» »

И казаков белорусские народные педагоги. Белорусские казаки веры магометанской

29.12.2023

Белорусское казачество. Первым историческим документом, свидетельствующим о казачьей службе государству на территории Великого княжества Литовского (в т.ч. и на территории современной Беларуси), была грамота Великого князя Витовта, в которой шла речь о казаках на территории нашей Родины еще в 1395 году.

Казачество не есть явление, исключительно принадлежащее Речи Посполитой. Казак бывает там, где крестьянин и мелкая шляхта не имеют возможности избавиться от угнетения и опеки панов - богачей.

Исторически известными казаки становятся в Белоруссии (Великом княжестве Литовском, Русском) с 1471 года. В 1489 году во время преследования татар, ворвавшихся в княжество, сыном Короля Казимира IV , Яном Альбрехтом, впереди литовского войска шли казаки, хорошо знавшие местность Побужья. Документально сохранившееся свидетельство о существовании здесь казаков встречается в 1499 году в уставной грамоте великого князя литовского Александра. В 1503 году становятся известными казаки князя Дмитрия, которые составляли иррегулярное войско в Литве. Они были организованы для защиты границ Литвы от набегов татар и подчинялись старостам областей, городов или замков.

В 1508 году отряд казаков под начальством брацлавского и виленского старосты князя Константина Ивановича Острожского разгромил загон татар, грабивших пограничные области Литовской Руси, другой отряд под командованием "славного казака Полюса – русака" разбил другой загон татар.

В 1512 году казаки под командованием князя Константина Ивановича Острожского и каменецкого старосты Предслава Ляндскоронского выдворяли за пределы Руси ворвавшуюся с юга Татарскую орду.

В 1516 году казаки под начальством Ляндскоронского ходили в поход под турецкий город Белгород где наголову разбили татар и турок, и вернулись домой с большой добычей.

В 1528 году литовский воевода Евстафий или Остап Дашкович став Черкаско-каневским старостой привлек к себе множество казаков. Евстафий Дашкович вынес свой проект на сейм об организации особой казачьей стражи в 2000 человек на одном из островов Днепра (прообраз Запорожской сечи). Казачество увеличивалось в численности и осваивало южные пограничные земли (Украину). Казаки начали делиться на городовых и низовых. Потомок князей Гедеминовичей, и князь Дмитрий Иванович Вишневейкий родившийся в православной вере сделал первым попытку организовать и объединить ватаги низовых казаков в Сечь. После удачного похода черкасско-каневских и путивльских казаков на Такар в 1556 году Вишневецкий на острове Хортица устроил земляной город.

В 1577 году казаки воевали против Гданьска который не хотел признавать Стефана Батория своим королем. В битве под Тщевом казаки разбили гданьщан, 4527 человек убили, 1000 человек полонили, взяли шесть знамен и большую добычу.

Начиная с 1579 года казаки участвовали в Ливонской войне с Москвой на стороне Польши. Они участвовали во взятии Полоцка, замка Красного, Великолуцка, Заволочья, Невеля, Усвята, Туровля, Нисцерда. Атаманами у них были Франциск Сука, Микита, Бируль. Ходили казаки походами к Велижу у Двины и особенно отличились у Стародуба.

Возвратившись с ливонских походов казаки вновь обратили свое внимание на Крым, который постоянно трепетал за всю историю казачества.

В 1583 году реформой короля Стефана Батория казаки были разделены на реестровых и нереестровых казаков.

Первое выступление казаков в Белоруссии произошло в 1590 году, отряд под командой Матюши, пополненный местными крестьянами и горожанами, разорял дворы магнатов Хоткевичей и даже взял Быхов.

Восстание под руководством Криштофа Косинского (1591-1593 гг.) тоже нашло отклик в Белоруссии, преимущественно в Могилевском и Минском воеводствах.

В 1595 году в Белоруссию пришел казацкий отряд Северина Наливайко, который быстро вырос за счет прилива белорусского населения. Повстанцы взяли Петриков, Слуцк, Могилев, Давид-Городок, Туров, Лахву, Пинск. В 1595 году состоялась Буйничская битва, где две тысячи казаков не дали себя одолеть 18 тысячному войску литовских феодалов. Выданный в июле 1596 года предателями С. Наливайко, после тяжелых пыток был казнен в Варшаве. С восставшими отошло на Запорожскую сечь более 1000 казаков-белорусов.

В 1596 году в Белоруссии во главе с запорожцем Матвеем Шаулы действовали отряды казаков из местного населения, которые нападали на поместья, уничтожали документы, отнимали у панов захваченные ими у крестьян земли. В 1602 году в Белоруссии действовал отряд под руководством Дубины.

Казаки неоднократно приходили в Белоруссию и в последующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. Известны казачьи выступления в 1613 году на Пинщине и в других восточных волостях. Возникновению их содействовало пребывание здесь казацких отрядов. На крестьянские выступления, поддержанные казаками, жаловалась шляхта на литовских сеймиках в 1615-1617 гг.

В начале 1615 года отряд казаков, пополненный крестьянами и беглыми солдатами во главе с Челяткой, Коробкой и Каменовским, действовал в Слониме и его окрестности.

Летом 1648 года в Белоруссии появился значительный отряд казаков под командой Головацкого.

На юге Белоруссии одновременно с отрядами казака Небабы действовали казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапки и других.

Казацкие отряды постоянно прибывали в Белоруссию в течение 1648-1649 гг. Их нередко возглавляли популярные народные вожаки: Кривонос (сын), Сохненко, Голота и другие. 10-тысячный казацкий отряд Голоты за весну 1649 года вырос в 30-тысячный. Лоев, Гомель, Брагин и другие города сами открыли ворота восставшим. Местное население активно вливалось в казацкие отряды. Мещане Пинска, Мозыря, Бобруйска, Бреста и других городов вместе с казаками и крестьянами мужественно защищались от шляхетских войск.

Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое вступало в казацкие полки. Об этом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл: "Не только казаки подняли бунт, но и все наши крепостные на Руси к ним присоединились и войско казакам увеличили".

В сообщении о взятии Радзивиллом города Чечерска говорится, что он, расправляясь с казаками, перебил их жен и детей. Совершенно естественно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди.

Казацкое движение в Белоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому с севера войсками Радзивилла.

Белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Украине и в казаках своеобразное воплощение того, к чему стремились.

Белорусское казачество было закономерным явлением в жизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших в стране в XV - XVII вв. изменений в производственных отношениях.

Немало людей, уходили из родных мест в поисках средств к жизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами.

Вектор развития казачества имел вначале южное направление, затем с учетом расширения Русского государства к южному вектору прибавился восточный и северо-восточный вектор. Казаки выходцы с белорусских земель дошли до Аляски расширяя и охраняя границы державы.

Казаки взяли на себя роль защитников веры и отечества, они сделались в глазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды и чести, стали бессмертными в глазах многих поколений и с этим именем вышли на страницы славянской или вообще мировой истории.

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. Алексеи Михайлович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей, а так же чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей..."

