неадекватность людей является основой управления ими. Таким образом, насилие и одних над другими скрывается для человека его же установкой, согласно которой существует закон, который должны все исполнять.
«СТАТЬЯ 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» - (соответствует публикациям Конституции Российской Федерации).
Основанием для обращения к внешним международным организациям у граждан Российской Федерации является тот факт, что у них нет их представительного органа власти, который бы мог ими использоваться в случае конфликта с собственным государством. Следовательно, обращение дееспособной и активной части граждан к международным организациям в случае конфликта с собственным государством является обоснованным. Если Российская Федерация хочет изменить данное положение, она необходимо должна инициировать собственную национализацию – инициировать организацию граждан в нацию, инициировать создание представительного органа нации и подчинить себя экономически и политически данному органу.

Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.

Легитимация государственной власти - это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.

39. Понятие государственного аппарата (ГА).

ГА, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, являясь его материальным воплощением. Вне и без ГА нет и не может быть государства. Понятие ГА принято употреблять в 2-х смыслах - широком и узком. В узком смысле под ГА понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «ГА» в науке административного права. В широком смысле ГА - совокупность всех государственных органов (ГА=механизм государства). В ТГП обычно употребляется в широком значении (если иное не оговорено). Понятие ГА раскрывается через характерные признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и отдельно взятых органов:

1. ГА - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

2. сложная структура, отражающая определённое место, которое занимают в ней различные группы государственных органов. Необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры ГА закреплён в конституции. Ст.10 К-и РФ - основополагающий принцип - разделения властей. Ст. 12 К-и РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

3. функции государства осуществляются при помощи ГА - посредством деятельности всей системы государственных органов. В месте с тем от функций государства зависит структура органов ГА, возникновение, развитие и содержание деятельности органов ГА;

4. ГА для обеспечения выполнения возложенных на него задач управления делами общества + выполнения функций государства располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы. Их особенность - они выделяются в ГА не в качесте самостоятельных частей, а лишь как «вещественные придатки». К ним относятся: различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, организации. Но! к ним не относятся органы местного самоуправления, политические партии, профсоюзы и другие общественные объединения.



Т.о. ГА - это пронизанная едиными, законодательно закреплёнными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными средствами система государственных органов, посредством которых осуществляются функции государства.

40. Принципы организации и деятельности государственного аппарата (ГА).

Данные принципы - это отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования ГА. Все принципы делятся на: общие (относятся к ГА в целом) + частные (действуют на отдельные группы государственных органов). Частные в конечном счёте проистекают из общих, конкретизируют их применительно к отдельным частям ГА. Общие принципы - две группы: закреплённые в Конституции РФ и закреплённые в ФКЗ и ФЗ.

1-я группа:

1) Принцип народовластия - проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - её многонациональный народ.

2) Принцип гуманизма - РФ - социальное государство, деятельность ГА которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

3) Принцип разделения властей - государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти. Данный принцип - систематизирующий фактор ГА.

4) Принцип федерализма - РФ состоит из равноправных (формально) субъектов, равноправие которых проявляется как во взаимоотношениях с федеральными органами, так и с органами субъектов РФ. К-я РФ, федеральные и иные договоры - разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

5) Принцип законности - требование всеобщего соблюдения и исп-я законов РФ. Требования применительно к ГА: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственно-властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных НПА; пресечение любых нарушений закона, а также неотвратимость ответственности за их совершение.

2-я группа:

Рассмотренные общие принципы, выраженные в К-и РФ, получают своё подкрепление, конкретизацию и развитие во второй группе принципов, закреплённых в ФКЗ и ФЗ. Комплексное выражение вторая группа получила в ФЗ "Об основах государственной службы РФ»:

1) верховенство К-и РФ и ФЗ над иными н/п актами;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать праа и свободы человека и гражданина;

3) равный доступ граждан РФ к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

4) обязательность для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и руководителей в пределах их полномочий и на основе законодательства РФ;

5) профессионализм и компетентность государственных служащих;

6) гласность в осуществлении государственной службы;

7) ответственность государственных служащих за принимаемые ими решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; и др.

Перечисленные принципы формирования и деятельности ГА как системы государственных органов придают ГА необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

41. Понятие органов государственного аппарата (ОГА).

ОГА - часть государственного аппарата (ГА), его основная ячейка.

Признаки:

1. властные полномочия - юридически закреплённые возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их исполнение - важнейший признак;

2. экономиечская и организационная обособленность и самостоятельность;

3. выполнение сообразно своей компетенции определённых функций - функций государства;

4. обладание необходимыми материальными средствами - разного рода материальные ценности, организации, предприятия, учреждения;

5. физическое воплощение ОГА - государственные служащие.