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20 тысячный казацкий корпус Золаторенко. Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю. Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 человек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек». После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния. Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие. На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах - Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Комплектование казацких полков шло за счет белорусского населения. Поредевший за зиму корпус Золотаренко в середине июня вновь достиг 20 тыс. человек, где белорусы составляли добрую половину казацкого корпуса, двинувшегося освобождать центральную и западную Белоруссию. Эта миссия была ими с честью выполнена. К осени казаки вышли на Неман и Западный Буг.

Белорусы - казаки, имевшие земельные наделы, не платили никому никаких налогов и не выполняли повинностей. Все это шло им «на прокормление» за военную службу. Такие казаки для укрепления своего хозяйства захватывали пустые волоки, которых и это время появилось немало.

Поступив в полк, Белорусские крестьяне и мещанская беднота кормилась за счет доходов полка или приставством, а так же садиться на пустые волоки или пашню.

Казаки считали себя государевыми служилыми людьми. Все они пользовались правом варить для себя хмельные напитки и широко практиковали это не только для себя, но и для продажи населению.

Судились казаки своим полковым судом, имевшим право выносить даже смертные приговоры. Это свое право полк упорно защищал от посягательств царских воевод с первого дня своего существования до ликвидации.

В 1656 г. закончилась война России с Польшей. Русское правительство обеспокоенное военными успехами Швеции в Польше, начало с ней войну.

Казацкий плацдарм в Белоруссии получил значительные размеры и грозил превратиться на длительное время в фактор воздействия на белорусские дела, казачество сильно мешало царскому правительству в проведении им в Белоруссии крепостнической политики.

Процесс вытеснения казаков из Белоруссии шел разными путями. Сильный удар по казакам в Белоруссии был нанесен уже после смерти Богдана Хмельницкого, в августе 1657 г. Царское правительство без консультации с гетманом приказало своим воеводам вытеснить казаков из Белоруссии и одновременно выделить из их состава местное белорусское население, оставив его дома.

Полковой администрации было крепко-накрепко наказано никого больше в казаки не писать.

17 октября 1659 г. на Раде воеводы от имени царя предложили, а Рада приняла, 18 статей. 6-я и 15-я из новых статей касались казачества в Белоруссии. По 6-й статье; «На Белой Росии ныне и впредь залогам черкасским не Сыть». Согласно 15-й статье, гетман должен вывести казаков на Запорожье. Эти переяславские статьи можно считать концом белорусского казачества, концом истории совместной борьбы трех братских народов за освобождение от социального, национального и религиозного гнета. Конец попытки белорусского народа пойти по демократическому пути развития. Но белорусы казаки продолжали служить державе. Неслучайно знаменитый герой Н.В.Гоголя носил белорускую фамилию Бульба,а не украинскую Барабуля и Картопля.

Казацкий отряд под командой Поддубского, защищавший на горящих башнях и стенах Бобруйск, предпочел погибнуть в пламени, чем сдаться. Летописец сообщает, что в сражении под Зборовом принимал участие Могилевский полк.

В 1648 году сподвижник Б. Хмельницкого полковник Филон (Илья) Гаркуша с отрядом казаков пришел в Белоруссию. Родом он был с Быхова. Победный марш по Белоруссии он начал с разгрома польско-литовского отряда стражника Мирского на переправе через реку Березину около местечка Горваль. В декабре 1648 года осадил Быхов. В 1651 году с 15 тысячным отрядом сражался в районе Припяти. Разгромил посланные против него войска полковника Павши. В марте-апреле 1654 года был послом Б. Хмельницкого в Москве.

При всем своем размахе освободительное движение в Белоруссии сохраняло основные недостатки: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий.

Зборовский договор Хмельницкого с правительством Речи Посполитой (1649г.) привел к временному ослаблению казацкого движения в Белоруссии. Однако хотя казацкие войска в связи с этим были отозваны из Белоруссии, а вдоль левого берега Припяти расставлены заградительные отряды Радзивилла, белорусы не сложили оружия и продолжали бороться против своих угнетателей.

Многочисленные отряды не расходились по домам. Киевский воевода Кисель, проезжавший по Белоруссии 16 октября 1649 году, писал коронному канцлеру: «Плебс (простой народ) продолжает оставаться в отрядах и домой панов не пускает». В апреле 1650 года тот же Кисель сообщил королю, что народ возмущен и не желает признавать власть своих панов. Не имея сил терпеть тиранию, он уходит за Днепр, на Левобережную Украину и в Россию.

Весной 1651 года в Белоруссии поднялась волна казацких волнений, в связи с тем, что Хмельницкий возобновил военные действия против Речи Посполитой.

Новое оживление казачьего движения началось во время войны между Речью Посполитой и Россией в 1654 году. В этой войне белорусский фронт имел громадное значение. Стратегический план России и Украины заключался в том, чтобы заставить Речь Посполитую воевать за много сот километров от своих основных баз, на территории, горящей в огне восстаний, подставив свой растянутый фланг и тыл под удары. Богдан Хмельницкий направил часть своих полков в Белоруссию для общих военных действий.

Наказным гетманом в Белоруссии был назначен полковник Нежинского полка Иван Николаевич Золоторенко, который возглавлял 20 тысячное казачье войско. При осаде Быхова он был ранен и умер. Новым командующим был назначен Иван Нечай. В 1655 году документы он подписывал как полковник Чаусский и Новобыховский, а также полковником Белорусским, Могилевским и Гомельским. В 1658 году он изменил интересам казачества и перешел на сторону поляков (Гданьский договор), воевал против русских войск, разгромлен под Могилевом, выслан в Тобольск.

Кроме Белорусского (Чауского) полка (1654-1659 гг.) на территории Белоруссии в порядке отпочкования возникли хотя и на короткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда "полками". Примером может быть отряд Дениса Мурашки. В 1656 году минский воевода в своем донесении величает Дениса полковником который во главе казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, и собирал хлеб для полка. В Игумене Мурашко дислоцировался в течении года, затем создал себе второй центр Камень.

Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский и Новогрудские поветы.

На территории Беларуси для решения боевых задач входили и дислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.

16 февраля 2002 г. 120 активистов общественного объединения "Всебелорусское объединенное казачество" из всех районов столицы приняли участие в Круге казаков Минска. Как отметил в своем выступлении верховный атаман ОО "Всебелорусское объединенное казачество" Николай Еркович, за последний год минская организация казаков увеличилась в два раза и сейчас насчитывает около тысячи человек. "Мы единственная организация, представители которой сегодня награждаются правительственными и ведомственными наградами", - заявил Н.Еркович. Михаил Бурбовский, избранный сегодня атаманом Минска, сообщил, что "за последнее время казаки проводили большую работу с подростками, участвовали в совместных акциях с представителями органов внутренних дел и ГАИ". По его словам, в планах организации - создание казачьего кадетского корпуса, аналога суворовского училища, а также казачьего театра. Кроме того, белорусские казаки собираются активно популяризовать свои идеи среди населения. Общественное объединение "Всебелорусское объединенное казачество" было основано 12 июня 1997 года. Цели организации - развитие и популяризация казачества в Беларуси; возрождение и развитие "лучших сторон казачьего уклада жизни", казачьей и белорусской культуры, промыслов и ремесел; воспитание молодежи, поддерживающей развитие казачества, "в духе любви и преданности Отечеству"; единение славян; участие в военно-патриотическом воспитании молодежи, охране общественного порядка и окружающей среды.