Рассмотренные признаки в своей совокупности раскрывают понятие ОГА, позволяют сформулировать его определение:

ОГА - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть ГА, состоящая из государственных служащих, наделённая государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определённых задач и функций государства.

Разнородность и многосложность деятельности ГА влечёт большое число ОГА.

42. Классификация органов государственного аппарата(ОГА)

Классификация:

По юридическому источнику лигитимности –

1) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ, конституциями и уставами субъектов РФ (Президент, Правительство и др.) - первичные органы и

2) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполения полномочий первичных органов - вторичные органы;

На основе принципа разделения властей:

1) законодательные,

2) исполнительные,

По действию в пространстве:

1) федеральные,

2) органы субъектов РФ;

По длительности:

1) постоянные,

2) временные;

По принципу персонального состава:

1) коллективные,

2) представленные одним лицом.

43. Государство (Г) и гражданское общество (ГО).

Генезис ГО - «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, другие древнегреческие учения. Продолжение - эпоха Возрождения (Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), но сам термин ГО употребляется лишь с 18 века (до этого им не пользовались, т.к. Г=обществу). Однако и позднее различие этих понятий не производилось: государство - форма организации общества. Их разграничивали уже только Кант, Гегель, Маркс. Институт гражданства возник и получил политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты. Но это лишь формальная сторона вопроса. По существу же термин ГО приобрёл в литературе своё особое содержание и в современной трактовке выражает определённый тип общества, его социально-экономическую, политико-правовую природу, степень развитости, завершённости. Под ГО понимается общество, отвечающее ряду выработанных историей критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости.

Принципы ГО:

1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2. Признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. Легитимность и демократический характер власти;

4. Равенство всех перед законом и правосудием, юридическая защищённость личности;

5. Правовое госудрство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. Свобода слова и печати, независимость СМИ;

8. Нвмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. Классовый мир, портнёрство и национальное согласие;

10. Эффективная социальная политика.

Т.о. регулирующая роль государства сводится к минимуму: охрана правопорядка, борьба с преступностью, создание нормальных 6условий для собственников, реализация ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. При этом деятельность самого государства должна протекать в демократических правовых формах, направляться на защиту прав человека; должно быть либеральное законодательство, мягкие способы юридической регламентации, гарантией чего и является ГО. А обязанности граждан перед государством сведены к законопослушанию и уплате налогов. ГО предполагает разгосударствление многих сторон его жизни, что, однако, не означает того, что оно вовсе не нуждается в государственности - просто государство должно найти в нём своё место, отказавшись от тоталитарных способов юридической регламентации. ГО существляет, развивается и функционирует в диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношениях возможны коллизии, но в любом случае государство не может вмешиваться в частную жизнь людей. ГО и Г должны не противостоять друг другу, а гармонично взаимодействовать. Т.о. ГО - совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных и др.), образующих особую сферу специфических интересов свободных собственников и их объединений.

44. Правовое государство (ПГ): понятие и принципы.

ПГ (по Матузову и Малько) - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. В идее ПГ можно выделить 2 основных элемента:

1. Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2. Ограничение прав государственной власти.

В философском плане свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В ПГ в отношении человека необходимо создать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещённое законом, дозволено». Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности. Права человека и ПГ харакреризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, т.к. существовать и эффективно действовать они могут только при условии их взаимодействия. Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединительным звеном человека и государства должно быть именно право, а отношения между ними истинно правовыми. Именно в ограничении правом государства и заключается сущность ПГ. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути.

Принципы ПГ:

1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2. Наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;

3. Разделение властей;

4. Федерализм;

5. Верховенство закона;

6. Взаимная ответственность личности и государства;

7. Высокий уровень правосознания и правовой культуры;

8. Наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

Более сложным представляется понятие легитимации государственной власти. Legitimus означает законный, узаконенный, как и легализация, но данное понятие не юридическое, а фактическое, хотя его составной частью могут быть юридические элементы. Современное значение этого понятия связано с исследованиями политологов, прежде всего немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920 гг.).

Легитимация нередко вовсе не имеет отношения к закону, а иногда и противоречит ему. Это процесс не обязательно формальный и даже чаще всего неформальный, посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Признание государственной власти, ее действий легитимными складывается на основе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Оно опирается не на внешние признаки (хотя, например, ораторские способности вождей могут оказать значительное воздействие на публику, способствуя установлению харизматической власти), а на внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью; ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.

Нелегитимная власть опирается на насилие, иные формы принуждения, в том числе психического воздействия, но легитимацию нельзя навязать людям извне, например, силой оружия или откроированием "хорошей" конституции монархом своему народу. Она создается преданностью людей определенному общественному строю (иногда определенной личности), который выражает непреложные ценности бытия. В основе такого рода преданности лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержки данного порядка, данной государственной власти, убеждение в том, что они выражают интересы народа. Поэтому легитимация государственной власти всегда связана с интересами людей, различных слоев населения. А поскольку интересы и потребности различных групп в силу ограниченности ресурсов и других обстоятельств могут быть удовлетворены только частично или удовлетворены полностью лишь запросы некоторых групп, легитимация государственной власти в обществе, за редчайшими исключениями, не может иметь всеобъемлющего, универсального характера: то, что является легитимным для одних, предстает как нелегитимное для других. Можно привести множество примеров разных интересов тех или иных слоев населения и их неодинакового, нередко противоположного отношения к мероприятиям государственной власти и к самой власти. Поэтому ее легитимация связана не с одобрением всего общества (это крайне редкий вариант), а с принятием большинством населения при уважении и защите прав меньшинства. Именно это, а не диктатура класса делает государственную власть легитимной.

Легитимация государственной власти придает ей необходимый авторитет в обществе. Большинство населения добровольно и сознательно подчиняется ей, законным требованиям ее органов и представителей, что придает ей устойчивость, стабильность, необходимую степень свободы в осуществлении государственной политики. Чем выше уровень легитимации государственной власти, тем шире возможности руководства обществом с минимальными "силовыми" издержками и затратами "управленческой энергии", с большей свободой для саморегулирования общественных процессов. Вместе с тем легитимная власть вправе и обязана в интересах общества применять меры принуждения, предусмотренные законом, если иные способы пресечь антиобщественные действия не дают результатов.

Но арифметическое большинство не всегда может служить основой подлинной легитимации государственной власти. Большинство немцев при гитлеровском режиме приняли политику по "очищению расы" и в отношении территориальных притязаний, что в конечном счете, привело к огромным бедствиям для немецкого народа. Следовательно, не всякие оценки большинства делают государственную власть подлинно легитимной. Решающим критерием является ее соответствие общечеловеческим ценностям. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти [Электронный ресурс] // Государство и право. - М.: Наука, 1995, № 8. - С. 65-73

Легитимация государственной власти оценивается не по словам ее представителей (хотя и это имеет значение), не по текстам принятых ею программ и законов (хотя и это важно), а по практической деятельности, по способам решения ею коренных вопросов жизни общества и каждой личности. Население видит разницу между лозунгами о реформах и демократии, с одной стороны, и авторитарными способами принятия важнейших для судеб страны, народа решений с другой.

Легитимация государственной власти может включать и, как правило, включает ее легализацию. Но легитимация находится в противоречии с формальной легализацией, если юридические законы не соответствуют нормам справедливости, общедемократическим ценностям, установкам, сложившимся у большинства населения страны. В этом случае легитимация либо отсутствует (например, население отрицательно относится к установленным властью тоталитарным порядкам), либо в ходе революционных событий, национально-освободительных движений происходит легитимация иной - антигосударственной, повстанческой, предгосударственной власти, сложившейся в освобожденных районах, которая, становится затем государственной властью.

Легитимация обычно связывается с юридическим анализом подготовки и принятия конституции, с изучением решений конституционных судов и других органов конституционного контроля, анализом данных выборов и референдумов. Меньше внимания уделяется содержанию конституционных актов, характеру деятельности государственной власти, сопоставлению программ политических партий и той политики, которую проводят стоящие у власти. Совсем редким является научный анализ программ в сопоставлении с действиями различных высоких должностных лиц.

Еще более сложно определить индикаторы легитимации. В данном случае используются также результаты выборов и референдумов, но в первом случае нередки фальсификации, а вторые не всегда отражают подлинных настроений народа, так как эти результаты бывают обусловлены преходящими факторами. Во многих развивающихся странах с однопартийной системой (Гана, Бирма, Алжир и др.) на выборах парламента и президента правящая партия получала подавляющее большинство голосов, но это же население осталось совершенно безучастным к военным переворотам, свергшим эту власть. На референдуме 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР большинство избирателей дали утвердительный ответ, но через несколько месяцев СССР распался при безразличии значительной части тех же избирателей. Таким образом, формальные оценки, применяемые при легализации, требуют глубокого и всестороннего анализа при определении легитимности государственной власти. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001084/st000.shtml

Таким образом, легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции, а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью; ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимация государственной власти оценивается не по словам ее представителей, не по текстам принятых ею программ и законов, а по практической деятельности, по способам решения ею коренных вопросов жизни общества и каждой личности.