Едва Александр Лукашенко пришел к власти, как солидные государственные мужи из президентского окружения приступили к возрождению белорусского казачества. Само по себе такое словосочетание казалось столь же неестественным, как выражения типа "грузинские викинги" или "татарские крестоносцы". Хотя пять веков назад на нашей земле то и дело появлялись запорожские казаки, да и среди таковых были выходцы из Беларуси, но это обстоятельство отнюдь не отрицает их принадлежности к Запорожской Сечи. В довершение всего, пребывание казаков на просторах синеокой было не слишком долгим, ибо после раздела Речи Посполитой российские самодержцы переселили запорожцев на Кубань для борьбы с воинствующими турками и кавказцами. И после этого все нити, связывавшие пришлых казаков с Беларусью, были окончательно разорваны. Возможно, по этой причине историки отрицают само понятие "белорусское казачество".

По прошествии пяти веков с основания Белорусского казачества, в конце 1995 года, было зарегистрировано Республиканское общественное объединение "Белорусское казачество", провозгласившее своей целью возрождение социально-культурного слоя белорусских казаков. Новоиспеченное общественное объединение возглавил президентский функционер Николай Улахович.

Улахович начал свою политическую деятельность как один из лидеров Союза офицеров. Во время первых выборов главы государства являлся теневым руководителем штаба генерала А. Баранкевича. Стараниями Улаховича были созданы мобильные группы, которые на местах отрабатывали сценарий народного возмущения политикой тогдашнего премьера Вячеслава Кебича, изрядно ослабевшего в предвыборных баталиях со своим основным противником - директором совхоза Александром Лукашенко. В 1994 году Улахович возглавил Главное управление капитального строительства Управления делами президента Беларуси. Но спустя два года "главк" преобразовали в УКС, а должность Улаховича в переименованной структуре занял другой человек. Но верховного атамана, имеющего звание "полного казачьего генерала", не обидели - с 1996 года он занимает должность руководителя Республиканского центра учета и регистрации недвижимости, созданного при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства. Улахович становится очень информированным человеком: он знает, кому какое недвижимое имущество принадлежит в нашей стране персонально. А эти знания, как вы понимаете, стратегические.

После смерти А.Баранкевича в январе 2001 года Улаховича избирают председателем Белорусской патриотической партии. Лидер партии заявляет, что его структура - единственная по-настоящему президентская партия.

Глубокой осенью 1997 года в Министерстве юстиции была зарегистрирована вторая казачья организация под звучным названием "Всебелорусское объединенное казачество", которую возглавил Николай Еркович.

Еркович долгие годы работал в структуре Министерства обороны СССР, БССР. С 1986 года - мастер на Минском моторном заводе, директор частной фирмы. Возглавив "Всебелорусское объединенное казачество", он получил казачий чин генерал-майора. Одновременно Еркович занимается правозащитной деятельностью, являясь членом Международной ассоциации юристов и Международного комитета по правам человека. За сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Рима в 2001 году был награжден медалью "Золотая палата Рима".

И все же, несмотря на призыв к единению, верховный атаман Улахович не встал под знамена объединенных казаков, подчеркивая тем самым свое привилегированное положение. Таким образом, белорусское казачество оказалось двуглавым, словно орел на российском гербе.

В стане верховного атамана Ерковича казаки присягают верой и правдой служить своему Отечеству, а вот "соколы" Улаховича продекларировали главный уставной лозунг - "За веру, царя и Отечество".

Если взглянуть на родословную большинства белорусских казаков, раскопать казачьи корни удастся крайне редко. Однако согласно уставным требованиям казаком можно стать не только по происхождению, но и по убеждению. Даже чернокожего африканца могут признать казаком, если он себя таковым почувствует. Недостатки родословной можно компенсировать другим обстоятельством. Например, наличием у кандидата в казаки высоких должностей в структурах власти.

Николай Улахович подчеркивает, что его люди расставлены везде: и в вертикали власти, причем самого высокого уровня, и в директорском корпусе, и в силовых ведомствах, и... Словом, нет такой сферы общества, где бы не было его людей.

Наряду с официальным списком членов ОО "Белорусское казачество" есть еще и "теневой". Впрочем, и г-н Еркович не скрывает того, что в его структуре немало казаков, занимающих высокие посты в силовых ведомствах и других государственных органах. Более того, фамилии членов объединенного казачества занесены в специальную картотеку и могут быть озвучены лишь в экстремальных ситуациях.

В конце 90-х казачество Улаховича активно начало пропагандировать идеи независимости Беларуси. Затем, тесно общающиеся с президентской администрацией атаманы, сумели просчитать перспективы российско-белорусских отношений на несколько лет вперед. Они сообразили, что в случае объединения двух государств их чины и должности снизятся на уровень. Министр независимой Беларуси станет начальником управления. Чиновник республиканского масштаба - то после слияния стран превращаешься в провинциального клерка. Президент Республики Беларусь после утраты страной независимости в лучшем случае может претендовать лишь на пост губернатора.

Каждые полгода Улахович проводит в казачьем стане чистку, или, как он выражается, "прополку": словно сорняки удаляет из своих рядов тех, чей образ мышления не вписывается в установленные им каноны. В 2002 году были изгнаны 65 неоказаков. Среди них оказался и один казачий генерал (генерального директора Международного института менеджмента (МИМ-Беларусь), президент белорусского общества "Народная дипломатия" казачий генерала Виктор Терещенко). Впрочем, изгнанники, в свою очередь, тоже провели съезд. И на нем объявили Улаховича самозванцем, исключив его из казачества.

Есть в Белорусском казачестве человек, о котором даже в стане Улаховича говорят с придыханием. Это Сергей Новиков, в недавнем прошлом первыйо заместитель верховного атамана ОО "Белорусское казачество", который дважды получил высшую награду "Мальтийского ордена".

По всем признакам своей бурной деятельности казачество дает повод считать его масонской ложей Беларуси. И дело не только в его связях с промасонским "Мальтийским орденом". Как уже отмечалось выше, казачий костяк составляют лица, имеющие немалый вес в государстве. В структуре кроме официального есть и "теневой" список членов, а это влиятельные чиновники, которым закон запрещает заниматься деятельностью подобного рода. Помимо прочего, в казачестве существуют свои специфические ритуалы, которыми так знамениты масоны, в том числе принесение присяги и посвящение в казаки, что налагает на члена организации определенные обязанности, переступать через которые он не должен. В казачестве существует жесткая иерархия, основанная на принципах армейского единоначалия. Приказы "генералиссимуса" подлежат беспрекословному исполнению, но никак не обсуждению, что общественной организации явно не свойственно. Такой тоталитаризм, напрочь исключающий внутренние разборки, является одной из характерных примет масонской ложи. Рядясь в казачий мундир, прикормленные властью атаманы и их воины радеют не столько о "социально-культурном слое белорусского казачества", сколько о своих личных интересах. Для них казачья атрибутика - не более чем камуфляж, за коим скрываются далеко идущие политические цели, направленные на переустройство государственного механизма и в конечном итоге - наделение последнего диктатора Европы пожизненными президентскими полномочиями.