Современный этап модернизирования российской государственности характеризуется действием целого ряда политико-правовых факторов, а также связан с активным поиском национальной идеи, что особенно актуализируется в условиях глобализационных трансформаций. Во второй половине ХХ в. мировому сообществу была предложена в качестве универсальной неолиберальная модель глобализации, в рамках которой «национально-хозяйственный комплекс, суверенитет, отчасти даже государства рассматриваются как отмирающие категории - их быстрейшее преодоление преподносится как залог успеха» .

В этом контексте не выглядит чем-то случайным появление научных статей и монографий, посвященных поиску собственно национальных оснований отечественного права, государственной власти, организации системы управления. «Любование» реформами образца 90-х гг. прошлого века, пора «ожиданий» правового государства и, казалось бы, быстрого формирования гражданского общества в обновленном правовом пространстве современной России сменились сначала разочарованием, а затем и пониманием необходимости иного государственно-правового и социальноэкономического развития. Авторы стали критично подходить к вектору и содержанию модернизации: после 2000 г. в научном сообществе все больше стали возникать сомнения в адекватности и, следовательно,в перспективе предлагаемых властными элитами «прогрессивных» преобразований.

«В последнее время страна переживает вовсе не болезнь роста, а самый настоящий всеобъемлющий кризис созданной еще Ельциным политической системы, основные параметры которой закреплены в Конституции РФ 1993 г. ... Трудно не согласиться с теми, кто полагает, что сегодня в России созрела необходимость весьма радикальной конституционной реформы, осмысленное и целенаправленное проведение которой и может вернуть утерянное доверие населения к власти, восстановить в полном объеме легитимность избранного главы государства.» .

При этом отрадно заметить, что в последнее десятилетие Конституция РФ 1993 г., закрепленные ею принципы государственного строительства, власти, управления, правовой системы становятся предметом не только для конституционно-правовых, но и для иных, часто весьма разноплановых исследований, это более чем важно и, бесспорно, актуально в сложившейся в России ситуации. Данная тема далеко не исчерпана, как это казалось еще в начале 2000 г., она только начинает открываться в самых разных своих аспектах.

В полной мере согласимся с теми исследователями, которые считают, что в настоящее время «представляет определенный интерес исследование ценностно-смысловых концептов российской конституции, позволяющих определить границы “вживания” в систему правовых категорий, сопутствующих пониманию ценности и значимости конституции как текста - юридического, метафизического, символообразующего, социологического и социального и т.д.» . Представляется очевидным, что такого рода изучение Основного закона России будет интересным и с точки зрения процессов легитимизации властных институтов, и в плане поиска факторов делегитимизации государственной власти.

Вообще, государственная власть обладает важнейшим политическим качеством, отличающим ее от всех иных волеизъявлений, - суверенитетом, но в то же время и она не может быть совершенно самостоятельной. Власть подвергается влиянию различных политических партий, общественных объединений, движений, которые в свою очередь вынуждают ее предпринимать определенные меры или отказываться от них (например, отклонение законов, корректировка правил осуществления внешнеэкономической деятельности, предвыборная борьба за государственную власть и т.д.).

Ограничения государственной власти могут достигаться и правовыми средствами. Тем не менее отношения власти и закона достаточно сложны. Если речь идет о демократическом государстве, то власть не только издает законы, но и подчиняется им. Вместе с тем, чтобы быть подлинным правом, а не узаконенным произволом, правовые нормы должны соответствовать общедемократическим, общегуманным ценностям (соблюдение естественных прав человека, обеспечение добра и справедливости в обществе). При тоталитарном же политическом режиме обстановка существенно меняется. Государство либо издает законы, в которых за декларацией общепризнанных правовых принципов скрывается их антидемократический характер, либо нарушает ранее принятые законы и

нормативные установления, прибегая к силовым методам и откровенному насилию. Регулирование деятельности государства, его органов правом, официальные действия государственных органов на основе юридических норм - важнейшие условия легальности .

Термин «легализация», или «легальность», происходит от латинского слова «Legalis», что означает законный.

История института «легализация» или «легальность» уходит своими корнями в глубокую древность. Ссылки на легализацию как основание власти и должного поведения уже в 1У-Ш вв. до н.э. использовались школой китайских легистов в споре с конфуцианцами, требовавшими такого поведения, которое соответствовало бы вселенской гармонии . Не забывали о легализации и в Средние века в ходе противоборства светская и духовная власти, ссылаясь на священные тексты или династическое престолонаследие как на обоснование своих властных полномочий. В современных условиях легализация власти (политической или государственной) - юридическое понятие, означает установление и поддержку данной власти конституцией и законом.

В целом же легализация государственной власти - это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности, узаконение данной власти, осуществляться которое может различными путями и способами. Важнейшим средством легализации государственной власти выступает принятие демократической конституции, созданной при участии населения, одобренной им непосредственно на референдуме.

В то же время известно, что многие современные конституции и законы были приняты недемократическими способами в результате, например, военных переворотов либо простого провозглашения новых конституций. Подобная ситуация имела место и в России, когда действие Конституции 1978 г. было приостановлено Указом Президента РФ № 1400.

Другой сложностью в определении легальности власти в государстве является тот факт, что в условиях авторитарных и тоталитарных режимов конституции могут приниматься внешне демократическими способами (Верховным Советом СССР 1977 г., референдумом и т.д.) и содержать широкий перечень прав и свобод граждан (Конституция СССР 1936 г.), но это не будет соответствовать фактически существующему положению дел. Поэтому легальность государственной власти следует оценивать лишь в комплексе с реальной действительностью.

Основным документом, в котором содержатся положения, относящиеся к вопросам легализации государственной власти, запрета ее узурпации в этой сфере, служит действующая Конституция РФ 1993 г. . В статье 3 Конституции РФ закреплено, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются уголовным законодательством.

Таким образом, легализация государственной власти - понятие юридическое, означающее признание, допущение и поддержку того или иного управленческого института, органа правом и, следовательно, основным законом. Обоснование властных полномочий содержится в юридических актах и процедурах, в правовых отношениях. Вместе с тем в мире нередко конституционные законы легализуют антидемократическую, террористическую государственную власть. Поэтому, определяя степень легализации государственной власти в обществе, важно установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международно-правовым .

В этой связи представляется необходимым и полезным исследование другой более сложной категории, характеризующей положение власти (политической или государственной) в государстве.

Термин «легитимность» возник в начале XIX в. и обозначал политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора Наполеона. Понятие легитимности можно рассматривать в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле слова легитимность означает законность власти. В широком смысле -соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государства и общепринятым принципам и ценностям. Таким образом, данное понятие скорее фактическое, чем юридическое, хотя его составной частью могут быть и юридические элементы.

Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству, на основе традиций, либо при анархическом правлении, либо путем всеобщих выборов в рамках демократического правления) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане добровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуют ее законам. Легитимной является власть, с которой согласен народ. Нелегитимная власть опирается на насилие, иные формы принуждения, в том числе психического воздействия. Но чаще всего легитимность - это предмет борьбы (политической, идеологической) за господство определенных политических сил, предмет поиска специальных методов оправдания перед обществом власти данных сил.

Особенно остро стоит вопрос о правомерности власти в условиях ее неспособности предотвратить гражданскую и межнациональные войны, противостояния центра и периферии, роста преступности и др. Что касается общества, стабильно функционирующего с преобладающим числом законопослушных граждан, то для такого общества легитимность власти - естественное качество существующих властных отношений.

В контексте же отмеченного выше конституционно-правового аспекта в историческом преломлении последнего, при рассмотрении эволюции отечественных конституций в ХХ в. следует указать на особую «юридическую риторику», влияющую на социально-психологическое содержание легитимности государственной власти и управления в России.

В частности, все советские конституции на нормативном и декларативном уровнях «схватывали» образ великого государства, так или иначе, участвовали в трансляции имперской идеи (возникшей еще во времена Ивана III и сопутствующей в своих различных проявлениях последующему развитию отечественного права и государства). «Ценностно-смысловой комплекс российской государственности выстраивается с использованием ярких эпитетов и метафор: вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма; мощная Всероссийская Советская власть (1918), Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов (1937); Коммунистическая партия руководит великой созидательной деятельностью советского народа (1978) и др.». Можно ли найти такого рода «словесные обороты» в тексте Конституции РФ? Думается, что нет. Однако какие из зафиксированных в ней принципов могут быть вовлечены в процесс легитимации современной президентской власти и шире - государственной власти вообще? Этот вопрос, очевидно, требует дополнительного скрупулезного изучения.

Первоначальную типологию легитимности власти выделил еще М. Вебер, указав на три ее типа: рациональный, традиционный, харизматический .

Рациональная легитимация предполагает, что население поддерживает государственную власть, исходя прежде всего из собственной оценки ее действий. При этом типе легитимации большую роль приобретают скорее практическая деятельность органов государственной власти, должностных лиц, чем их лозунги и обещания.

В традиционном типе легитимности власть признается легитимной, т.к. она осуществляется по правилам, укорененным в традициях, отсюда источником легитимности выступает традиционное сознание.

Харизматическая же легитимность основывается на вере масс в особые свойства, способности политического лидера, вождя. Источником харизматической легитимности выступает личный авторитет властителя. Сегодня харизматическая власть чаще всего встречается в странах тоталитарного социализма, будучи связанной с определенной идеологией.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политико-правовой практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Так, например А. Гитлер использован традиционное почтение немцев к закону и харизму вождя.