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. Алексеи Михай­лович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей, а так же чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей..."

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20 тысячный казацкий корпус Золаторенко.

Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю.

Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 че­ловек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек».

После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния.

Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие.

На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах - Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Могилевский уезд, был сферой Белорусского полка, приближавшейся к полковому положению на Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс. человек.

Полк принимал участие во всех военных операциях. По приказанию царя он был послан под Борисов и Минск с задачей не пропускать польские войска за Березину, однако был оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву поляками.

В XIII веке на землях Великого Княжества Литовского и Русского (Литвы, современных Беларуси и Украины) при княжеских замках начинают появляться поселения людей, которых в источниках называют как татарами так и казаками. Одни из них исповедывали веру христианскую (православную, крестьянскую), другие ислам (мусульманскую, магометанскую, агарянскую). В большинстве своем эти люди были выходцами из Орды, по тем или иным причинам, из-за несогласия с новыми правителями или порядками решившими покинуть ее ряды.

Во время странствий по Великой Сети сегодня обнаружил интересную статью на эту тему, про историю татар, казаков веры магометанской на землях Литвы. Вот пару цитат из этой статьи:

"Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово “казак” означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков."

"Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: “Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших”."

Тюркское население Беларуси вначале состояло из трех элементов: оседлых наёмников, союзных воинов татарских орд из улусов, что попали в плен, и выходцев с Золотой Орды и Крыма, что, устав от невзгод и смуты в своем государстве, сами добровольно переселились в Великое Княжество Литовское (ВКЛ).

Татар селили в ВКЛ, потому что ценили их военные способности, боевые качества, стремились привлечь степных всадников на службу. Еще в ХIV в. существовали поселения татар, однако наибольшее число татар осело в Беларуси в эпоху княжения наиславнейшего из всех тогдашних владетелей Северной Европы, князя Витовта. Белорусские татары сохранили добрую память о нем. Витовта они прославляли в своих песнях, за его здоровье молились, считали его “наисильнейшим из всех князей”. Большинство из татар, что пришли за Витовтом были неженатыми, и Великий князь позволял им жениться с местными девушками, однако с условием, что каждый из них должен иметь одну жену. Так и пошел у белорусских татар обычай однобрачия.

Татары помогали защищать государство. Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово “казак” означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков.

Татары-казаки размещались в окрестностях нынешней деревни Лососна Барановичского сельсовета Гродненского района, в бассейне реки Лососянки и ее притоков с правой стороны Прорвы, Подлипки, Каменки, и с левой стороны Крутишки и Татарки (раньше называемой Нырцом) с Нуркой, или Папилией. Длина реки Лососянки 45 км. Татарских поселений здесь было много. Это были преимущественно поселения хуторского типа на одну-две семьи. Все земли входили в Гродненскую королевскую экономию. В те времена к поселениям хуторского типа относились Кульбаковщина, Абердовщина, Багдащина, Качановщина, Казаковщина, Жидовщина, Лососна Алинская и другие. Недалеко от реки Лососянки находились и большие татарские деревни: Дайлидки, Королино, Тарусичи и деревня Гневеньщизна. Наиболее старыми татарскими поселениями на территории нынешнего Гродненского района были деревни Чёртак и Кадыш на реке Черная Ганча и деревня Малое Димитково около Лососянки, а также Свяцк.

В архивных бумагах отмечены и фамилии бывших жителей поселений: Измаил Сяхнович, Кульзиман Аразович, Кульзиман Касимович, Джанчук Фатлыгович, Асан Бузинович, Урус Алан и другие. Имеются фамилии князей, которые занимали ответственные посты, мул бывшей Лососнянской мечети, которые происходили из представителей княжеского рода Фатлагодичей и Бузуловичей.

Более низкие, чем князья должности занимали “Уланы”, в том числе Ахмет Улан Асанчукович, Чумбай Улан Малошицкий и Димидовские .

В те времена у татар-казаков единым измерением был “конь”, это означает, надел земли или усадьба, с которого владетель, в соответствии с тогдашними нормами, должен был выставлять одного всадника. Размеры участков не были точно определены, особенно в околицах реки Лососнянки. Первые земельные жалованья татар-казаков относятся к временам Витовта. Земля давалась сразу на целые группы татар.

Лососнянские татары-казаки в основном занимались земледелием, коневодством, кушнерствам, огородничеством и разведением рыбы, особенно лосося и форели. Для разведения этих рыб очень подходила чистая, родниковая вода Лососны и притоков. Кроме этого некоторые из татар-казаков служили в те времена в канцеляриях великих князей талмачами, татарскими писарями, ездили с поручениями в Большую Орду и Крым.

Уже в середине XVI ст. белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, не умели разговаривать по-татарски, стали использовать другие языки, в основном белорусский. Они уже не могли контактировать с жителями мусульманских стран. Произошли процессы полной ассимиляции татар по причине, главным образом, смешанных браков: многие татары брали белорусок. Однако же, не смотря на это, белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, еще долгое время берегли свои специфические черты, не исчезали в общей масс населения ВКЛ, так как по-прежнему исповедовали ислам.

Кроме военной службы гродненские татары исполняли и другие функции. В книге Ю. Иодковского “Гродно” (1928) отмечено, что татары в 1508 году обратились к королю с просьбой, чтобы он их освободил от несения сторожевой службы в Гродно, к которой их неволил староста Александр Юрьевич князь Гольшанский. Король удовлетворил просьбу татар.

Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: “Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших”.

В соответствии с переписью 1989 года в Беларуси жило 12,5 тысяч татар. Многочисленные белорусские фамилии напоминают нам бывших татар: Шейбак, Ажгирей, Салей, Бут-Гусаим, Чабанович и другие. Например, в деревне Кунцевщизна Индурского сельсовета Гродненского района более половины ее жителей имеют фамилию Салей. Можно утверждать, что и они далекие потомки бывших татар, хотя все считаются белорусами.

ХХ ст. было тяжелым для гродненских татар репрессии, разрушение мечетей, ассимиляция. Его можно в чем-то сравнить с XVII ст., когда рост неталерантности, войны, неурожайность земель вокруг Лососянки, судебные репрессии магнатов и крупной шляхты на татарские земли все вместе вызвало массовый выезд татар в Турцию, а также в другие места ВКЛ, в частности, в Слоним. Позднее, после разделов Речи Посполитой, другая часть местных татар переехала с деревень в Гродно на улицу Банифратерскую, позднее переименованной в татарскую (теперь улица Свердлова).

Мусульманское сообщество Гродно запланировала построить в лесопарке Румлево мечеть. Возникает вопрос, почему это будет делаться в Румлево, которое не связано с татарской историей, а не в Лососно, где до 1915 года и стояла мечеть.


Примечания (В.В.Тарковский).


См. приложение.

Лососянка – речка, впадающая в Неман в черте г. Гродно. В р. Лососянку, в свою очередь, впадает речка Татарка.