Понимание реальной роли перечисленных типов легитимности позволяет определить пути и способы легитимации власти, а значит, и превосходства в применении силы, где это выражается в легитимном праве применять силу против силы.

Хорошо продуманная политика легитимации особенно актуальна в условиях коренных перемен, происходящих в жизни любого общества. Поскольку даже самая горячая поддержка народом может

быть утрачена, если система власти не предпринимает постоянных усилий по укреплению доверия к себе, формированию убежденности в правомерности власти. Существование нескольких факторов легитимности политической власти подтверждает это. Так, к факторам легитимности можно отнести, например, время и успех.

Время предстает как характеристика длительности срока функционирования системы и должно быть отражено в сознании граждан. Стабильные и элективные политические системы прилагают большие усилия к тому, чтобы факт длительности существования властных институтов осознавался гражданами. Этой цели служат многочисленные социально значимые ритуалы. Таким образом, люди привыкают к определенному типу власти, традиционным ритуалам и атрибутике, а также к ее силе.

Если же власть признается согражданами успешной, эффективной, то она довольно быстро становится легитимной.

Естественным с точки зрения граждан способом формирования властных институтов для большинства современных развитых стран являются выборы. Там, где люди выбирают власть и наделяют ее определенными полномочиями, этим властям и законам, которые принимает власть, принято подчиняться. Наибольшее значение имеют прямые выборы, когда тот или иной орган государства, высшее должностное лицо получают мандат непосредственно в результате голосования избирателей (Россия). Между тем такой способ в последнее время применяется все реже. Президенты избираются либо парламентами (Турция), либо выборщиками (США), либо специальными избирательными коллегиями (Германия).

Ассоциация власти с национальными символами и признание ее народной, питающейся от исторических корней, убеждение граждан в том, что именно эта власть лучшим образом учитывает культурную и историческую специфику данного народа и данной страны, - такой способ легитимации характерен для неэффективных и даже опасных для собственных народов режимов. Так, национальными символами объявляли себя в свое время Мао Цзе Дун, Ким Ир Сен, Саддам Хуссейн.

Правительственная, партийная, идеологическая пропаганда также являются непосредственными способом легитимации и направлена на признание массами государственной политики. Пропаганда как средство легитимации выполняет две важные функции:

а) политической социализации, т.е. такого воздействия на массы, которое направлено на усвоение ими социальных и политических норм, определяющих политическое поведение в допустимых правовых и политических границах;

б) внешней легитимации правительства, т.е. обоснования перед международным сообществом того, что правительство выполняет свои властные функции и заслуживает международной поддержки и одобрения.

Ясно, что важное место в функционировании государственной власти занимает и проблема делегитимации, причины которой кроются во многих аспектах правовой и политической жизни государства.

Так, одной из основных причин делигитимации является противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, партикулярными и даже эгоистическими интересами властвующей элиты и связанных с ней социальных групп. Углубление данного противоречия приводит к тому, что власть замыкается в самой себе, теряя поддержку населения. Указанное обстоятельство оказывается одновременно и симптомом развивающегося кризиса силы власти, что, соответственно, не позволяет ей использовать и право, и силу для поддержки своего режима, это будет восприниматься большинством населением как нелегитимное, а значит, преступное действо.

Другой причиной делегитимации власти, характерной для демократических режимов, становится противоречие между идеей демократии и реальной социально-политической и правовой практикой. Оно проявляется в попытке власти решить возникающие проблемы только силовым путем, ограничением или несоблюдением основных прав человека. Спорадически возникающие проявления

* Например, произнесения тронной речи британского монарха на заседании обеих палат парламента (более 700 лет этот ритуал свято соблюдается, демонстрируя незыблемость не столько власти монарха, сколько политической системы Соединенного королевства).

данного противоречия свидетельствуют о его наличии в политической практике большинства стран, и усиление этих тенденций повлечет за собой замену демократического режима авторитарным.

Следующей причиной делегитимация власти можно назвать отсутствие в политической системе явной артикуляции интересов социальных групп, достаточной вертикальной мобильности в сочетании с социальным неравенством. Это приводит к радикализации настроений в обществе и появлению оппозиции, которая выдвигает альтернативное видение социального порядка.

Среди причин делегитимации власти можно выделить бюрократизацию и слияние власти с криминалом. Бюрократия находит способы вхождения в новые отношения и структуры посредством своеобразного участия в социально-экономических процессах и создания рыночной инфраструктуры.

К числу причин делегитимации институтов государственной власти в многонациональных государствах относятся национализм, этнический сепаратизм, который отвергает правомерность государственной власти или провозглашает верховенство местных норм и правил над федеральным законом.