Барановичи – поселок в окрестностях г. Гродно (не путать с г. Барановичи Брестской обл.).

Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название проис-ходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан – сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука (Я.Я.Гришин. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Научно-популярные очерки. – Казань: Татарское книжное издательство, 1995.).

В Беларуси проживает около 330 кумыков.

В черте г. Гродно.


Апанас Цыхун

заслуженный учитель Беларуси


Перевод с беларусского: Тарковский В.В.



(author unknown)

Хипстеры умерли, ламберсексуалы не прижились, брутальные лесорубы - ушли в лес истории. В тренде постсоветского пространства - идеи священного казачества и русской весны, которая вот-вот пробьется из-под снега эпичным подснежником духовности. Вячеслав Корсак решил шагнуть в ногу со временем и вступить в ряды белорусских казаков. Его трип повествует о том, как песня жить помогает, в какой берлоге скрывается казак и почему казачья правда должна быть с кулаками.

Раз-два, казачок

Белорусский казак - новостной хедлайнер 2015 года. О нем неустанно пишет пресса и талдычат жители «фейсбуков». «На каких позициях стоят казаки в Беларуси», «Пророссийские «казаки» готовят боевиков из белорусских детей», «Белорусские казаки»: опасные игры» - такие заголовки поселились в новостных лентах и стали привычным маркером описания жизнедеятельности белорусского казачества.

Сколько в Беларуси казачьих группировок - сказать сложно. Казаков объединяет православная вера, но разделяют внутренние дрязги и неустанное желание померяться погонами. Казаки везде, но казаков нет. К такому парадоксальному выводу придет всякий искатель, который решит на собственной шкуре испытать все радости казачьей доли. Но если усердно копать, удача непременно улыбнется - и перед вами откроются двери в сказочный мир трех главных казачьих тусовок: РОО «Белорусское казачество», РОО «Всебелорусское объединенное казачество» и центр «Казачий Спас». В них мы и попытаемся вступить, чтобы сердцу было любо.

Казаки президентские

РОО «Белорусское казачест­­во» - самая известная казачья организация Беларуси. Она прославилась главным образом благодаря ее верховному атаману, казачьему генералу Николаю Улаховичу, который в 2015 году решил стать президентом страны. Он провел интересную предвыборную кампанию - высказался о баптизме и терроризме, а также выразил обеспокоенность действиями бобров, которые наносят ущерб отечественному рыболовству. В результате небанальных лозунгов Николай Улахович завладел 1,67% голосов избирателей и вернулся к своей обычной жизни. Белорусы тоже продолжили свое привычное существование под мирным небом, чуть было не заполучив президента-казака.

Вступить в «Белорусское казачество» не так-то просто с учетом того, что на сайте организации нет никаких контактных данных.

Вступить в «Белорусское казачество» не так-то просто с учетом того, что на сайте организации нет никаких контактных данных. Зато как нельзя кстати помогает сайт прихода «Всех скорбящих Радость» sobor.by. Все дело в том, что настоятель этого прихода протоиерей Игорь Коростелев является председателем отдела БПЦ по взаимодействию с казачеством. И поэтому помимо баннера «Донбасс. Нужна помощь» на сайте можно найти немало информации о казаках. Например, фотографии с заседаний казачества, которые проходят в Центре просвещения и милосердия Белорусского Экзархата.

Не медля, мчу в центр просвещения, который приютился в районе станции метро «Спортивная». Широкоплечий охранник в куртке цвета хаки расстраивает: никаких казаков в центре нет. Впрочем, из записной книжки мужчина выуживает несколько полезных контактов и честно признается, что ему тоже предлагали стать казаком, но он отказался.

Мне предлагали, но ты меня правильно пойми, не в обиду будет ребятам сказано: я этого не понимаю, - улыбается охранник. - Когда происходит какое-то испытание на родине - да, вот в этот момент не будь свиньей, даже если у тебя есть возможность улизнуть. Как молодежь наша современная пытается любыми маразмами от армии отцепиться. Ну, а так…
- Сейчас такое время, когда не поймешь, что завтра будет в стране нашей: спокойно или нет, - отмечаю я.
- Ну, если у тебя есть убежденность, что такая организация, как казачество, может что-то изменить… Тут, наверное, у человека должно быть такое мироощущение, что ему надо там быть. А по большому счету, если у нас что-то и изменится, то изменится так круто, что не поможет казачество. И многие, кто сейчас там находится, как это сказать… по детскости.

Но совсем не по-детски к казакам относится представитель «Белорусского казачества» Олег (имя изменено. - Прим. «Большого»). Во время телефонного разговора он уточняет, являюсь ли я православным, имею ли в роду казаков, и добавляет, что в последние дни сильно занят: организация готовится к празднованию 20-летия белорусского казачества. Наконец, после нескольких попыток встретиться, я приезжаю к Олегу в офис. Спустившись в подвал хрущевки, мы оказываемся у двери, возле которой висит портрет Николая Улаховича. Минув дверной проем, проходим в казачий штаб, который больше напоминает музей советских артефактов. По всему периметру комната увешана красными вымпелами и военными фотографиями времен афганской кампании. На стене над рабочим столом блестит советская звезда. Рядом из рамки смотрит советский поэт Владимир Высоцкий. А на стене по соседству по непонятной причине прописался флаг Великобритании.

Олег протягивает мне фирменный бланк прошения о вступлении в казачество и начинает показывать фотографии из казачьей жизни.

Вот это наш верховный атаман, - показывает Олег фотографию Николая Улаховича.
- Я за него голосовал.
- Вот. А это приезжал Кирилл - митрополит Ставропольский и Невинномысский, он окормляет все казачество в России. А это у нас бал православный. У нас же три казачества. Но наше - оно такое наиболее живое…
- А почему такое разделение?
- Я думаю, что будет объединение, потому что после выборов Лукашенко не нужен раздрай в общественных организациях, и казачество будет единым.

Впрочем, нынешняя раздробленность белорусских казаков свидетельствует об обратном. Казаки выходят из организации Улаховича, и иногда не по своей воле и со скандалом. Так в феврале 2014 года из рядов «Белорусского казачества» были исключены сотник Андрей Морозов и хорунжий Владимир Шурпач, которых выгнали «за нарушение дисциплины и устава, пропаганду сионистской нетерпимости среди казаков, а также разжигание террористической политики по отношению к части коренного населения Республики Беларусь». Исключенные казаки выступили против принятия в ряды «Белорусского казачества» гражданина Израиля, военнослужащего ЦАХАЛа подъесаула Маслова. По одной из версий, он не вовремя блеснул знаниями иудаизма и заявил в православной церкви, что Иисус - не Бог. Это не обрадовало казаков. Выступили против, за что и были исключены. При этом один из изгнанников, Владимир Шурпач, ранее успел побывать героем «Большого» (см. №19). В 2012 году он охранял общественный порядок в чижовском зоопарке и рассказывал автору этих строк о православии и мире диких животных.

Казаки певчие

Участие Николая Улаховича в президентских выборах вызвало бурю негодования у его конкурента по погонам, казачьего генерала Николая Ерковича - главы «Всебелорусского объединенного казачества». Он даже предложил Улаховича из казачества исключить за то, что тот осмелился выдвигаться от имени всех белорусских казаков. А те, по словам Ерковича, поддерживают Лукашенко. Одним словом, запутанная и страшная история о ментальном сражении казачьих генералов.

О самом «Всебелорусском объединенном казачестве» известно мало. В СМИ сообщали, что Еркович пришел в 1997 году в «Белорусское казачество» по протекции российского казака. В команду Улаховича не попал и организовал свое движение. С тех пор и числится верховным атаманом «Всебелорусского объединенного казачества» и борется на невидимом фронте за нравственную чистоту всего и вся.

Найти адрес организации Ерковича оказывается сущей головоломкой. Методом проб и ошибок натыкаюсь на сайт атамана Минской области Евгения Макаренко «Казаки Святой Руси». Ознакомившись со статьями «Кому в Белоруссии неугоден русский язык?» и «Белоруссия как часть Русского мира», звоню Макаренко. Узнав о моем желании вступить в ряды казачества, Евгений направляет меня к минскому атаману Сергею (имя изменено. - Прим. «Большого»). Телефонный звонок - и уже на следующий день мы встречаемся с атаманом на минском ж/д вокзале. Сергей, облаченный в широкополый милитаризованный плащ, расспрашивает о моих талантах и почему-то сразу уточняет, владею ли я музыкальными инструментами.

В детстве пел в церковном хоре, пока в спорт не ушел, - говорю.
- Какой вид спорта?
- Борьба.
- Разряды есть?
- Юношеский.
- Ну, что я могу сказать - пишите прошение на имя верховного. Вы же не потомственный казак? Тогда два казака пишут участие за вас. Один год испытательный. Образование?
- Высшее.
- От вас нужно будет две фотографии, обязательно в форме. Либо черная - полевая, либо парадная. Желательно парадная.
- Ее нужно приобрести?
- Да, можно пошить в доме военной одежды на переулке Калинина. До 150 баксов она будет стоить. У нас в планах создание музыкального коллектива. Может, есть друзья, у которых хороший голос?
- Есть.
- Тогда хорошо. Форму пока что за свой счет. Я человека нашел, продюсера, который будет продвигать: телевидение, какие-то мероприятия.
- То есть можно будет выступать?
- Да, и деньги зарабатывать.

Я эту мысль вынашиваю уже 10 лет. Но прежде, чем что-то получать, надо, как в любом бизнесе, что-то вложить. А дивиденды сами не придут.

Мы прощаемся и договариваемся встретиться в ближайшее время. Вскоре на моем электронном ящике окажется фирменный бланк прошения о вступлении во «Всебелорусское объединенное казачество». А операция по созданию казачьего «бойз-бенда» временно затихнет. Николай уедет в санаторий.

Казаки боевые

Владельцев нагаек в Беларуси многие по-прежнему именуют «ряжеными». Ряженый казак, в свою очередь, рядится пуще прежнего. Судя по сообщениям в СМИ и фотоотчетам на казачьих сайтах, в руках белорусского казака уже не нагайка, а автомат. И учится казак не заправлять галифе и носить шевроны, а сражаться с настоящим врагом.

Главным казачьим ньюсмейкером последних лет, кроме несостоявшегося президента Улаховича, является организация «Казачий Спас». Это о ней трубят СМИ, сообщая, что белорусские казаки серьезно взялись за военное дело. Это про нее говорят, что организация готовит подростков в православных патриотических лагерях, где юные чада учатся держать в руках оружие. Одним словом, вступление в данную организацию гарантирует не только закалку тела, но и духа.

Звоню представителю «Казачьего Спаса» Степану (имя изменено. - Прим. «Большого»). На мой вопрос, можно ли вступить в ряды казаков, Степан отвечает, что для этого нужно войти в коллектив и проявить себя. Для дальнейшего знакомства он приглашает посетить тренировку по рукопашному бою. Уже спустя несколько часов я сижу в спортзале одного из минских училищ и наблюдаю за тем, как люди в камуфляжной одежде бьют друг друга, постигая хитрости боевого искусства.

Проводит занятия сам Степан, который, по его словам, десять лет назад съездил в Москву и обучился системе единоборства древней Руси - «Системе» Рябко.

Это система выживания. Мировоззренческий комплекс, который позволяет тебе проявлять свой творческий потенциал. Здесь нет клише, нет правил. Есть только принципы и определенная методика обучения. Специальные упражнения, которые развивают какие-то внутренние резервы мозга и подсознания, - рассказывает Степан, добавляя, что многие элементы «Системы» сохранились в русских народных танцах, а еще - в произведениях Пушкина.

Степан говорит, что «Казачий Спас» проводит жесткий отбор конкурентов и хочет, чтобы участники движения не раздавали казачьи чины, а занимались делом во имя сохранения исконных славянских ценностей. Каким делом - Степан объясняет так: военно-патриотическое воспитание молодежи (православные лагеря, военно-патриотические клубы для подростков) и просветительская деятельность (выступление в школах и ПТУ с лекциями о профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, военных традициях Руси и агитацией против абортов).

Европе - конец, - говорит Степан, негодуя из-за легализации однополых браков и прославления гендера. - Своим путем к само­уничтожению они пришли к тому, что их заменят более сильные народы, не отрекшиеся от духовных традиций. Им конец. Они реально скоро будут сюда проситься. Европу ждет гражданская война.

Синяки на руках свидетельствуют о том, что казаки готовы бороться за свои ценности не только на словах. Казачество должно быть с кулаками.

Тренировка закончилась. Казаки выстроились в спортивном зале училища и зачитывают в голос православную молитву. Молитвой начинается и заканчивается каждая тренировка клуба. Я сам в этом смогу убедиться через два дня, когда снова посещу тренировку и испробую прелести православной борьбы на себе. Синяки на руках свидетельствуют о том, что казаки готовы бороться за свои ценности не только на словах. Казачество должно быть с кулаками.

Казаки и символы

Разобравшись, где скрываются белорусские казаки и как вступить в их «секту», мчим вместе с фотографом в деревню Лекерта, что под Бобруйском, чтобы встретиться с руководителем казачьего конно-спортивного клуба «Ермак» Русланом Алиевым и поговорить с ним о тайнах казачьей души.

44-летний подъесаул встречает нас в казачьей амуниции. Рядом с ним шагают два товарища - младшие урядники Юрий Петруша и Сергей Фрис. Улыбчивый Руслан добродушно рассказывает о казачестве и лошадях и вспоминает свое детство, когда он, 11-летний мальчишка кавказских и казачьих кровей, тренировался на Бакинском ипподроме и скакал верхом. А затем работал каскадером в кино. Служил в бобруйской армии. Остался жить в Беларуси. Вступил в казачество Улаховича и вышел, потому что «там полностью попраны казачьи традиции».

По полю скачут мальчик и девочка, которых Руслан обучает верховой езде. Я пытаюсь понять, что дня него значит казачество - проекция детской игры в войнушку, идеалистический образ либо смысл жизни.