И, наконец, источником делегитимации власти может явиться и потеря самой правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых противоречий, столкновение различных ветвей власти, борьба за власть, причем вынесенная «на показ широкой публике».

Литература

1. Коллонтай В. О неолиберальной модели глобализации // Международная экономика и международные отношения. 1999. № 10.

2. Станкевич З. Пора и разморозить! Созыв Конституционного собрания как ключевая проблема современной России // Литературная газета. 2012. № 21.

3. Попов Е.А. Конституция России как ценностно-смысловая система // Вопросы культурологии. 2012. № 4.

4. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.

5. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. № 3.

Понятие "легитимность" происходит от латинского слова legitimus (согласный с законами, законный, правомерный). Легитимность означает согласие народа с властью, положительное отношение к действующей власти большинства населения, а также признание ее правомерности мировым сообществом в целях установления официальных и неофициальных отношений. Легитимность власти определяется ее способностью решать внешние и внутренние проблемы страны.

Не следует смешивать понятия легитимности и легальности. Легальность означает только законность власти, а легитимность - гораздо более глубокое понятие, означающее, что власть принимается массами, они согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок - наилучшим для страны. Легитимность власти предполагает, что законы исполняются основной частью общества. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям. Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять, ее соответствие представлениям людей о справедливости, обоснованности каких-либо действий власти, наличии мотивации для того, чтобы подчиняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Термин "легитимность" возник в начале XIX в. во Франции. Изначально он применялся по отношению к власти короля как единственно законной, легитимной, в отличие от насильственной смены власти Наполеоном.

Обеспечение легитимности власти - ее легитимизация.

Легитимизация означает признание или подтверждение законности (легитимности) какого-либо права или полномочия, в том числе права политической власти на принятие политических решений и осуществление политических поступков и действий.

Критериями легитимности власти считаются либо развитость демократических процедур (выборность власти), либо способность власти поддерживать стабильность и порядок в обществе, даже если она была установлена в результате переворота или революции.

Признаками легитимности власти служат убеждение большинства граждан в правомерности власти и существующего строя, а также свобода выражения граждан своей воли.

Можно выделить несколько типов легитимности власти :

  • o власть, основанная на праве наследования престола. В данном случае многие необходимые действия, непопулярные в народе, могли выполняться только с применением насилия;
  • o харизматический тин, когда власть базируется на конкретном человеке, выделяющемся сильными лидерскими качествами (харизмой) (примеры из истории: Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Гитлер, Сталин, Черчилль, Рузвельт и др.);
  • o либерально-демократический, или конституционный тип легитимности, характеризующийся свободным волеизъявлением граждан, выборностью органов власти. Такая легитимность наиболее распространена в современном мире;
  • o этнический тип легитимности, предполагающий формирование властных структур по национальному признаку. Данный тип легитимности формируется при высокой активности лиц коренной национальности, провозглашении идей национального государства.

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть - характерная черта политической жизни любого общества, любой эпохи. Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения - исполнения.

По мнению М. Вебера, существует три вида легитимизации:

  • o традиционная - многовековая привычка подчинения (царям, императорам, князьям и пр.);
  • o харизматическая - вера и подчинение авторитету некоей харизматической личности;
  • o рациональная - подчинение такой власти, которая ясна, понятна и действует на основе демократических законов (легитимность выгоды подчинения).

Используются следующие средства легитимизации: информирование о целях и задачах проводимой политики, о ее экономической целесообразности, соответствии интересам народа, формирование национальной идеи и пр. При этом власть должна показать, что она способна справиться с этим. Наиболее универсальное средство легитимизации власти - выборы и референдумы, позволяющие людям ощутить свою причастность к власти, зависимость власти от народа.

Важным инструментом легитимизации служат средства массовой информации, которые позволяют манипулировать общественным сознанием.

Средства легитимизации власти зависят в первую очередь от политического режима, установленного в том или ином государстве.

Выделяют следующие основные политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Для того чтобы при демократическом режиме власть была легитимной, она должна быть подконтрольной обществу, и доступ в политику отдельных его членов должен быть непростым и максимально прозрачным.

Есть некоторые основные признаки современных демократических режимов. В подлинно демократическом обществе народ активно участвует в политике , причем такое участие закрепляется законодательно. Прежде всего, участие граждан в политике осуществляется в форме избирательного процесса, который позволяет народу принять или не принять существующую власть, показать, насколько легитимной они ее считают.

При осуществлении избирательного процесса весьма важны уровень социально-экономического развития государства, высокая гражданская культура населения, которые определяют требования к кандидатам.

Как утверждал французский философ, писатель и политический деятель Жозеф де Местр, каждый народ в конечном счете достоин своего правительства. И еще одна цитата: "Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели" (Бернард Шоу).