В моем понятии казаки - это народ, - говорит Руслан и признается, что везде себя так и записывает - «казак».
- Вера - это основное в жизни человека, - заявляет он. - Очень многие говорят, что не хотят ходить в церковь, потому что там священник такой. А ты не к священнику иди, к Богу иди. Ты же в Божий храм заходишь. У священника дом один, а храм - он для всех общий. Для казака вера - это уклад жизни. Если брать старину, то запорожских казаков называли рыцарями православия.
- Без веры казак - не казак, - добавляет Юрий.
- А как стать казаком? - спрашиваю я.
- Казаком родиться надо или чтобы стержень внутренний у тебя был, - тараторит Юрий. - Внутренний голос тебе подсказывает. Есть такой ген: в человеке сидит и просыпается.
- Казачество - это такой народ, который единственный в России может самоорганизоваться, - говорит Руслан. - В любом случае, что бы ни происходило. И после восстания Стеньки Разина, Емели Пугачева, Булавина - что только ни пытались с казачеством сделать, а казаки все равно реорганизовывались, собирались и продолжали жить.

Бобруйские казаки рассказывают о временах советских репрессий и рассуждают о том, почему в годы войны многие представители казачества стали пособниками фашистов.

Спрашиваю Руслана, как он смотрит на государственные границы и факт существования современных независимых государств.

Беларусь, Украина, Россия для меня лично - это территория святой Руси. Я за объединение этого государства, - говорит Руслан.
- Три сестры, - вставляет Юрий.
- Пусть в Минске будет столица, в Киеве, в Москве - для меня это несущественно. Но я за объединение этого народа, чтобы он обратно стал… А это так и было.
- А как вы видите это объединение? Допустим, сейчас Украина сама по себе, Беларусь - сама по себе, Россия - тоже.
- Мы придем к этому со временем. У нас такой народ - он в трудную минуту все равно объединялся. А сейчас такое положение… Украине досталось такое руководство. Они сами этим Майданом привели. Теперь начинают сожалеть. Уже меняется мировоззрение. Ведь маршировало не все население, 40 миллионов человек, а только кучка.
- Обычно объединяются против кого-то… - замечаю я.
- Ну, у нас есть общий враг, мы все об этом знаем, - отвечает Руслан. - Это западная культура. Нынешняя западная культура. В принципе, они и раньше пытались путем крестоносцев и уний нас перекрестить в католицизм. А сейчас нам хотят навязать, что нет мамы и папы, есть Оно. «Родитель №1» и «родитель №2». Это против человеческого естества. Это и есть наш враг, который нас разлагает. Он снимает все границы между мужчиной и женщиной, между воспитанием. Допустим, у меня четыре парня. Представляете, у них горячие две крови - казачья и кавказская. И что, я им за всю жизнь не должен подзатыльника или по жопе дать? И кто из них вырастет?

Мы идем пить чай, и я спрашиваю у бобруйских казаков, как они себя поведут в случае, если завтра в Беларуси появятся «вежливые люди» и ополченцы, а Путин призовет белорусов к объединению братских народов.

Ополченцы как появились… - рассуждает Руслан. - Допустим, сейчас запад Беларуси собирается, создает свой Правый сектор, приезжает сюда и - «русские, чемодан-вокзал-Москва!»… Я встану на защиту русского языка, русской культуры и русского народа. Не имеет значения, будет это выглядеть как отделение или нет, я встану на защиту русского языка. Если же соберется какая-то группа и скажет «давай отделим и соединим», будет позыв со стороны России идти, я отвечу: «Нет, ребята, извините, вот есть главы государств - пусть они и договариваются». Или проведут общий народный референдум - с российской стороны и белорусской.

Мужчины садятся в машину с российским триколором. Мы тоже покидаем казачьи земли. На бампере - «Погоня».

Казаки сходятся во мнении, что бывшие союзные республики разъединились и воевать под патронажем России за создание БНР (Бобруйской народной республики) не хотят. Мы прощаемся, завершив беседу рассуждением о том, как быстро пошатывается мир, который казался таким крепким. Руслан, Юрий и Сергей переодеваются в гражданскую одежду и превращаются в обычных жителей Бобруйска. Мужчины садятся в машину с российским триколором на лобовом стекле и уезжают.

Мы тоже покидаем казачьи земли и мчимся в сторону Минска.

На бампере - «Погоня».

Учимся находить общий язык.

Исторически известными казаки становятся вБелоруссии (Великом княжестве Литовском, Русском) с 1471года. В1489году вовремя преследования татар, ворвавшихсяв княжество, сыном Короля КазимираIV, Яном Альбрехтом, впереди литовского войска шли казаки, хорошо знавшие местность Побужья. Документально сохранившееся свидетельствоо существовании казаков встречается в1499году вуставной грамоте великого князя литовского Александра. В1503году становятся известными казаки князя Дмитрия, которые составляли иррегулярное войско вЛитве. Они были организованы для защиты границ Литвы отнабегов татари подчинялись старостам областей, городов или замков.

В 1508году отряд казаков под начальством брацлавского ивиленского старосты князя Константина Ивановича Острожского разгромил загон татар, грабивших пограничные области Литовской Руси, другой отряд под командованием «славного казака Полюса— русака» разбил другой загон татар.

В1512году казакипод командованием князя Константина Ивановича Острожского икаменецкого старосты Предслава Ляндскоронского выдворяли запределы Руси ворвавшуюся сюга Татарскую орду.

В1516году казакипод начальством Ляндскоронского ходили впоход под турецкий город Белгород где наголову разбили татар итурок, ивернулись домой сбольшой добычей.

В 1528году литовский воевода Евстафий или Остап Дашкович став Черкаско-каневским старостой привлек ксебе множество казаков. Евстафий Дашкович вынес свой проект насейм оборганизации особой казачьей стражи в2000человек наодном изостровов Днепра (прообраз Запорожской сечи). Казачество увеличивалось вчисленности иосваивало южные пограничные земли (Украину). Казаки начали делиться нагородовыхи низовых. Потомок князей Гедеминовичей, икнязь Дмитрий Иванович Вишневейкий родившийся вправославной вере сделал первым попытку организовать иобъединить ватаги низовых казаков вСечь. После удачного похода черкасско-каневских ипутивльских казаков наТакар в1556году Вишневецкий наострове Хортица устроил земляной город.

В 1577году казаки воевали против Гданьска который нехотел признавать Стефана Батория своим королем. Вбитве под Тщевом казаки разбили гданьщан, 4527человек убили, 1000человек полонили, взяли шесть знамен и большую добычу.

Начиная с 1579года казаки участвовали вЛивонской войне сМосквой настороне Польши. Они участвовали вовзятии Полоцка, замка Красного, Великолуцка, Заволочья, Невеля, Усвята, Туровля, Нисцерда. Атаманами уних были Франциск Сука, Микита, Бируль. Ходили казаки походами кВелижу уДвины и особенно отличились уСтародуба.

Возвратившись с ливонских походов казаки вновь обратили свое внимание наКрым, который постоянно трепетал завсю историю казачества.

В1583году реформой короля Стефана Батория казаки были разделены нареестровых инереестровых казаков.

Первое выступление казаков вБелоруссии произошло в1590году, отрядпод командой Матюши, пополненный местными кре-стьянами игорожанами, разорял дворы магнатов Хоткевичей идаже взял Быхов.

Восстаниепод руководством Криштофа Косинского (1591—1593 гг.) тоже нашло откликв Белоруссии, преимущественно вМогилевском иМинском воеводствах.

В1595годув Белоруссию пришел казацкий отряд Северина Наливайко, который быстро вырос засчет прилива белорусского населения. Повстанцы взяли Петриков, Слуцк, Могилев, Давид-Городок, Туров, Лахву, Пинск. В1595году состоялась Буйничская битва, где две тысячи казаков недали себя одолеть 18тысячному войску литовских феодалов. Выданный виюле 1596года предателямиС.Наливайко, после тяжелых пыток был казненв Варшаве. Свосставшими отошло наЗапорожскую сечь более1000 казаков-белорусов.

В 1596году вБелоруссии воглаве сзапорожцем Матвеем Шаулы действовали отряды казаков изместного населения, которые напа-дали напоместья, уничтожали документы, отнимали упанов захвачен-ные ими укрестьян земли. В1602году вБелоруссии действовал отряд под руководством Дубины.

Казаки неоднократно приходили вБелоруссию ивпоследующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. Известны казачьи выступления в1613 году наПинщине ивдругих восточных волостях. Возникновениюих содействовало пребывание здесь казацких отрядов. Накрестьянские выступления, поддержанные казаками, жаловалась шляхта налитовских сеймиках в 1615—1617 гг.

В начале 1615года отряд казаков, пополненный крестьянами ибеглыми солдатами воглаве сЧеляткой, Коробкой иКаменовским, действовалв Слониме иего окрестности.

Летом 1648года вБелоруссии появился значительный отряд каза-ков под командой Головацкого.

На юге Белоруссии одновременно сотрядами казака Небабы действовали казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапкии других.

Казацкие отряды постоянно прибывали вБелоруссию втечение 1648—1649 гг. Их нередко возглавляли популярные народные вожаки: Кривонос (сын), Сохненко, Голота идругие. 10-тысячный казацкий отряд Голоты завесну 1649года вырос в 30-тысячный. Лоев, Гомель, Брагин идругие города сами открыли ворота восставшим. Местное население активно вли-валосьв казацкие отряды. Мещане Пинска, Мозыря, Боб-руйска, Бреста идругих городов вместе сказаками икрестьянами мужественно защищалисьот шляхетских войск.

Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое вступало вка-зацкие полки. Обэтом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл : «Нетолько казаки подняли бунт, ноивсе наши крепостные наРуси кним присоединились ивойско казакам увеличили».

В сообщении овзятии Радзивиллом города Чечерска говорится, чтоон, расправляясь сказаками, перебилих жен идетей. Совершенно естественно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди.

Казацкое движение вБелоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому ссевера войсками Радзивилла.

Казацкий отряд под командой Поддубского, защищавший нагорящих башнях истенах Бобруйск, предпочел по-гибнуть впламени, чем сдаться. Летописец сообщает, что всражении под Зборовом принимал участие Могилевский полк.

В 1648году сподвижникБ. Хмельницкого полковник Филон (Илья) Гаркуша с отрядом казаков пришел вБелоруссию. Родом онбыл сБыхова. Победный марш поБелоруссии онначал сразгрома польско-литовского отряда стражника Мирского напереправе через реку Березину около местечка Горваль. Вдекабре 1648года осадил Быхов. В1651году с15тысячным отрядом сражался врайоне Припяти. Разгромил посланные против него войска полковника Павши. Вмарте-апреле 1654года был посломБ. Хмельницкого вМоскве.

При всем своем размахе освободительное движение вБелоруссии сохраняло основные недостатки: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий.

Зборовский договор Хмельницкого справительством Речи Поспо-литой (1649г.) привел к временному ослаблению казацкого движения вБелоруссии. Однако хотя казацкие войска всвязи сэтим были отозваны изБело-руссии, авдоль левого берега Припяти расставлены заградительные отряды Радзивилла, белорусы несложили оружия ипродолжали бороться против своих угнетателей.

Многочисленные отряды нерасходились подомам. Киевский воевода Кисель, проезжавшийпо Белоруссии 16октября 1649году, писал ко-ронному канцлеру: «Плебс (простой народ) продолжает оставаться вотрядах идомой пановне пускает». Вапреле 1650года тотже Кисель сообщил королю, что народ возмущен инежелает признавать власть своих панов. Неимея сил терпеть тиранию, онуходит заДнепр, наЛевобережную Украину ивРоссию.

Весной 1651года вБелоруссии поднялась волна казацких волнений, всвязис тем, что Хмельницкий возобновил военные действия против Речи Посполитой.

Новое оживление казачьего движения началось вовремя войны между Речью Посполитой иРоссией в1654году. Вэтой войне белорусский фронт имел громадное значение. Стратегический план России иУкраи-ны заключалсяв том, чтобы заставить Речь Посполитую воевать замного сот километровот своих основныхбаз, натерритории, горящей вогне восстаний, подставив свой растянутый фланг итыл под удары. Богдан Хмельницкий направил часть своих полков вБелоруссию для общих военных действий.

Наказным гетманомв Белоруссии был назначен полковник Нежинского полка Иван Николаевич Золоторенко, который возглавлял 20тысячное казачье войско. При осаде Быхова онбыл ранен иумер. Новым командующим был назначен Иван Нечай . В 1655году документы онподписывал как полковник Чаусскийи Новобыховский, атакже полковником Белорусским, Могилевскими Гомельским. В1658году онизменил интересам казачества иперешелна сторону поляков (Гданьский договор), воевал против русских войск, разгромлен под Могилевом, выслан вТобольск.

Кроме Белорусского (Чауского) полка (1654—1659 гг.) натерритории Белоруссии впорядке отпочкования возникли хотя инакороткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда «полками». Примером может быть отряд Дениса Мурашки . В1656году минский воевода всвоем донесении величает Дениса полковником который воглаве казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, исобирал хлеб для полка.

ВИгумене Мурашко дислоцировался втечении года, затем создал себе второй центр Камень.

Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский иНовогрудские поветы.

Натерритории Беларуси для решения боевых задач входили идислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.

Белорусские крестьяне игородская беднота видели вказацком полковом административном устройстве наУкраине ивказаках свое-образное воплощение того, кчему стремились.

Белорусское казачество было закономерным явлением вжизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших встране в XV—XVII вв. измененийв производствен-ных отношениях.

Немало людей, уходили изродных мест впоисках средств кжизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет инаучившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам вборьбес местными ипольско-литовскими феодалами.

Вектор развития казачества имел вначале южное направление, затем сучетом расширения Русского государства кюжному вектору прибавился восточныйи северо-восточный вектор. Казаки выходцы сбелорусских земель дошлидо Аляски расширяя иохраняя границы державы.

Казаки взяли насебя роль защитников веры иотечества, они сделались вглазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды ичести, стали бессмертными вглазах многих поколений исэтим именем вышлина страницы славянской или вообще мировой истории.

по данным официального сайта