Другим признаком подлинной демократии можно считать многопартийность, которая позволяет всем представителям общественных групп, даже тем, которые являются меньшинством, заявлять свою точку зрения по поводу действий власти. Демократия должна быть суверенной, т.е. независимой от вмешательства других государств или международных организаций.

Если политический режим подлинно демократичный, созданы условия для свободного волеизъявления народа, гражданам обеспечены справедливость и свобода, тогда они считают такую власть легитимной.

В России используются все основные средства легитимизации власти:

  • 1)правовое обеспечение выборности власти;
  • 2)политический плюрализм;
  • 3)местное самоуправление;
  • 4)информатизация общества;
  • 5)взаимодействие общества и власти.

Правовое обеспечение выборности власти . По итогам всенародного референдума в 1993 г. была принята Конституция РФ, в соответствии с которой и построена политическая система в нашем государстве. В Конституции утверждается, что "...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...".

Задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвования, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

Принята система нормативных правовых федеральных и региональных актов, закрепляющих принципы избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации.

Вместе с тем при формировании демократического режима учитываются нормы и международного права, причем, в соответствии с Конституцией РФ, нормы международного права имеют приоритет по отношению к нормам внутреннего права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Считается, что международное право в большей степени, чем национальное, отражает идеи гуманизма и справедливости.

Если бы результат референдума был иным, Российской Федерации бы не было, скорее всего, страну ожидал распад, как СССР.

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.

Конституция РФ определяет, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Народ как источник власти осуществляет ее:

  • o непосредственно через выборы и референдумы;
  • o через органы государственной власти;
  • o через органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, обладают активным избирательным правом, за исключением тех, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.

Демократические, свободные выборы в органы государственной власти, местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Предусмотрены меры административной и уголовной ответственности за нарушения норм избирательного права. Например, к административным правонарушениям относятся: нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей; вмешательство в работу избирательных комиссий; неисполнение решения избирательной комиссии; нарушение порядка предоставления сведений об избирателях; нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), представителя средств массовой информации; нарушение правил предвыборной агитации; подкуп избирателей; непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов; и пр.

Меры уголовной ответственности предусмотрены за такие правонарушения, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов; и пр.

Политический плюрализм предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.

Согласно Конституции в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.

В Конституции РФ указано, что общественные объединения равны перед законом. Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений. В России, помимо равенства перед законом, закрепляется равенство общественных объединений между собой. Это предполагает равенство прав и обязанностей общественных объединений как в общественной, так и хозяйственной деятельности.

Закрепленный в Конституции принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Но, участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" граждане Российской Федерации имеют право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из политических партий. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Местное самоуправление должно способствовать приближению публичной власти к населению, становлению гражданского общества в нашей стране. В России проходит становление местного самоуправления (с момента принятия Конституции РФ), созданы его законодательные основы, накоплен большой опыт работы муниципальных образований. Становление местного самоуправления приближает Россию к по-настоящему демократическому обществу, потому что дает возможность уйти от традиционной для России моноцентрической модели организации власти.

Взаимодействие общества и власти обеспечивается разнообразными средствами. Создана Общественная палата Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 "Об Общественной палате Российской Федерации". Согласно данному закону Общественная палата избирается каждые два года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. Общественная палата оказывает поддержку некоммерческим организациям России. В 2009 г., благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты.

Организовано изучение общественного мнения, например, создан Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), регулярно проводятся социологические опросы, в том числе по проблемам отношения к действующей власти, и др.

Информатизация общества. В современном мире информация становится практически основным источником власти. Контроль за информационными ресурсами и потоками позволяет власти успешно проводить свою политику. Однако прямой контроль уже невозможен, поэтому зачастую власть сама производит определенную информацию и ее интерпретацию.

В соответствии с принципами демократического общества граждане имеют право на доступ к информационным ресурсам, в том числе к информации о деятельности органов управления. Не менее важна и организация обратной связи между населением и властью. Большую роль в информатизации общества играют средства массовой информации.

Таким образом, в целом в Российской Федерации создается демократический режим. Вместе с тем проблема легитимизации власти существует в связи с большими масштабами коррупции, фактами излишнего администрирования, бюрократизма, боязни немалой части государственных и муниципальных служащих открытости и гласности в работе, оторванности от нужд граждан и пр. Сохраняется высокая социальная дифференциация, уровень жизни достаточно большой части населения крайне низкий. Пока еще чрезвычайно слабо развито местное самоуправление. Отмечаются аполитичность населения, его низкая правовая культура.

Без легитимной власти не удастся создать суверенную демократию, при которой и система власти, и ее действия формируются российскими гражданами.